Катушка для пожарного рукава своими руками

Содержание
  1. Катушка рукавная навесная Barth Einpersonen-Haspel
  2. Техническое обслуживание
  3. Тормоз
  4. Стопорение
  5. Ежегодная проверка в соответствии с DIN 14826-2
  6. Рукоятка (рычаг) тяги
  7. Тормоз с самоудержанием
  8. Фиксация рукавной катушки на кронштейнах транспортного средства
  9. Тормоз разматывания
  10. Устройство для скатки (перекатки) пожарных рукавов
  11. Принцип устройства
  12. Функции и применение
  13. Зачем перекатывать пожарные рукава?
  14. Что такое двойная скатка?
  15. Надо ли перекатывать новые рукава
  16. Виды приспособлений для намотки рукавов
  17. Станки для перекатки с электроприводом
  18. Ручные устройства перемотки рукавов
  19. Кто имеет право перекатывать рукава?
  20. Функционал и особенности перекрутки на станке
  21. Периодичность перекатки пожарных рукавов
  22. Ответственность руководителя предприятия
  23. Нормативная документация
  24. Техническое задание на перемотку рукавов: образец
  25. Как сделать станок для перемотки рукавов своими руками

Катушка рукавная навесная Barth Einpersonen-Haspel

Рукавная катушка, обслуживаемая одним оператором, «Barth Einpersonen-Haspel» предназначена исключительно для транспортировки и разворачивания пожарных напорных рукавов в соответствии с DIN 14811.

Транспортировка рукавной катушки «Barth Einpersonen-Haspel» допускается только на транспортных средствах, оснащенных устройством крепления на кронштейнах в соответствии нормами DIN 14826-2.

Краткая характеристика катушки:

  • ширина: 967 мм;
  • вместимость: 8 рукавов ∅ 77 мм с соединительной арматурой длиной 20 м;
  • масса катушки без рукавов: 55 кг.

Riegel zur Fixirung der Haspel – стопор для фиксации катушки; Einhängehaken (zwiter Raster) – крюк подвески (второй паз); Вremsbügel – рычаг тормоза; Griffbügel – внешний рычаг; Schlauchhalter – держатель рукава; Sicherungsriegel – предохранительный стопор; Verschlussbügel – рычаг запирания

Крепление рукавной катушки на кронштейнах:

  • крюк навесить вплоть до второго паза храповиков кронштейнов крепления;
  • катушку поднять с помощью внешней рычага;
  • запорная скоба должна быть полностью защелкнута;
  • предохранительный стопор должен автоматически войти в зацепление;
  • вращательное движение рукавной катушки зафиксировать с помощью бокового стопора;
  • конец шланга зафиксировать в держателе.

Снятие рукавной катушки с кронштейнов:

  • одной рукой воздействовать на предохранительный стопор и нажать на рычаг запирания;
  • второй рукой внешним рычагом снять рукавную катушку «Barth Einpersonen-Haspel»;
  • для снятия тормоза сжать вместе рычаг тормоза и внешний рычаг.

Наматывание рукавов

  • навесить первое сцепление вала рукавной катушки;
  • с помощью приводной рукоятки (на рисунке) намотать соединенные последовательно рукава;
  • последнюю рукавную муфту закрепить в держателе рукава;
  • вращательное движение рукавной катушки зафиксировать с помощью бокового стопора;
  • приводную рукоятку вынуть.

Техническое обслуживание

Указание по обеспечению безопасности

В поднятом положении предохранительный стопор и рычаг запирания должны быть полностью введены в паз фиксатора.

Рукавная катушка запирается с помощью стопора на приводе приводной рукоятки.

Указание по техническому обслуживанию

Зрительный контроль подъемного устройства на транспортном средстве:

  • проверить прямоугольность раскрытых кронштейнов по отношению к раме транспортного средства;
  • проверить горизонтальное расстояние до центра кронштейнов (рук) 740 ± 2 мм (DIN 14826-2);
  • проверить параллельность кронштейнов;
  • повреждения и места коррозий устранить;
  • болты для подвешивания смазать.

Техническое обслуживание рукавной катушки Einpersonen-Haspel:

  • все предохранительные стопоры (фиксаторы) смазать и проверить их функционирование;
  • цепь намоточного устройства смазать;
  • деформации и повреждение лакового покрытия устранить;
  • крюки подвешивания смазать.

