Катера тримаран своими руками

Тримаран своими руками — самодельная лодка из стали

Мне давно хотелось построить маленькую, удобную и безопасную в эксплуатации лодку, которую можно было бы перевозить на крыше автомобиля или на легком трейлере. Ознакомившись с проектами для самостоятельной постройки, я решил строить своими руками лодку с тримаранными обводами. В декабре мой экспериментальный тримаран из листов стали толщиной 1 мм был готов.

Основные данные самодельного тримарана из стали
Длина, м 2,5
Ширина, м 1,2
Высота борта, м 0,6
Вес, кг 60

В мае на озере близ Тюмени я опробовал свое детище. Мои знакомые были настроены скептически: «Как можно на таком корыте плыть?».

Но вот запущен «Вихрь», и самодельная лодка из стали с небольшим дифферентом выходит на глиссирование. Впечатление такое, что она летит, чуть касаясь спонсонами воды. С пассажиром на борту скорость была порядка 40—45 км/час.

А с одним водителем лодка из стали совершала акробатические прыжки с волны на волну, но при этом шла мягко и устойчиво и легко брала повороты на полном ходу под любыми углами к волне.

Схема обводов самодельного тримарана из стали и общий вид лодки


Мой тримаран стальной, но для тех, кто захочет построить такой тримаран самостоятельно, своими руками, я бы порекомендовал более мягкий материал, например дуралюмин Д16 с предварительной термообработкой. Гибку листов надо производить по разметке на кромкогибочном станке, причем радиус должен быть достаточно большим, чтобы избежать появления трещин. Для изготовления свода туннелей вырезается клин, кромки которого отбортовываются под клепку в три ряда. Вообще отбортовка под клепку предусматривается во всех местах соединения секций между собой. На набор — шпангоуты и обвязку транца следует пустить уголок 20х20 или 15х15 мм. Продольные реданы и накладную пластину на киль надо сделать из более мягкого материала, чем основной корпус, к днищу они крепятся клепкой.

Конструкция самодельного тримарана из стали для самостоятельной постройки


1 — палуба; 2 — днищевая секция; 3 — бортовая секция; 4 — подмоторная ниша; 5 — транец; 6 — накладка на киль; 7 — накладные продольные реданы; 5 — секция свода туннеля.

Для сборки секции корпуса удобнее всего закрепить на деревянном стапеле струбцинами. Сборку надо производить в такой последовательности. Сначала к днищевой секции приклепываются борта, затем транец и киль. Закреплять палубу надо с носа, а потом присоединять к бортам. Затем последовательно с первого по четвертый устанавливаются шпангоуты, и только потом приклепывается подмоторная ниша.

Читайте также:  Осетинские пироги своими руками рецепты

За время летней навигации я выявил и некоторые конструктивные недостатки своего самодельного стального тримарана. Уже при 40-сантиметровой волне забрызгивалась носовая оконечность. На большой скорости брызговые струи касались спонсонов в средней части (чтобы избежать этого, я опустил киль на 25—30 мм). Лодка выходит на глиссирование с большим дифферентом на корму и очень чувствительна к центровке. Для предотвращения этого желательно установить дистанционно управляемые транцевые плиты и центр тяжести сместить максимально в нос. Для обеспечения непотопляемости самодельного стального тримарана необходимо заполнить пустоты пенопластом.

Я считаю, что такую лодку можно изготавливать на каком-либо судостроительном заводе. Мною разработана приблизительная технология изготовления такого тримарана в заводских условиях.

Конструкция тримарана для заводской постройки


1 — палуба; 2 — носовая переборка; 3 — секция носовой части корпуса; 4 — секция средней и кормовой частей корпуса; 5 — накладка на киль; 6 — накладная V-образная пластина.

Клепку некоторых соединений можно заменить на сварку оплавлением. Продольные реданы целесообразнее не приклепывать, а получать при помощи дополнительной гибки днищевой секции.

Конструкция транца и подмоторной ниши — аналогично варианту для самостоятельной постройки.

