Мастер-класс изготовления куклы из пластика своими руками
Появление полимерной глины на рынке товаров для рукоделия стало новым витком эволюции.
Из запекаемого пластика делают разнообразные поделки, очень красивую бижутерию и даже кукол.
Мастер-классы кукол из пластика своими руками выкладывают в Сеть не только «продвинутые» мастера, но и те, кто недавно начал осваивать этот вид творчества.
Кстати, для новичков, интересующихся, как сделать куклу из пластика, такие советы бывают особенно полезны.
Использование полимерной глины для творчества
Полимерная глина (пластик) имеет одно интересное свойство — в руках человека она, согреваясь, приобретает пластичность, благодаря чему из нее и можно создавать разнообразные поделки. Изделия получаются необычными, эксклюзивными. Они доставляют огромное удовольствие не только тем, кто их приобретает, но и самим авторам. Ведь творческий процесс настолько увлекателен, что стоит лишь начать, а оторваться потом бывает сложно.
Если говорить об изготовлении куклы, то научиться этому стоит по ряду причин. Среди них:
- возможность создавать авторские образы, воплощая мечты своего детства или пожелания собственного ребенка;
- изготовление уникальной эксклюзивной куклы, которая может стать отличным подарком или украшением интерьера.
Считается, что создаваемые мастером куклы не только отражают его внутренний мир, но и пропитываются энергией своего автора.
К тому же лепка кукол из полимерной глины для начинающих способствует снятию стресса, является неплохим антидепрессантом с хорошей психологической разгрузкой. Конечно, еще одним очевидным плюсом такого хобби может стать доход, приносимый от продажи изделий.
Заготовка материалов
Чтобы приступить к созданию шедевров, нужно не только запастись терпением и приготовиться к довольно кропотливому труду, но и найти интересную идею для воплощения, а также приготовить необходимые инструменты и материалы.
Мы будем делать куклу из полимерной глины пошагово, и, в зависимости от того, какой мы видим нашу будущую куклу, могут потребоваться разные материалы.
Но примерный перечень необходимых материалов примерно таков:
- Доска или специальный мат для лепки.
- Полимерная глина, цвет телесный. Можно начать, например, с Fimo или Cernit, взяв небольшой, 40−70 граммов брусочек. А также для лепки кукол используют FimoPuppen и LaDoll.
- Острый тонкий нож.
Прямоугольный металлический стек (хотя бы один). Либо предметы, способные его заменить (иголки, булавки, обычные стеки для пластилина, вязальные спицы, крючки и т. д. ).
- Проволока различной толщины (желательно медная или другая, устойчивая к коррозии).
- Фольга алюминиевая, которую используют при запекании. Из нее делается каркас и болванки для разных частей тела.
- Акриловые краски. Ими будем расписывать лицо. Для начала можно ограничиться базовыми цветами: белый, желтый, красный, черный.
- Влажные салфетки, не содержащие спирта.
- Кисти и наждак.
- Грунтовка.
- Шерсть для валяния.
- Клей ПВА.
- Ткани для кукольной одежды и прочего оформления.
После заготовки материалов следует перейти к следующему этапу создания игрушки.
Создание эскиза
Пренебрегать этим, казалось бы, не самым обязательным пунктом не стоит.
Во-первых, это поможет создать правильную игрушку по задумке: вы будете делать не то что получится, а определенный конкретный образ.
Во-вторых, важно соблюдать пропорции, а для этого необходимо хотя бы схематическое изображение, с которым можно при выполнении работы сверяться время от времени.
Даже если вы запланируете сделать куклу в виде маленького ребёнка, тело которого, как известно, имеет другие пропорции, нежели у взрослого: очень большая голова по сравнению со всем телом, маленькие кисти рук и т. д. , то искажение пропорций будет слишком заметной ошибкой.
Следовательно, эскиз изделия необходим.
Выполнение каркаса
Если фигурка будет маленькой или это будет кукла с подвижными конечностями, то вполне подойдёт медная проволока. Для статичных кукол больших и средних размеров каркас необходимо сделать крепким, например, из стальной проволоки.
С помощью каркаса не только определяются пропорции кукольного тела, но и придаётся прочность всей конструкции, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Профессионалы советуют вместо того, чтобы скручивать проволоку, оплести её более тонкой проволокой несколько раз.