Тормоз

  • равномерность торможения на обеих сторонах;
  • давление воздуха 2 бара;
  • регулировка тормоза возможна в соответствии с руководством;
  • толщина тормозной колодки не должна быть менее 10 мм.

(Применять оригинальные запасные детали; см. спецификацию).

Рукавная катушка «Einpersonen-Haspel» не должна скатываться с наклонной плоскости с углом наклона в 15°.

Стопорение

Крюки при подъеме должны полностью войти в фиксаторы, это характеризуется следующим:

  • рычаг запирания фиксируется с маховым ускорением;
  • предохранительный стопор на рычаге запирания стопорится автоматически;
  • контрольный штифт в закрепленном на кронштейнах состоянии может быть пропущен через контрольные отверстия.

Ежегодная проверка в соответствии с DIN 14826-2

Рукоятка (рычаг) тяги

Рукавная катушка помещается на горизонтальную поверхность.

Расстояние между поверхностью и рычагом должно составлять не менее 60 мм.

Тормоз с самоудержанием

Нагруженную рукавную катушку поставить на наклонную плоскость с угол наклона 15°, при этом тормоз должен удерживать катушку в неподвижном состоянии. Проверка повторяется с поворотом катушки на 180°.

Фиксация рукавной катушки на кронштейнах транспортного средства

Самопроизвольная разблокировка фиксации рукавной катушки на кронштейнах в процессе транспортировки должна быть исключена (смотри: указания по техническому обслуживания «Стопорение»).

Тормоз разматывания

Для проверки тормоза разматывания с полного барабана сматывается один рукав со скоростью движения пешехода. Проверка повторяется соответственно с четвертым и последним рукавами.

План контроля рукавной катушки «Barth Einpersonen- Haspel» в соответствии с нормами DIN 14826-2:

  • проверка приборов осуществляется в соответствии прилагаемым руководством;
  • применять только оригинальные запчасти и смазочные материалы;
  • обозначение запчастей просим брать из спецификации запчастей;
  • применять бескислотные и бессмольные смазки и масла;
  • для стопорения винтов применять Loctite 222 „Würth Mittelfest“ или др. средства;
  • шплинты и стопорные кольца использовать только один раз.

План контроля и смазки

Fett – смазка пластическая; Kettenöl – масло для цепи; Sicherunsring – кольцо стопорное; Splint – шплинт; Gewindestift – установочный (стопорный) винт; Kontrollbohrung – отверстие для контроля

Спецификация запасных частей рукавной катушки

(При заказе всегда указывать тип, год изготовления и серийный номер)

Источник

Устройство для скатки (перекатки) пожарных рукавов

Ранее скатку и перемотку пожарных рукавов производили вручную. С изобретением специального станка и разрешением на его использование эти процессы стали проще. Ими пользуются и обслуживающие пожарное оборудование фирмы. Станки выпускают для пожарных рукавов, которые разрешено использовать на предприятиях и в подразделениях пожарной охраны. Распространены устройства и станки для перекатки пожарных рукавов отечественного производства и иностранные аналоги.

Читайте также:  Качели сварить своими руками для детей

Принцип устройства

Обычный станок для перемотки отличается примитивной конструкций. Он прост в эксплуатации и надежен. Основная часть устройства – маховики, два колеса располагаются на подставке в виде металлических опор.

Маховики соединены между собой двумя штырями, на которых находятся съемные ролики для намотки шланга. У одного маховика сбоку есть ручка для вращения, если механизм предполагает ручное вращение.

Вторая часть станка – небольшая установка с двумя роликами, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга. Через них проходит гибкая часть рукава и далее наматывается между маховиками.

Под этой частью также есть опоры. В конструкции присутствует фиксатор с зажимом. Иногда на каркасе устанавливают два модуля для одновременной перемотки на новое ребро и двойную скатку.

Производят усовершенствованные модели с дополнительными деталями. Есть станки для перемотки пожарных рукавов с электрическим приводом для удобства оператора. Изготавливают их из металла и покрывают краской.

