Керамические бусы своими руками

Обжигаем глиняные бусины в походных условиях

Представим себе, что вы поехали на дачу, и под рукой у вас оказался небольшой кусочек глины. В свободное время вы легко можете сделать себе настоящие керамические бусы. Их преимущество в том, что они будут лёгкие и в единственном экземпляре. Лёгкие, потому что мы будем делать их полыми шариками и конусами.

Итак, вам понадобится:

— дощечка, на которой можно её раскатывать;

— зубочистка, палочка или стек;

Я ещё использовала кусок берёзовой коры.

Начнём с того, что отщипнём от куска глины пару одинаковых кусочков. Из одного начнём лепить, а второй для того, чтобы потом отщипнуть следующий примерно такого же размера. Скатаем шарик.

Протыкаем шарик пальцем, как бы насаживая на него, как шапочку. Делаем это неспеша, чтобы глина не растрескалась.

Если глина трескается, нужно её увлажнить. Сделайте из шарика лепёшку, окуните часть в воду и разминайте, чтобы вся глина равномерно перемешалась.

Углубляем шарик до тех пор, пока не получим нужную толщину донышка.

Теперь выравниваем толщину стенок, ориентируясь на донышко. Получаем маленький полушарик.

Теперь нужно закрыть верхнюю часть и сделать полый шарик. Постепенно вытягиваем и слепляем края.

Сильно не нажимайте, чтобы не деформировать шарик.

Далее делаем рельефную поверхность бусине. Для этого я нашла кусочек берёзовой коры и прокатала по ней шарик, чтобы он стал шершавым.

Теперь протыкаем зубочисткой будущую бусину и делаем палочкой или стеком рисунок.

Первая бусина готова.

Также делаете следующие, в нужном вам количестве.

Далее рассмотрим, как сделать конус, чтобы разнообразить бусы.

Кусочек глины, приготовленный для бусины, делим пополам. Скатываем шарик и делаем остроконечный колпачок.

С помощью палочки, у меня кисточка, делаем по краю углубления. Глина смещается на внутреннюю сторону, разравниваем её той же палочкой.

Осталось добавить рельефные узоры. Всё той же палочкой проминаем лучики.

Протыкаем зубочисткой отверстие.

Украшаем внутренюю сторону конуса.

Появляющиеся трещинки замазываем влажным пальцем.

Теперь оставьте на дощечке все вылепленные бусины и дождитесь, пока они высохнут.

Готовим бусины к обжигу. Нанизываем на проволоку, чтобы удобнее класть в банку и вытаскивать из неё.

Для костра выкопана яма, в которую сложила незначительное количество дров и веточек, чтобы нагревание происходило медленно. Бусины опускаем в банку и кладём на дно ямы, под хворост.

Подбрасываем постепенно дрова на протяжении 6 часов. Огонь меняет свой вид, бусины тоже.

С наступлением ночи я накрыла ещё горящий костёр крышкой и ушла спать. С утра было слишком горячо, и только после обеда стали разгребать золу. Банку вытащили, подождали пока подостынет, вытащили бусины.

Под водой оттёрла сажу щёткой, и получила вот такие бусины.

Нанизала на верёвочку.

Возможно они подошли бы для отделки сумок или одежды.

Источник

Делаем бусины, похожие на керамические

Сегодня я поделюсь опытом по утилизации полимерной глины и изготовлению бусин, похожих на керамические. Идея очень простая, но для меня это было буквально открытие Америки. В последнем мастер-классе я экспериментировала с низкотемпературной эмалью. Но почему-то самое очевидное мне в голову не пришло. А потом было два совпадения. Просмотр поста об украшениях из керамики и просмотр у одной мастерицы бус, в описании к которым значилось «покрыты низкотемпературной эмалью». Немного размышлений и все сложилось. Вам знакомо это лихорадочное нетерпение от желания увидеть результат работы, проверить догадку?

Читайте также:  Как сделать шортики своими руками

Тогда появился этот браслетик, он мне очень нравится простотой и яркостью.

А теперь делюсь идеей с вами. Может, кому-нибудь пригодится моя «Америка». Сравнивать с керамическими бусинами, конечно, то же самое, что сравнивать натуральный мех с искусственным. Но у этих бусин своя прелесть. Они глянцевые и яркие, приятные на ощупь, не нуждаются в лакировке, покрытие очень прочное.