В. П. Буторин, «КиЯ» 2/48.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Мини-тримаран «Вега» — проект и чертежи


Моторная лодка «Вега» глиссирует с одним водителем
со скоростью около 50 км/ч.

При разработке проекта я задался целью создать надежную скоростную мини-мотолодку под мотор 20-25 л. с.

Основные данные мини-тримарана «Вега»
Длина, м 2,75
Ширина, м 1,28
Высота борта, м 0,52
Мощность подвесного мотора, кВт (л. с.) 14,9-18,5 (20-25)
Пассажировместимость, чел. 2

Суда с тримаранными обводами, в принципе, отличаются высокой устойчивостью хода, просторностью кокпита и могут эксплуатироваться под моторами относительно большой мощности; на волнении они могут поддерживать увеличенную, по сравнению с традиционными мотолодками, скорость хода. Все эти положительные качества тримаранов могут быть реализованы при минимальных размерениях. Неудивительно, что их все чаще применяют при создании картоп-мотолодок. Использовал такие обводы и я.

Общий вид и схема обводов мини-тримарана


увеличить, 1236х1552, 197 КБ

Хочу заметить, что из пятнадцати сконструированных и построенных мною лодок (с проектом и чертежами одной из них можно ознакомиться на этой странице) новая «Вега» — одна из самых удачных; в ней собраны лучшие качества всех предыдущих конструкций. Чтобы «уложиться» в длину лодки менее 2,8 м, пришлось решать ряд сложных вопросов: килеватость и остойчивость, ширина днища, расположение реданов, центровка, внутренняя планировка, защита от брызг, современный внешний вид и т. д.

«Вега» имеет тримаранные обводы днища с килеватостью на транце 16° и продольным реданом, проходящим вплоть до шп. 5. Кили спонсонов расположены выше ватерлинии. Спонсоны отделены от борта по высоте бортовым брызгоотбойником (шириной 25 мм). Острые ватерлинии спонсонов в носу способствуют плавному движению по волне высотой до 0,3-0,4 м, а плоские участки в кормовой части повышают гидродинамическое качество килеватого корпуса в целом и способствуют быстрому выходу на глиссирование. В корме днище выпущено за линию транца на 100 мм.

Читайте также:  Отделка парилки своими руками пошаговое руководство

Таблица плазовых ординат мини-тримарана «Вега»

Линии № шпангоута
1 2 3 4 5 6
Высоты от ОЛ, мм
Киль 96 19
Тоннель — Т 364 215 135 105 90 90
Киль спонсона — К. сп 260 150 110 95 90 90
Слом — Сл 387 265 210 182 175 175
Палуба при борте — Б 527 510 505 500 500 510
Полушироты от ДП, мм
Редан — Р 130 190 215 220 220
Тоннель — Т 330 330 330 330 330 330
Киль спонсона — К. сп 510 523 529 529 529 529
Слом — Сл 557 590 595 595 595 595
Борт — Б 592 631 640 642 637 635

Примененные обводы эффективно уменьшают крен лодки на циркуляции или при ходе по косой короткой волне и одновременно обеспечивают большую площадь кокпита. Кокпит получился размером 1,60х1,10 м. Учитывая размеры лодки, пришлось отказаться от развитой палубы. Ширина потопчин сделана равной ширине верхних частей топтимберсов — 100 мм.


Удачно скомпонована на «Веге» носовая надстройка.

Носовая надстроечка с лобовым стеклом, защищающая водителя и пассажира от брызг, удачно вписывается в очертания корпуса. Лодка выглядит стремительной, летящей по волнам. Чуть заметная седловатость также хорошо смотрится при движении. Надстройка увеличивает объем носового багажника, доступ в который осуществляется через дверку, расположенную в передней панели водителя. Крыша ее, огражденная со всех четырех сторон, служит своеобразной полочкой.

Топливный бак располагается между шп. 3 и 4 и наполовину утапливается под пайол, опираясь на его обрешетник своей отбортовкой.

