- Глазурование керамики
- Особенности глазурования
- Типы составов
- Способы нанесения
- Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:
- Глина и глазури. Мой первый опыт работы с ними
- Как освоить гончарное ремесло в домашних условиях
- Преимущества изготовления глиняных изделий в домашних условиях
- Как выбрать глину для керамики?
- Горшечная глина
- Фарфор
- Каменная глина
- Как выбрать глину для работы на дому?
- Обжиг керамики в домашних условиях
- Как сделать керамику в домашних условиях
- Как насчет гончарного круга?
- Использование гончарного круга в домашних условиях
- Можно ли добавить декор на глиняные изделия?
- Как сушить глину?
- Покраска глиняных изделий
- Меры предосторожности при работе с глиной
Глазурование керамики
Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм.
Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.
Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливом и распылением.
Особенности глазурования
Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.
Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.
Типы составов
С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.
Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.
Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.
Способы нанесения
Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе.
Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.
Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:
Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.
Источник
Глина и глазури. Мой первый опыт работы с ними
Как и подобает новичку, все хочется попробовать и узнать поближе. Поработать с разными массами, разными глазурями, выявить предпочтения материалам и технике работы с ними, создать что-нибудь свое, уникальное.
В керамике я около года. О первых шагах в мире керамики подробнее можно узнать в другой публикации. Поделюсь своими впечатлениями о материалах, с которыми уже работала. Мастерство приобретается параллельно.
Как начинающий мастер, учитывая возможность неопределенного количества брака, материалы выбирала самые бюджетные.
Первым материалом в моих руках была красная глина, привезенная из Кунгура с которой мы работали во время обучения. Характеристик на ней указано было немного, а глазурь подбирать пришлось самостоятельно – бюджетную низкотемпературную в порошке (Т-106).
С глазурью были куплены ангобы – краски на основе глины. Тоже в порошке. Часть из них я сразу развела в баночках с жестяными крышками. Больше так не делаю.
И глина МКФ-2. Очень хотелось поработать с другой массой. Она оказалась очень мягкой и пластичной. Розовато-бежевого цвета.
Первой трудностью оказался процесс нанесения глазури. Разумеется, я насмотрелась разных видео, спасибо интернету, плюс одноразовый опыт в процессе обучения, но там же все готовое было и мастер рядом.
Глазурь наносила окунанием. Надо сказать, что для первого раза все было неплохо. Я узнала, что порошок глазури очень быстро оседает, вода мгновенно впитывается в черепок и непонятно что делать с потеками на толстом слое глазури. Выглядело это примерно так — часть кружки тонкий слой, часть кружки двойной слой и ручка с потеками. Все оставила как есть, слегка счистила застывшие капли, донышки предварительно отмыла и в обжиг.
Результат – на красную глину, несмотря на потеки и толстый слой глазурь легла замечательно, за год использования никаких дефектов не выявилось. А вот на МКФ-2 при контакте с водой проявлялись мелкие пятнышки, будто промокает местами. Ладно, если вижу слишком тонкий слой местами, но даже если все ровно, где-то да проявятся.
Прозрачная глазурь должна быть нанесена тонким слоем, в толстом слое мутнеет. Поливать и окунать нужно достаточно медленно. Нанесение кистью требует особых навыков и понимания густоты глазури и ее свойств.
Постепенно узнала о разных средствах для замедления оседания порошка глазури. Нашла информацию о том, что можно в глазурь добавить аптечный сульфат магния . Купила, добавила, облегчила себе процесс нанесения глазури. 25 г развела в 100 мл воды и добавила в глазурь 1 ч. л. Тщательно перемешала, через минут 15-20 внешние свойства заметно изменились. Результат порадовал.
Позднее приобрела готовую прозрачную глазурь S-0119, ложится замечательно, но пятнышки на МКФ-2 все равно проявляются при контакте с водой. До сих пор не знаю причин. Возможно, замывала поверхность сырца слишком влажной губкой и открывались мелкие частички, но это уже мои домыслы. Продолжаю пользоваться этими глазурями на другие массы – ничего подобного нет.
Почти вся посуда из МКФ-2 осталась служить дома, я ею очень довольна. Со временем пятнышки перестали проявляться. Иногда мою в посудомоечной машине, никаких дефектов.
Работать с ней очень приятно, гончарится замечательно и цветные глазури прекрасно ложатся.
О том с какими материалами еще познакомилась и как находила общий язык поделюсь в последующих публикациях.
Источник
Как освоить гончарное ремесло в домашних условиях
Задумываясь об изготовлении керамики, вполне вероятно у вас может не быть ни времени, ни ресурсов, чтобы начать заниматься этим в профессиональной студии. Если вы тот, кто проводит много времени дома, присматриваете за детьми или тому подобное, то зачастую дом — это действительно лучший и единственный вариант. Если это так, вам следует задуматься об изготовлении керамики дома, и эта статья расскажет, как в этом разобраться, а также даст советы и рекомендации, которые позволят вам подготовиться быстро и эффективно.