Они достаточно тяжелые и не сдвигаются с места без приложения усилий. В среднем масса всей конструкции 20-60 кг, а высота более 1 м, но во многих вариантах ее можно изменять для удобства оператора. Более тяжелые станки оборудованы прочной столешницей и ящиками для хранения инвентаря.

Современные технологии позволяют создать как небольшое мобильное приспособление для быстрой скатки рукава, так и целый модуль для обслуживания этого оборудования. Первый вариант очень прост в исполнении.

Модуль же состоит из нескольких устройств, а его работа полностью автоматизирована. В нем механизм для сматывания регулируется по жесткости. Модуль настраивают на один из видов смотки: одинарную или двойную. Управление осуществляет оператор через дисплей с защитой от влаги и других неблагоприятных факторов.

На каркасе и остальных деталях не должно быть сколов, трещин, ржавчины. Они могут повредить пожарные рукава.

Излишне тугая скатка шланга недопустима, поэтому механизмы и модули станков регулярно осматривают, а при необходимости ремонтируют.

Функции и применение

Работу станка можно рассмотреть на стандартной механической модели. Она предназначена для скатки, перемотки и навязки пожарного рукава. Можно сделать одинарную и двойную скатку в зависимости от ожидаемого результата.

Для перемотки на новое ребро один конец рукава протягивают через зажим и фиксируют шланг. Затем накручивают на ролики между двумя маховиками. Фиксирующее устройство оснащено ручками для опускания зажимов.

В процессе участвуют два человека. Один придерживает свободную часть рукава, а второй крутит маховик с помощью ручки. Шланг наматывается на ролики и фиксацию убирают. Аккуратно снимают один из маховиков и получают новую складку пожарного рукава.

Вместе с рукавом снимаются и ролики. Затем их возвращают обратно. Чтобы сделать двойную скатку шланг расправляют и складывают пополам, заправляют место сгиба в фиксатор и производят скатку.

Навязка пожарных рукавов также производится на специальных приспособлениях. Станки для перемотки могут выполнять и эту функцию, если оснащены подходящими элементами. Для навязки пожарных рукавов необходима мягкая оцинкованная проволока и полугайка с соответствующим диаметром и характеристиками.

К этому процессу привлекают 3 человек. В конструкции таких станков включены натяжное устройство для проволоки, катушки и держатели. Натяжение можно регулировать.

Чтобы произвести навязку на универсальном станке, рукав продевают в полугайку и конец натягивают на вращающееся устройство. Затем проволоку устанавливают в держателе. Включают поворотный механизм нажатием на педаль (для станков с электроприводом) или вращением маховика (для механических устройств).

Любые станки для использования на предприятиях либо в пожарных частях должны быть изготовлены в заводских условиях. В комплект входят инструкции по эксплуатации и другая техническая документация.

Машинка для перемотки пожарных рукавов рассчитана на работу с одним шлангом. Выпускают модели с различными параметрами, но большинство подходят под стандартные размеры шлангов. Производитель указывает эту информацию в технической документации.

Зачем перекатывать пожарные рукава?

Технической целью перекатки напорного пожарного рукава (НПР) является распрямление старого ребра, перемещение его на середину продольного сечения для образования новой складки, канта. Из-за того, что пожарный рукав изнутри покрывают резиной или полимерным покрытием, со временем он начинает слипаться. После использования по назначению шлангу необходимо дать высохнуть и обработать его тальком изнутри. Если в НПР останется вода (или попадет туда из-за неисправности пожарного крана), гибкий трубопровод с легкостью начнет слипаться и склеиваться.

Благодаря тому, что первичное средство пожаротушения изготовлено из брезента или синтетической ткани, его получается плотно скатать, это дает возможность удобно хранить и транспортировать шланг. При отсутствии перекатки рукава слипаются, слеживаются и изнашиваются гораздо быстрее в местах сгибов, что может сделать невозможной их эксплуатацию.

Регулярная перекатка позволяет вести визуальный контроль за напорными рукавами и вовремя выявлять дефекты, которые могут появиться из-за долгого пребывания шланга в ПШ.

Перемотка позволяет предотвратить появление:

  • трещин;
  • перетираний;
  • деформаций;
  • разрывов (образуются при чрезмерном пересыхании);
  • утраты герметичности, которая приводит к образованию прорывов, утечек и падения напора;
  • снижения гибкости;
  • задержек при разматывании;
  • гнили, плесени и скоплений пыли.
Читайте также:  Передние подиумы для динамиков своими руками

Проведение технической профилактики также подразумевает перемотку первичных средств пожаротушения на другое ребро. Данный процесс предупреждает появление трещин и деформаций от длительного пребывания шланга в одном положении.