В кокпите установлены два мягких сиденья.

Система набора — смешанная. Поперечный набор составляют пять шпангоутов и транец. Шпангоуты сначала были вычерчены на листе бумаги. Затем очертания деталей переносились с чертежа через копировальную бумагу на заготовки (сосновая доска толщиной 14 мм). Сборка шпангоутов производилась прямо на чертеже на водостойком клею и гвоздях взагиб с установкой фанерных книц толщиной 3 мм.

Обвязка транца собрана из днищевых ветвей 50х15 и бортовых 100х15 с установкой мощного флора, стойки в ДП (ширина внизу — 200 мм, наверху — 600 мм) и подмоторной доски от борта до борта. Все эти детали вырезаны из доски толщиной 20 мм.

Киль выклеивался из двух реек сечением по 10х40 в специальном кондукторе. Сечения остальных деталей набора: днищевых стрингеров — 15х30; стрингера тоннеля — 20х25; киля спонсона, привального бруса, бортового стрингера — 20х20.

Читайте также:  Корзина с воздушным шариком своими руками

Толщина обшивки — 4 мм. Сначала обшивались участки между килями спонсонов и сломами бортов, затем борта и днище. Для скругления верха тоннелей использовался измельченный пенопласт, смешанный с жидким раствором эпоксидного клея. После отверждения клея эти участки обрабатывались до получения плавного перехода по радиусу. Корпус был оклеен стеклотканью на эпоксидном связующем (днище — в два слоя), а затем на него были поставлены продольные реданы на смоле и шурупах. Детали надстройки, вырезанные из 5-миллиметровой фанеры, крепились изнутри лодки к карленгсу по краю потопчины, имеющему сечение 20х15. Масса корпуса получилась равной 60 кг.

Испытания лодки показали все преимущества тримаранных обводов даже при столь малых размерениях. Волна до 0,30 м не ощутима; на более крупной волне, когда сильный ветер дует вдоль реки против течения, мини-тримаран уверенно глиссирует, перелетая с волны на волну, но без резких ударов. Диаметр циркуляции на полной скорости — 2-3 длины корпуса.

Лодка, рассчитанная на двух человек, выходит на глиссирование и с тремя. С мотором «Вихрь-М» скорость при нагрузке три человека равняется 35 км/ч, с двумя — 45 км/ч, а с одним водителем — 50 км/ч. Лодка может эксплуатироваться и под «Ветерком» (в этом случае целесообразно массу ее уменьшить до 45-50 кг).

«Вега» неизменно вызывает большой интерес любителей на лодочных стоянках, рыбаков, жителей прибрежных сел.

В. А. Мосолов, «Катера и яхты», 1981 г.

Комментарий редакции: проект мини-тримарана «Вега» отличается большой продуманностью и высоким качеством исполнения. Таких результатов можно добиться, конечно, только после долгих лет «селекции». Выбранные им тримаранные обводы, как никакие другие, сохраняют свои достоинства даже при предельно малых размерениях судна. Прежде всего, это высокая остойчивость на стоянке и на ходу, завидная мореходность, «лояльность» к применению относительно больших мощностей и, конечно, просторность кокпита. Характерную особенность внешности судна придает носовая надстройка, которая позволила на такой малютке выгородить сухое пространство для багажа, защитить пассажиров от ветра, обезопасить лодку от заливания через нос.

Чрезмерен, на наш взгляд, наклон транца. Ведь конструктор для улучшения стартовых характеристик и смещения точки приложения гидродинамической силы при кормовой центровке все равно выпустил днищевую обшивку за транец. В результате же теряется драгоценный полезный объем, и так в значительной мере «съедаемый» неоправданно большим для таких размерений лодки рецессом.

К сожалению, конструктор не делится впечатлениями о перевозке «Веги» на крыше автомобиля; можно, однако, предположить, что грузить ее и перевозить из-за развитой надстройки не очень легко. В целом же эта конструкция мини-тримарана заслуживает одобрения.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Оцените статью
Своими руками