Преимущества изготовления глиняных изделий в домашних условиях
Есть несколько плюсов изготовления керамики в домашних условиях, определяющих популярность этого ремесла:
- Это дешевле в долгосрочной перспективе, так как не нужна аренда студии.
- Все запасы материалов всегда под рукой.
- Это экономит время, не нужно никуда ездить.
- Нужны минимальные инвестиции.
- Позволяет вам заниматься этим в комфортных домашних условиях.
Также есть несколько недостатков занятия этим дома:
- У вас не будет учителя, чтобы помочь вам.
- Вы должны изучить все самостоятельно.
- У вас может не быть суперпрофессиональных инструментов, которые есть в студиях.
- Вы можете быть ограничены в выборе изделий, которые хотите сделать.
Если вы только учитесь изготавливать керамику, прежде всего нужно работать над техникой, и делать это дома — это хороший способ создать комфортное пространство и изучить основы ремесла. Но если у вас нет домашней студии, то стоит также попробовать поработать в специализированной студии, особенно если у вас нет своих материалов. Это позволит вам быстрее изучить основы техники и проверить, сможете ли вы создать более комфортные условия для изготовления глиняных изделий у себя дома.
Как выбрать глину для керамики?
Одна деталь, в которой вы захотите разобраться точно, это виды глины. Если бы вы работали в студии, мы бы сказали, просто возьмите обычную глину, которая используется для обжига в зависимости от температуры вашей печи, вы даже можете работать с фарфором.
Глина и керамика — это разные материалы, которые широко используются в гончарном деле. Тем не менее, основное различие между этими двумя материалами заключается в том, что глина является природным материалом, который естественным образом добывается. С другой стороны, керамика — это различные группы веществ, которые добавляются в глину для ее затвердевания при нагревании.
Поскольку керамика содержит оксиды металлов, при нагревании она меняет молекулярную структуру глины. Следовательно, все глины могут рассматриваться как керамика, но не вся керамика считается глиной. В то время как есть различные типы керамических глин, в основном в гончарном ремесле используется фарфор, горшечная и каменная глины.
Горшечная глина
Горшечная глина имеет низкую температуру обжига и состоит из мелкозернистых частиц. Изделия из такой глины могут служить годами. Этот вид глины легко обрабатывается, он липкий и очень пластичный по своей природе. Обжигается при 1100°C. В результате получается твердый, но хрупкий материал пористой структуры. Для того, чтобы сделать изделие непористым, на керамику наносят глазурь, а затем обжигают во второй раз.
Фарфор
Фарфоровая глина — это мелкозернистая глина белого цвета, используемая для изготовления керамики. Она очень прочная и дает белый цвет благодаря более высоким уровням концентрации каолина. Фарфор можно обжигать при очень высокой температуре – от 1200 до 1450°С. В результате получаются очень твердые, белые, полупрозрачные, блестящие изделия.
Каменная глина
Цвет такой керамики варьируется от темно-коричневого до баффового. Разница в цвете возникает из-за наличия примесей и содержания железа в глине. Каменная глина имеет крупнозернистые частицы, которые обжигаются при 1200°C. В результате получается более плотный, долговечный материал, который по своей природе является водонепроницаемым. Такая глина не требует нанесения глазури.
Хотя это лучшие керамические глины, которые используются для гончарных работ, если вы новичок и только присматриваетесь к гончарному делу, то можно начать с самозастывающей глины. Она очень пластична, что позволяет создавать самые разнообразные гончарные изделия. Дополнительно про материалы для керамики вы можете прочитать в нашей отдельной статье.
Как выбрать глину для работы на дому?
1. Однако в домашних условиях всё может быть немного по-другому. Вы выбираете один из трех различных типов глины:
- Обжигаемая в печи.
- Полимерная.
- Высушиваемая на воздухе.
2. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. У обжигаемой есть несколько преимуществ и недостатков, которые вам необходимо учитывать:
- Обычно выдерживает более высокие температуры.
- Лучше для керамики, используемой в потреблении.
- Как правило более долговечная.
- Самый большой недостаток в том, что с ней труднее работать.
3. У высушиваемой на воздухе глины также есть свои преимущества и недостатки, а именно:
- Вам не нужна печь или источник тепла.
- Как правило, из нее вы можете создать большинство изделий.
- Недостатком является то, что она обычно не такая прочная как обжигаемая в печи.
- Требует вечность, чтобы высохнуть.
Такой вариант, как правило, менее похож на настоящий процесс изготовления глиняных изделий, но он иногда используется, когда вы просто хотите что-нибудь сделать самым простым способом.