Что такое двойная скатка?

Основные параметры двойной скатки:

  • наиболее удобная для использования, позволяет легко размотать шланг благодаря внешнему расположению обоих концов с соединительными головками (моток легко разворачивается, если потянуть за брандспойт);
  • идеально подходит для применения в ШПК, в отсеках пожарных машин, в ПШ, на демонстрационных стендах (в режиме готовности), возле мотопомп и другой техники;
  • для перекатки данным способом необходимо полностью размотать рукав, найти линию, разделяющую шланг пополам, сложить по ней вдвое и смотать от середины к концам.

Двойная скатка позволяет экономить время при размотке шланга, так как рукав в данном случае автоматически раскручивается, не перекручиваясь.

Надо ли перекатывать новые рукава

Необходимо выполнять перекатку не только НПР, уже находившихся в эксплуатации, но и новых. Полученный с завода пожарный рукав стандартно имеет одинарную скатку. Такой вид не позволяет быстро приступить к тушению пожара, т.к. за первой раскаткой последуют скручивания и спутывания гибкого трубопровода. При подаче воды перекручивание лишь усугубится, а пожарному придется распутывать рукав вместо того, чтобы тушить пожар. Даже при двойной скатке долгое пребывание на складе заставляет огнеупорный шланг слипаться.

Виды приспособлений для намотки рукавов

Варианты устройств для перекрутки пожарных рукавов:

  • принцип работы:
    1. ручной привод;
    2. электропривод;
  • в зависимости от способа установки:
    1. мобильные;
    2. стационарные.
  • конструкция, улучшенная валиками;
  • 25 кг;
  • 870x800x1300.
  • электропривод;
  • нижний барабан (есть модификация без него);
  • две пары роликов;
  • 70 кг;
  • 900x800x1210;
  • 10 шт./час.
  • электропривод;
  • 35 кг;
  • 760x700x1120.
  • электропривод;
  • 820x800x1140;
  • 10 шт./час;
  • масса 67 кг.
  • упрощенной конструкции;
  • 760x700x1300.

Дополненный двумя роликами и направляющей.

Улучшенный системой регулируемых валиков.

  • 730x600x1300;
  • 10,5 кг;
  • один их самых простых, дешевых.
  • 21,5 кг;
  • та же конструкция, но с роликами.
  • 25,5 кг;
  • 600x1100x1300;
  • система дополнительных регулируемых валиков, направляющих.
  • электроприводной;
  • двойная скатка в один прием;
  • навязка;
  • 15 шт./час;
  • 80 кг;
  • 1760x790x1360.

Станки для перекатки с электроприводом

Электроприводные устройства – это моторизированные станки, приводящие в действие барабаны, оснащенные шпульками, систему регулируемых прижимных колесиков (валиков). Обеспечивают перекатку до 20 шт. НПР в час.

Условно можно разделить на две разновидности:

Компактные с ограниченным (стандартным) функционалом

На небольшой раме, без стола.

Габаритный модуль с дополнительными функциями.

  • совмещает несколько узлов;
  • есть стол (верстак);
  • возможен блок управления;
  • увеличенный диапазон настроек;
  • большая производительность и комфортность перемотки.

Рассмотрим работу на примере установки для перекатки ТЦ-15П.

  • производительность – 20 шт./час;
  • перекатка, навязка головок;
  • внешний вид – стол с узлами (верстак) 1650x1220x1430;
  • масса – 145 кг;
  • составляющие части:
    • стол;
    • направляющий проволоку вал;
    • электродвигатель, клиноременная передача;
    • редуктор:
      1. один конец тихоходного вала имеет гайку для головки шланга;
      2. другой – ведущий диск для перемотки и откидные регулируемые колесика (влияют на тугость, другие параметры скатки);
    • ведомый перекаточный диск, прикрепленный к раме;
    • катушка сзади стола для вязальной проволоки;
    • натяжной узел с педалью для поднятия роликов;
    • кнопка (рычаг) реверса, изменяющая направление вращения;
    • педаль включения/выключения.
  • Рукав надевают на ведомый круг.
  • Вынимают стопора из крайних валиков, отводят их в сторону.
  • Протягивают штуцер головки пожарного шланга между валиками, заводят их в посадочные позиции, фиксируют стопоры.
  • Регулируют прижимные, направляющие цилиндры.
  • Закрепляют штуцер головки рукава в ведущем круге редуктора между шпульками.
  • Протягивая НПР между валиками, кант приобретает новое положение.
  • Включают педалью привод – ведущий круг станка для перекатки осуществляет наматывание шпульками.