Фольгой наращиваем объём на проволочном «теле». Стараемся не делать чересчур глубокие впадины. Бугорки и вмятины заглаживаем. Такая тщательность нужна для того, чтобы глина легла равномерно, не трескаясь и без попадания в нее воздуха. Правда, чрезмерным старанием тоже можно все испортить: по слишком гладкой фольге глина будет «плавать» и смещаться, нарастить ее будет практически невозможно. Вносим последние коррективы на этом этапе, чтобы перейти к лепке.
Процесс лепки
Полимерная глина в процессе лепки подразумевает аналогичные действия, что и в случае лепки из пластилина. Рассмотрим этот этап подробнее.
Части тела игрушки
Первым делом нужно вылепить голову куклы, для этого лепешкой из глины оборачиваем голову и придаем ей нужную форму, стыки нужно разровнять.
Слепить всю куклу сразу из глины нецелесообразно, потому что это невыгодно по расходу пластика и затратам на него. К тому же такое количество глины пропечь невозможно — даже когда верхний слой уже сгорит, то внутри она все равно останется мягкой.
Слой глины должен быть не менее 4 мм.
Далее, если мы используем пластик, который сам затвердевает (не требует запекания), то продолжаем лепить остальные части тела, сверяясь время от времени с эскизом. Руки и кисти лепим отдельно и прикрепляем к туловищу. После того как глина полностью затвердеет, шлифуем ее мелкой шкуркой, очистим ненужное острым ножом и замаскируем ямки и трещинки пластиком.
Снова как следует просушиваем. Акрилом разрисовываем лицо, делаем кукле прическу, закрепляя пряди волос клеем ПВА. Можно сделать ей стрижку или прическу. Осталось одеть нашу куклу в соответствии с образом. Для этого шьём отдельно или прямо на ней соответствующий костюм и обувь.
Из запекаемой глины
Иной процесс работы предстоит, если лепить из запекаемой глины. Здесь удобнее моделировать голову и другие части тела из фольги, надев их на палочку, так будет не только удобно запекать часть тела, но и впоследствии надевать её на каркас.
Можно выделить следующие этапы дальнейшей работы:
вылепив голову, мысленно делим овал лица пополам по горизонтали, и по этой линии вдавливаем глазницы;
- добавив по кусочку глины, формируем верхние веки и выравниваем;
- разогрев в руках небольшой кусочек пластика, слоем примерно 3 мм равномерно наносим его на заготовку; можно выровнять контуры с помощью влажной салфетки;
- в глазницы вставляем заранее вылепленные и обожженные шарики, разравниваем;
- нос лепим в форме пирамиды и сажаем его на место (занимать он должен около трети лица);
- по обеим сторонам носа прилепляем по тонкому валику из глины, ровняем и делаем ноздри острым инструментом;
- ниже носа лепим и прижимаем овальную лепешку, разравниваем, делаем прорезь;
- добавляем для пухлости губ по небольшому кусочку пластики, ровняем, делаем ямочку у подбородка;
- чуть наращиваем дополнительными кусочками щеки и подбородок, их тоже выравниваем;
- определяем место для ушей, делаем заготовку из двух полукругов, формируем уши.
Когда голова готова, облепляем шею раскатанным кусочком пластика, все выравниваем и приступаем к созданию других частей тела.
В зависимости от того, будет ли у нас кукла с туловищем, или просто руки, ноги и голова будут прикрепляться к мягкому тельцу, вылепливаем все нужные части и одеваем их на деревянные шпажки.
Для запекания мастерицы советуют заготовки на шпажках воткнуть в рис, насыпанный в жаропрочную форму — утятницу или ёмкость для микроволновки. Важно, чтобы детали запеклись, но перепёк деталей допускать нельзя, иначе глина потрескается или кукла будет хрупкой. Обычно на упаковке указан необходимый температурный режим.
Окончательные штрихи
Когда обжиг закончен и все детали остыли, можно собирать нашу куклу воедино, одевать её, как и запланировано изначально, и приступать к росписи лица.
Все черты лица выполняются акриловыми красками, а, при необходимости, покрываются лаком. В довершение всего кукле делают причёску.
Для этого используют не только пряжу, но и специальные кукольные волосы, а также искусственные пряди. Опытные рукодельницы рекомендуют, приклеивая волосы, прижимать их лучше шилом или металлической иглой, потому что за деревянными шпажками часто тянутся волосы и клеевые нити.