— остатки полимерной глины любого цвета;

— основы для бусин (я делала из фольги для экономии);

— любые материалы, создающие фактуру на бусине (ткань, палочки-бульки, смятая фольга, креповая бумага и пр.);

— иглы толстая и бисерная.

Могут понадобиться кисть, небольшие емкости типа крышечки.

Глину смешиваем до однородности (я для эксперимента сделала одну бусину с переходами цвета), оборачиваем основы, придаем любую форму, фактурим, делаем узоры или оставляем гладкими по желанию. Обязательно делаем прокол иглой, туда вставим зубочистку и по бусине несколько проколов бисерной иглой, чтобы предотвратить пузыри.

На этом процесс лепки закончен! Начинаем чудесное превращение. Обмакиваем бусины в эмаль. Удобнее всего прямо в баночке, но если бусина большая, можно насыпать эмаль в отдельную емкость и помогать насыпать-мазать кистью или сделать раствор эмали и опять же обмакивать, домазывать кистью.

Поле для эксперимента неисчерпаемо. Эмаль обладает хорошей кроющей способностью. Я специально даже обмакнула черную бусину в белую эмаль. Можно смешивать цвета (каждый будет сам по себе), «пачкать» готовую бусину в другой цвет. И еще один интересный «зверь» — прозрачная эмаль. Я обмакнула в нее бусину с поталью. Будет эффект покрытия эпоксидкой.

Два набора перед запеканием.

Они же после запекания.

Можно остановиться, но я продолжу.

Бусины, которые меня полностью устраивают, откладываю. Остальные покрываю слоем эмали повторно, растительные отпечатки натираю-тонирую контрастным цветом. Обмакиваю бусину в раствор и посыпаю сухой эмалью другого цвета, делаю пятна раствором и пр. В общем, шалю в свое удовольствие. Запекаю повторно.

Меня все устраивает, наигралась. Поэтому сверлю дырочки, собираю пробно на вощеный шнур. Для бус маловато бусин. Доделаю потом еще побольше белых.

Источник

Как создаются керамические бусины

«Где вы берете камни?» — спрашивают меня.

«Я их нигде не беру, я их делаю!» — отвечаю я одновременно и с обидой, и с гордостью, и с тоской — бывает же так!

С гордостью — потому что «делать камни» — это звучит круто. С обидой — потому что в «камни» эти вложено столько труда и материалов, а человек думает, что я их выписала в популярном интернет-магазине. С тоской — потому что мне снова придется объяснять весь этот сложный, многоступенчатый, многовариантный процесс, а собеседник — я знаю! — будет откровенно скучать. Признайтесь, кто любил в школе химию? Поэтому я решила написать этот текст — о происхождении керамических бусин. Постараюсь обойтись без химии, тем более что я сама я в ней не отличник. Заранее прошу прощения у керамистов, которые могут заглянуть в этот текст. Описание процесса даю предельно простое, поэтому возможны некоторые обобщения, которые, возможно, покажутся вам ошибками.

Читайте также:  Подарочная упаковка для полотенец своими руками

Катышки и дырочки

Итак, как делаются бусины? Да, собственно, проще простого. Берешь кусочек глины — «керамической массы», если выражаться правильно — и катаешь его в ладонях. «Масса» отличается от глины наличием добавок. Фарфор, фаянс — все это массы. Получается чаще всего овальный катышек. Теперь ему можно придать любую форму — шарика, кубика, шайбы (ронделя), диска, трубочки, птички, рыбки. Вариантов — бесконечное количество. Этим формам можно посвятить отдельный текст.

На фото — бусины из полимерной глины, но формы-то одни и те же!

Существуют и другие способы изготовления бусин — отминка в специальным формах, литье. Но я рассказываю о том, что делаю сама.

Каждую бусину нужно протереть влажной губочкой — чтобы лучше потом ложилась глазурь. Ею же хорошо обработать неровности, шероховатости и т.д. На бусины наносится при желании рельеф или рисунок специальным инструментом или штампиком. Их коллекция — это святое для керамиста. В ход идет все: от старых (и не очень) сережек, кружева, значки, заколки, крышки от бутылок. Когда начинаешь заниматься керамикой, рельеф видишь всюду и автоматически начинаешь думать, как бы его применить. Можно процарапать тонкий рисунок, можно подсохшие до так называемого «кожетвердого» состояния бусины, резать, словно дерево, покрывая их орнаментом или придавая им нужную форму.