Варианты моторизированных устройств:

Ручные устройства перемотки рукавов

Элементы стандартного ручного станка для намотки пожарных рукавов:

  • барабан (один/два), шпульки;
  • направляющие ролики;
  • рама с платформой;
  • зажим.

Процесс скатки (Инструкция по эксплуатации ПР от 1994 г, п. 3.5.4):

  • Для двойной скатки:
    1. Первый способ: шланг наматывают на нижний барабан. Останавливаются посередине рукава (середина отмечена поперечной чертой). Перекидывают рукав на верхний диск и продолжают скатывать, получая моток из сложенного вдовое изделия. Один конец протягивается с пола, второй – с нижнего диска.
    2. Второй способ: раскатывают рукав, складывают его вдвое, концы протягивают между роликами, середину – помещают между шпулек. Производят наматывание.
  • Одинарный моток получают накручиванием НПР всей его длиной на верхний или нижний диск.

Кто имеет право перекатывать рукава?

Статья 12 ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2011 года определяет перечень работ, которые должны быть подкреплены действующей лицензией МЧС. Пункт 15 данного документа гласит, что выполнение работ по сервису противопожарного оборудования проводится только при наличии лицензии на монтаж, техобслуживание и ремонт средств, служащих для противопожарной безопасности зданий и сооружений. Такую лицензию выдает только МЧС России.

Если у организации в наличии лишь свидетельство СРО или другие подтверждающие бумаги, но нет действующей лицензии, выданной МЧС РФ, проверку противопожарного водопровода, перекатку рукавов и выдачу подтверждающих документов она проводить не имеет права. Документ, предоставленный Министерством по чрезвычайным ситуациям специалисту, который получил разрешение на перемотку пожарных рукавов, легко отличить по ключевой фразе: «обслуживание, монтаж, ремонт противопожарного оборудования».

Читайте также:  Правильная шпалера для винограда своими руками чертежи

Пожарной части за перекаткой нужно обращаться в отдел технического контроля, на базы обслуживания, перемотки. Специалисты проведут всю необходимую работу согласно установленному графику, оформят журнал, выдадут акт, а также подойдут с особым вниманием к материалу, из которого изготовлен шланг (текстиль, латекс, резина).

Самостоятельную перекатку выполнять не рекомендуется, это будет нарушением действующего законодательства (Постановления «О лицензировании деятельности …» от 30.11.2011 и ФЗ №99 от 04.05.2011), которое настаивает на обслуживании средств пожаротушения, в том числе и пожарных шлангов, исключительно предприятиями с лицензией.

Функционал и особенности перекрутки на станке

  • На оборудовании для перемотки создают двойную или одинарную скатку.
  • Механизмов для создания «гармошки» на рынке нет.
  • «Восьмерка» создается без станка – способ состоит в наматывании на расставленные в сторону руки пожарного или штыри.
  • регулируют ролики и натяжение, чтобы скатка не получилась слишком тугой или расслабленной;
  • распрямляют ленту НПР тщательно, чтобы старый кант был ровно посередине ее продольного сечения. Помещают старый сгиб ровно между валиками – при протягивании он будет распрямляться с одновременным перемещением складки на 90°;
  • скатывают только рукава, прошедшие обслуживание: отмытые, чистые, просушенные, талькированные;
  • следят, чтобы не было замятий.

  • навязка головок (чаще всего);
  • мойка и сушка.

Примеры многофункциональных станков из Инструкции по эксплуатации ПР от 1994 г.:

    НТ 159.000: перемотка, навязка;

НТ 117.000: то же, плюс испытания и мойка;

линейка моделей СНП: навязка, скатка.