Наряд очень важен при создании образа — ткани должны соответствовать образу полностью. Если кукла относится к старинным сказочным персонажам, то кружевную ткань для её одежды можно постирать в травяном отваре. В любом случае накрахмаленные и отглаженные вещи, которые сами по себе могут выглядеть хоть и аккуратно, но на кукле будут торчать колом и создавать впечатление излишней нарочитости. Чтобы избавиться от этого эффекта, можно немного намочить ткань и создать на ней нужные складки.
Необходимо грамотно подбирать детали и аксессуары для костюма. Даже если мы захотим добавить к костюму очень красивую бусину, но в пропорциях с размерами куклы она будет выглядеть просто гигантской, то от задумки придется отказаться. А также стоит отказаться и от крупного кружева, потому что оно будет казаться грубым.
Полезные советы
Несмотря на громкие заявления, которые иногда встречаются, что обожженная глина становится очень прочной и её можно пилить, мыть, сверлить, шлифовать и т. д. , далеко не всегда оправданы! В реальности пластик весьма хрупок и на различные виды воздействия может отреагировать следующим образом:
- если его пилить, то изделие развалится;
- шлифовку он еще сможет выдержать, но результат вряд ли порадует, так как останутся царапины и следы;
- глину можно окрашивать, причем разными видами красок, тонировать, покрывать лаком для ногтей;
- изделия из пластика можно протирать сухой мягкой тряпочкой.
Кукла из запекаемого пластика может разбиться, если ее уронить.
Для ремонта игрушки потом будет крайне мало шансов. Передать эксклюзивную вещицу по наследству тоже не удастся — век куклы из пластика недолог, максимумом считается лет 30−40, после чего она необратимо разрушается.
В принципе, все недостатки с лихвой компенсируются удовольствием от создания желаемого персонажа и от обладания им.
Originally posted 2018-08-29 08:36:17.
Источник
Создаем чудесную куколку из полимерной глины
Наверняка, у каждого ребенка есть любимая, дорогая для сердца игрушка. А многие, вырастая, хранят свои любимые игрушки вместе с теплыми воспоминаниями о таинственной, искрящейся солнцем и радостью стране детства.
А представьте, если такой любимой игрушкой будет сделанная своими руками прекрасная кукла. Всем, кто хочет окунуться в чудесный мир сказок и красоты — прошу за мной!
Для работы нам понадобятся:
1. Запекаемая полимерная глина (самые распространенные для кукольников- Living Doll, FIMO, ProSculpt.
2. Проволока для каркаса (из металла, не поддающегося ржавчине).
3. Фольга (лучше мягкая).
4. Влажные салфетки (без спирта).
5. Инструменты (маникюрные или стоматологические: лопатки, дотсы, всевозможные стеки, при желании можно обойтись подручными вязальными спицами и крючками, иголками и т.д.).
Чтобы сказку сделать былью,
Нужно нам совсем немного,
Только чуточку терпенья,
Знаний щёпоть, настроенья,
Чуть задора — и в дорогу.
Начать лучше всего в наброска либо схематичного изображения тела. Чтобы придерживаться правильных пропорций, очень важно сверять свое творение с желаемым на рисунке. Стилизовать можно как угодно, у куклы может быть по-детски большая голова, чрезмерно маленькие ладошки или стопы для придания пущей трогательности, или наоборот утонченно-вытянутое тело или грациозные длинные ноги. Но если происходит искажение остальных пропорций, эти ошибки очень бросаются в глаза.
Итак, набросок выполенен, переходим к изготовлению каркаса. Для средних и больших кукол, если они статичны, нужен крепкий, прочный каркас. Для этого лучше всего подойдет стальная проволока. Для маленьких фигурок, или для кукол с подвижными конечностями можно взять медную проволоку.
Каркас — очень важная часть изготовления куклы, он определяет пропорции, дает прочность всей конструкции, и поэтому должен быть выполенен тщательно. Проволоку не советуют скручивать, для прочности лучше всего несколько раз оплести её более тонкой проволокой.
Далее наращиваем объем при помощи фольги. Тщательно приглаживаем бугорки, избегаем вмятин и слишком глубоких впадин. Это важно, потому что слой глины должне быть равномерным во избежание трещин и попадания воздуха под нее. В то же время, если слишком тщательно загладить фольгу, глина по ней может гулять, будет трудно нарастить ее.