4. Наконец, есть полимерная глина, которая имеет преимущества и недостатки, аналогичные второму варианту:
- Это отличная глина для новичков.
- Позволяет работать с формой.
- Как правило, прочная, но не на столько как обжигаемая.
- Не самая податливая по сравнению с двумя другими.
- Обычно используется для формовки и не более того.
Идеальная ситуация была бы, если бы у вас была печь для обжига и специализированная для нее глина, но если вы ограничены в средствах и пока не хотите вкладывать много денег в дорогое оборудование, то это ваши варианты.
Обжиг керамики в домашних условиях
Обжиг в духовке – вариант, если вы работаете с обжигаемой глиной. Но, если вы готовы потратить немного больше денег, вы можете купить недорогую печь.
Преимущества обжига в духовке:
- Это дешево, так как она у вас уже есть.
- Обычно позволяет создать достойную керамику.
- Получаемые изделия достаточно долговечные.
Но если вы хотите подойти к процессу более серьезно, то вам нужна печь, потому что ваша домашняя духовка не даст желаемой температуры. У нее есть много преимуществ перед духовкой:
- Ваши изделия могут быть более разнообразными.
- Вы сможете создать подходящую атмосферу для работы.
- Вы сможете работать с более разнообразными глазурями и глинами.
- Процесс проще в управлении, так как он более медленный.
- Позволяет использовать высокотемпературный (бисквитный) обжиг, который делает керамику прочнее.
Духовка – это хорошее начало, если вы собираетесь учиться заниматься этим дома. Но советуем вам, как только вы немного научитесь, подумайте о покупке печи или обжигайте ее в студии поблизости.
Как сделать керамику в домашних условиях
Как работать с керамикой в таком ограниченном пространстве? На самом деле это довольно просто, и мы поговорим о том, как вы можете использовать различные техники в зависимости от среды, в которой вы работаете.
Сначала поговорим о создании глиняной формы, для этого начнем со следующего:
- Возьмите глину и раскатайте ее.
- Отрежьте желаемую длину и ширину.
- Если используете лепку, скатайте глину в форме шара.
- Выберите технику для дальнейшей работы.
Если вы создаете керамику без гончарного круга, то это ручная лепка. Ручная лепка, на наш взгляд, является лучшим способом изготовления керамики, поскольку она проста и требует меньше материалов.
Рассмотрим три техники ручной лепки:
- Лепка из глиняных пластин.
- Спиральная лепка.
- Лепка из целого куска глины.
Вы можете начать с лепки из глиняных пластин. Для этого:
- Раскатайте глину.
- Вырежьте ее до желаемой длины / ширины / высоты.
- Отложите в сторону и повторите.
- Когда все детали вырезаны, проработайте соединения, смазав их жидкой глиной, а затем соединив детали вместе.
- Сгладьте соединения.
- Повторите эти шаги с каждой стороны.
Для спиральной лепки из жгутов вы делаете что-то похожее в начале, но процесс включает в себя гораздо больше деталей:
- Раскатайте цилиндр глины так, чтобы он имел желаемую толщину и консистенцию.
- Уложите его вокруг пластины для дна.
- Когда вы дойдете до конца, отрежьте лишнее, а затем сдавите концы вместе.
- Сгладьте каждое кольцо по мере необходимости, чтобы сравнять стенки.
- Убедитесь, что все ровно и нет двух стыков, заканчивающихся в одной точке, потому что это создаст отверстия.
Когда дело доходит до глиняной посуды, удобно использовать кольцевую лепку для изготовления мисок, чашек и тому подобного и, если вы работаете с обжигаемой глиной, это отличный вариант, поскольку с ней легко работать и вы сможете сделать очень многое.
И наконец, лепка из целого куска глины, которая, возможно, самая простая для новичка, но изделия могут получаться более неровными в сравнении с другими видами лепки.
- Сделаете шар из глины.
- Надавливая от центра, дойдите до дна шара.
- Продолжайте выдавливать снизу до нужной ширины и высоты изготавливаемой чаши.
- Сделайте все стенки как можно более ровными.
Всё это можно сделать дома с помощью собственных простых материалов, так что в конечном итоге вы получите потрясающее изделие, которым уже можно пользоваться.
Как насчет гончарного круга?
Да, вы можете создавать керамику дома с помощью гончарного круга, но, если у вас его нет или вы никогда раньше не занимались гончарным ремеслом, советуем сначала пойти по пути ручной лепки. Тому есть несколько причин:
- Гончарный круг достаточно дорогой.
- К нему надо привыкать.
- Вам потребуются специальные знания, прежде чем начать работу.
- Будет достаточно пространства, чтобы наделать ошибок.
Использование гончарного круга в домашних условиях
Вы можете использовать гончарный круг, хотя и не рекомендуем начинать именно с этого. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с гончарным кругом:
- Во-первых, вам нужен гончарный круг, который может вместить не менее килограмма глины.