Главное — не забыть проделать дырку! Основной инструмент керамиста-бусодела — вязальная спица или шпажка для шашлыка. Некоторое время бусины хорошо посушить прямо на этой палочке, а после снять, чтобы не присохли и положить в идеале на нечто, впитывающее воду (дерево, гипс, газета).

Чуть подсохшие бусины можно также покрыть или расписать специальными красками — ангобами (жидкая цветная глина с добавлением капельки глазури).

Здесь изображены покрытые ангобами бусины уже после первого обжига. После него они становятся немного ярче.

Теоретически сейчас можно нанести и глазурь, но я не люблю этого делать. Разве что на глазури специально указано, что она подходит для «сырца» — так называют необожженные керамические изделия.

Нет-нет, это еще не обжиг, в духовке бусины просто сушатся!

Когда бусинки высохнут окончательно, каждую неплохо отшлифовать наждачной бумагой, а дырочку — выровнять надфилем. Теперь — в обжиг!

Читайте также:  Как сшить шоппер своими руками без машинки

Утиль и бисквит

Когда я несколько лет назад привезла свои первые керамические бусины на обжиг, конечно, изо всех сил старалась не выдать в себе чайника. И, конечно же, сразу выдала.

«Утиль?» — спросила технолог. Я возмутилась: утиль — это какой-то мусор, вторсырье.

«Нет, это бусины!» — ответила важно. Упс.

Первый обжиг у керамистов называет утильным (утельным, Утельным, на утиль — так далее). Есть еще слово «бисквитный», но по-русски так чаще говорят лишь о фарфоре.

Обжигаются («запекаются» — это о полимерной глине и творожных запеканках) в муфельной печи. Печи бывают разными — большими и маленькими, газовыми и электрическими. Самая низкая температура обжига — 1000 градусов (бывает и меньше, но нам ведь незачем залезать в дебри). Я обжигаю свой утиль на 1050.

Для первого обжига бусины я кладу на тарелочки или в чашки. Можно и прямо на дно печки накидать. Потом все будет гораздо сложнее. На фото уже есть намек на эти сложности.

Блеск и красота

Бусины нужно покрыть глазурью. Это, наверное, самый сложный этап. Чтобы что-то получилось, нужно многому научиться. Научиться класть глазурь ровно, чувствовать толщину слоя, добиться того, чтобы не получалось залысин, «сборки», трещин («цека»), ненужных капелек, а самое главное уметь добиться нужного цвета и эффекта. Цвет ее обычно совсем не похож на то, что должно получиться в итоге.

Состоит глазурь чаще всего из тонко молотого стекла (фритты), пигментов и прочих добавок. В качестве пигментов используются оксиды и соли металлов. Глазури бывают самые разные: цветные и базовые (бесцветные и белые, глухие), прозрачные и непрозрачные (эмали), глянцевые, матовые, эффекторные, кристаллические, дихроичные, кракле… Отличаются глазури и по температуре обжига: низкотемпературные глазури и высокотемпературные. Под «низкой» подразумевается температура 900-1100 градусов, под высокой — 1200-1300. Важен и состав. Есть глазури пищевые, есть — непищевые. Но для бусодела это неважно. Бусины-то грызть мы не собираемся.

Теперь бусины нужно поставить в печь. На тарелочке или в чашке, как во время первого обжига, делать это нельзя — слипнутся! Для обжига керамических бусин используются специальные приспособления — стойки. Обжигают глазурованные бусины на специальных стойках с проволокой из жаропрочного сплава (фехраль, нихром, особо прочная сталь). Стойки могут быть самодельными или покупными, в форме «елочек» (не рекомендую, но многие пользуются) или «шашлычниц». Очень важно следить за тем, чтобы бусины не прилипли друг ко другу, к проволоке, а также не нагружать проволоку чрезмерно. Она, не выдержав нагрузки, просядет — и все ваши труды пойдут насмарку. На одном из фото бусины едва избежали гибели. Совсем трагические выкладывать не буду. Однажды у меня рухнула целая большая стойка. А все потому, что не надо жадничать и торопиться!

Вот, собственно, и все. Бусины готовы. На фото — не мои. Но красота, красота-то какая! Жаль, не мои. Ради этого стоит постараться.

Источник

Оцените статью
Своими руками