Каркас готов, сверяем с эскизом, подправляем, если что-то надо подправить, на этом этапе!
Теперь переходим к лепке.
Начинаем с тщательной подготовки поверхности. Лучше всего лепить на стекле или керамической плитке — с них проще всего удалить пыль, они гладкие и не оставят рельефных отпечатков. На запекаемую глину с удовольствием садятся разные пылинки-ворсинки, которые при выглаживании любят углубляться в массу. Может, тоже хотят быть увековеченными в искусстве, но нам этого совсем не надо. Поэтому тщательно вытираем пыль со всего — со стола, с полочек, с рук, с инструментов. Одежду лучше всего надеть не ворсистую, из гладкой ткани. Можно воздух оросить из пульвелизатора, дабы вся пыль опустилась вниз.
Пластику надо очень хорошо размять.
Я начинаю лепить с головы. Для этого беру лепешку глины, раскатанную равномерно, оборачиваю ей голову, разравниваю стыки.
По линии, разделяющей овал лица пополам горизонтально, вдавливаю глазницы. После выравниваю и отправляю на полузапек. Полузапек — это обжиг глины на более низкой температуре, как правило 90-100 градусов в течение 20-40 минут в зависимости от толщины слоя. При этом глина становится достаточно твердой, чтобы без деформации можно было вылепить остальное. В тоже время, впоследствии, полузапеченая глина совершенно не будет отличаться по цвету от последующих слоев.
Очень важно вопреки нетерпению дождаться полного остывания пластики вместе с духовкой, не открывая дверцу ни во время обжига, ни после. Кладу я обжигаемую деталь на фольгу или в стеклянную кастрюлю. Очень нужная вещь — термометр, который измеряет температуру ВНУТРИ духовки. Все плиты разные — в каких-то температура поднимается выше установленной, а потом некоторое время остывает, в других градус внутри выше или ниже. Из-за этого пластик может недопечься или наоборот «поджариться».
Итак, после полного остывания продолжаем работу. Наращиваем лоб и щеки.
Накладываем нос, губы, щечки.
Обратите внимание — на детском личике верхняя губка значительно выдается вперед, переносица у носика почти отсутствует, щечки не вогнутые, а пухлые. Глаза всегда расположены в углублении, они не могут выдаваться вперед надбровной дуги и щек.
Лопаткой приглаживаем стыки, стеком с шариком формируем нос.
Далее с помощью иглы и того же стека «прорисовывем» рот.
Проверяем симметрию на всех этапах со всех сторон.
Исправляем недочеты на каждом этапе лепки.
Небольшие овалы накладываем на глазницы, приглаживаем стыки лопаткой.
С помощью иголки «прорезаем» глаза, формируя нижнее и верхнее веко. Верхнее веко всегода будет выступать относительно нижнего, а глаз имеет форму шара, видимая его часть — полусфера, самая выпуклая точка — в центре глаза.
После с помощью инструмента выглаживаем веко .
В уголках глаз с помощью иглы также можно сделать углубления, это придаст живости взгляду.
После того, как обозначенны основные черты лица, наступает кропотливый процесс проверки симметрии, формирования эмоций и детализации. Когда вся работа завершена, с помощью влажной салфетки тщательно все выглаживаем. Если кукла крупнее, то выгладить все с помощью салфетки не удастся, тогда на помощь приходят инструменты — в труднодоступных местах, на больших участках — шлифовка, о ней чуть ниже.
Затем наносим растертую пастель на щечки, лоб, нос, губы. При запеке пигмент пастели усилится, цвета станут ярче. Некоторые марки пастели и вовсе могут слегка поменять оттенок, поэтому лучше сделать пробный запек на кусочке пластики.
Снова полузапек при 100 градусах. После полного остывания долепливаем затылок и ушки. Пластику лучше всего не размазывать, как глину, а налепливать и вминать. Чтобы сырая пластика «въелась» в полузапеченую и образовала более прочное сцепление, можно оставить необоженную куклу на сутки-двое, спрятав от пыли.
После головы приступаем к телу.