- Вам лучше рассмотреть вариант электрического гончарного круга, так как он легче в использовании.
- Убедитесь, что вы знаете, как использовать глину, с которой работаете, чтобы поддерживать ее влажной, как ее сушить и обжигать.
- Замесите и раскатайте глину в жгут, чтобы подготовить заготовку.
- Удалите все пузырьки воздуха, чтобы предотвратить растрескивание в печи.
- Прилепите получившийся комочек глины на круг и отцентрируйте его.
- Увлажните руки и держите их влажными, чтобы они скользили по глине.
- Запустите круг, увеличьте скорость и вытяните глину вверх, сглаживая стенки.
- Обхватите глину руками и осадите ее из центра.
- Промните дно, вытягивайте глину, чтобы получить нужную форму.
- Держите стенки как можно более ровными.
В конечном итоге это всё, что вам нужно сделать, чтобы слепить изделие из глины на гончарном круге.
Можно ли добавить декор на глиняные изделия?
Да, можно! Есть несколько способов декорирования глиняных изделий:
- Штампы с контррельефом. Их можно найти в специализированных магазинах. Используйте их на слегка влажной глине, чтобы сделать маркировку, которая отлично подходит для узоров или даже «подписей».
- Инструменты: вилки, ножи, иголки, расчески или подобное, которые могут создать удивительный дизайн и текстуры, от которых ваша керамика только выиграет.
- Отпечатки: листья, камни, ветки или подобное. Мягко прижмите их к глине, чтобы создать отпечаток перед тем, как обжечь изделие или высушить.
Художественное оформление действительно выглядит хорошо, и если вы не создаете керамику, которая требует глазурирования, то эти небольшие украшения, сделают вашу керамику еще более привлекательной.
Как сушить глину?
Если вы не работаете с печью, то скорее всего, вы собираетесь сушить глину воздушной сушкой или выпеканием в духовке. Есть несколько способов для каждого из них.
Для запекания в духовке:
- Разогрейте духовку до нужной температуры.
- Поместите туда глиняную заготовку на подносе.
- Запекайте необходимое количество времени.
- Проверьте твердость изделия.
Это просто, но опять же, нагрев недостаточно сильный для фарфора или фаянса.
Для воздушной сушки:
- Положите изделие в безопасное место.
- Подождите. Это может занять до 24 часов.
- Проверьте изделие на твердость и дайте ему еще времени при необходимости.
- Если вы сушите на воздухе, используйте мелкозернистую наждачную бумагу, чтобы удалить мелкие неровности, прежде чем переходить к покраске.
Сушка глиняной посуды требует времени, но правильная техника сушки, поможет вам избежать неудач.
Покраска глиняных изделий
Вы можете покрасить глину акриловой или латексной краской, если она высушивается на воздухе. Важно, чтобы и здесь вы соблюдали определенные правила.
Несколько советов по покраске:
- Убедитесь, что, если обжигаете глину, краска предназначена для использования в печи.
- Некоторые краски не требуют обжига, что иногда может быть удобным вариантом.
- Выберите краску, которая соответствует требуемой температуре, так как высушиваемую на воздухе глину нельзя обжигать.
- Наносите краску кистями, губками или другими способами.
- Дайте краске высохнуть в соответствии с инструкцией на краску.
- Если вы собираетесь обжигать в печи посуду для еды и жидкостей, используйте сначала краску и герметик, а уже затем после сушки запускайте обжиг.
- Если вы используете печь, то также используйте глазурь, чтобы полностью закрепить покраску.
Покраска добавит уникальности вашим произведениям, и хотя на первых шагах это может быть необязательным, вы сможете по-настоящему извлечь из этого пользу, если у вас есть интересные идеи для росписи. Некоторые также предпочитают красить изделия уже после запекания в духовке, это вы решайте для себя, как вам больше нравится.
Меры предосторожности при работе с глиной
Не забывайте проявлять некоторые меры предосторожности:
- Изучите инструкции к материалам и оборудованию.
- Помните, что печь, которую вы используете, горячая и нужно быть аккуратнее с ней.
- Будьте осторожны при формовке глины, чтобы не поранить себя.
- Изучите, какие химические вещества есть во всем, с чем вы работаете.
Многие люди получают огромное удовольствие от изготовления керамики в домашних условиях, и в этой статье мы постарались рассказать, как это сделать. Если вы хотите заняться гончарным делом и беспокоитесь о том, произведет ли то, что вы делаете должное впечатление на кого-то, то просто не думайте об этом. Совершенствуйте свою технику и всегда творите на максимуме своих возможностей, и у вас получатся уникальные глиняные изделия, которые создадут уют и комфорт в Вашем доме, добавят красок и праздничности в повседневную домашнюю обстановку, подчеркнут вашу индивидуальность.
Источник