Периодичность перекатки пожарных рукавов

Частоту проведения перекатки первичных средств пожаротушения определяют два документа:

  • Правительственный указ №390 от 2012 года. В этом документе прописаны обязанности директора предприятия по обеспечению полной комплектации противопожарного оборудования (наличия вентелей, стволов, рукавов на противопожарных кранах) и регулярной перекатке не реже 1 раза в год.
  • «Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов» от 2007 года. Здесь указано, что перемотка ТО рукавов должна выполняться каждые полгода.

Учитывая, что диагностика исправности противопожарного оборудования должна проводиться каждые полгода, перекатку выполняют совместно с этим процессом два раза в год. Первичные средства пожаротушения, находящиеся в резерве для использования в пожарных машинах, а также лежащие на складе, проходят перемотку раз в квартал. Вслед за применением рукава перекатка обязательно выполняется, перед этим шланг промывается и просушивается.

Ответственность руководителя предприятия

Несмотря на то, есть ли в компании ответственный по пожарной безопасности или нет, основная ответственность за исправность пожарного оборудования, в том числе и перекатку шланга, несет руководитель предприятия. В обязанности ТОП-менеджера входит контроль проведения технического обслуживания, проверок пожарного оборудования и их регулярности.

ВАЖНО! ГОСТ установил ресурс (срок эксплуатации, после которого устройство не изнашивается до такой степени, что не подходит для применения) НПР, он равен 10 годам. Учитывая это, рекомендуется проводить перемотку шланга чаще, например, раз в квартал, тогда через 8-9 лет техническое состояние рукава все еще будет позволять его использовать.

Нормативная документация

Документы и предписанные ими нормы:

  • Постановление №390, п.57 — предписывает обязательство по организации перекатки руководителем организации не реже 1 раза в год;
  • Методические рекомендации по эксплуатации ПР от 2007 года — подробное описание предварительных мероприятий, описание необходимого оборудования, о перемотке написано лишь несколько предложений;
  • Пункт 3.5.4 инструкции по эксплуатации ПР от 1994 года — описание процесса одинарной и двойной скатки с фотографиями станка, агрегатов для сушки и мойки;
  • Технические и эксплуатационные документы на ПР — предоставляются производителем рукавного оборудования.

Сам процесс скатки в этих документах описывается не подробно, детальное описание можно найти в спецдокументации: методички пожарных частей, техбумаги на ПР или станки для перемотки.

Техническое задание на перемотку рукавов: образец

Техническое задание является дополнением, технической частью договора на оказание услуг. Документ содержит данные о:

  • методах перемотки;
  • ожидаемом результате;
  • объеме работ;
  • порядке оплаты;
  • месте оказания услуги;
  • сроках выполнения задачи;
  • контроле;
  • транспортировке;
  • перечне сопроводительных бумаг.

Техническое задание составляется совместно исполнителем и заказчиком работ.

Образец акта перемотки пожарных рукавов

Акт перекатки подтверждает проведение мероприятия. Документ может быть составлен сразу для нескольких изделий, но копию следует приложить к каждому НПР. Документ составляется комиссией, созданной руководителем учреждения (заказчика услуги).

Бумага содержит сведения о качестве проделанной работы, примененных инструментов и методов. Информацию о проведенной процедуре заносят в специальный журнал учета или перемотки ПР.

ВАЖНО! После перекатки копию акта заверяют и вкладывают в шкаф с пожарным шлангом. На нем обязательно должна быть надпись с данными о проведенном обслуживании. Акт помещается за стекло так, чтобы прописанную в нем информацию было видно из-за стекла шкафа, не снимая пломбы.

Как сделать станок для перемотки рукавов своими руками

Скачать: устройства для подъема и скатки рукавов.pdf

Самодельное приспособление для намотки пожарных шлангов можно сконструировать из металлических профилей, арматуры.

Устройство из сборно-разборной арматуры (штырей) с рукояткой. Потребуется также ответная конструкция с отверстием, куда вставлять основной узел:

Станок с рамой с прямоугольной платформой внизу; верх в форме треугольника, на вершине которого кольцо с подшипником или без него для рукояти со шпульками, вставляемой в него:

Механизм можно закрепить на столярный или промышленный стол.

Источник

Оцените статью
Своими руками