Здесь я увлеклась, гораздо логичнее было вылепить торс и сделать полузапек, а после долепливать руки и ноги, чтобы удобнее было держаться за твердое тело, не деформируя его. Но совмещать фотографирование и лепку оказалось не так просто, где уж тут вписать еще и мыслительный процесс 🙂
После полузапека долепливаем ручки до кисти и выравниваем стопы так, чтобы она стояла. Количество полузапеков может быть любым, лишь бы удобно было долепливать. Хотя после 3-4 полузапеков есть риск, что некоторые участки станут заметно темнее свежих слоев.
Снова выглаживаем салфетками, затем формируем кисти рук. Колбаски-пальчики соединяем с кистью, разравниваем стыки.
У больших кукол для прочности в пальчиках также делают каркас из проволоки. Эта куколка не игровая, к тому же маленькая, при бережном отношении все будет на месте.
Бисерной иголкой прорисовываем ноготки. На завершающем этапе оттеняем кончики пальцев и ладонь пастелью.
После этого отправляем куколку в духовку для полного запека — на 30-40 минут при 130-140 градусах. Важно учитывать, за какое время нагревается сама духовка. Недопеченый пластик будет хрупким, негибким, может крошиться. Перепеченый потемнеет, может даже обгореть. Возможно, тело куколки необходимо будет подшлифовать. Тогда лучше всего это сделать до полного запека. Удобно шлифовать, периодически обмывая фигурку в воде. Здесь важно после контакта с водой как следует просушить пластику (день-два до запека). Начинаем со шкурки покрупнее, заканчиваем самой мелкой. После можно слегка отполировать кусочком кожи или плотной тканью.
На макушке с помощью канцелярского ножа прорезаем пробор. Можно было сделать пробор еще во время лепки.
Теперь наводим красоту. Акварельными карандашами прорисовываем брови и веснушки.
Белки покрываем белой краской, полностью просушиваем. Основным цветом рисуем радужки, здесь я использую акрил. Акварельным карандашом прорисовываю кайму и зрачок. Белой краской ставлю блики. После покрываю лаком для пластики глаза и губы. (на глаза накладываю несколько очень тонких слоев с полной просушкой каждого). Многие советую покрывать обычным лаком для декупажа или лаком для ногтей. Если не хотите испортить изделие, лучше поэкспериментируйте — покройте этим лаком кусочек пластика и оставьте месяца на 2. Если за это время он не пожелтеет, не потрескается или не вступит в реакцию с пластикой, образуя очень липкий верхний слой, тогда он однозначно подходит. Но лучше всего пользоваться специальным лаком, или акриловым лаком на водной основе.
Настало время прически. Кудри козочки покрашены, смягчены бальзамом и готовы к поклейке.
Мне удобнее всего прижимать пряди волос металлической иглой или шилом. С них очень легко снимается клей, и не тянутся нити и волосы, как за деревянными шпажками.
Последним этапом вклеиваем прядки волос в пробор, заправляя их кончики с помощью иглы.
В результате должна получиться вот такая макушка. Такой способ, конечно, уступает по прочности парику или методу вживления, но для статичной прически очень даже хорош.
Теперь можно наряжать нашу красавицу. Выкроек кукольной одежды очень много, мне хотелось бы остановиться на таком моменте. Очень важно подготовить ткани. Каким бы ни был наряд — состаренным или современным, но выглаженные и торчащие колом вещи смотрятся не очень хорошо. Можно хотя бы смочить ткань и заложить необходимые складки. Также можно прорисовать складки и сгибы масляной краской более темного оттенка или провести по ним кисточкой с чаем.
Я заложила складки на юбке, искупала кружева и блузочную ткань в отваре трав.
Наряжаем, обуваем, укладываем прическу.
В выборе аксессуаров и деталей костюма помните о масштабе. Бусины размером с ее ладошку или слишком крупное кружево смотрятся грубовато.
Можно радоваться проделанной работе и ее результату:
Я не мастер, я только учусь.
Я очень благодарна всем людям, которые безвозмездно делились своим опытом, знаниями и мастерством. В этом мастер-классе мне хотелось объединить основную информацию, которая была собрана по маленьким кусочкам отовсюду и наработана в процессе. Я надеюсь, что хоть немного она окажется полезной.
Мастер-класс участвует в конкурсе «Лучшее — детям», буду очень благодарна, если вы отметите его, кликнув «нравится».
Источник