- Мотолодка «Радуга-34» — проект Ю. Зимина скоростной мореходной моторной лодки для спортивных плаваний
- Теоретический чертеж и схема общего расположения мотолодки «Радуга-34»
- Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34»
- Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» — шпангоуты
- Мотолодка «Радуга-34». Проект для самостоятельной постройки
- Вариант мотолодки «Радуга-34» для рыболовов и любителей коротких прогулок
- Технология бесстапельной постройки «Радуги-34», предназначенной для рыболовов и любителей коротких прогулок
Мотолодка «Радуга-34» — проект Ю. Зимина скоростной мореходной моторной лодки для спортивных плаваний
Основные данные мотолодки «Радуга-34» | |
---|---|
Длина, мм | 3400 |
Ширина, мм | 1700 |
Высота борта, мм | 700 |
Вес корпуса, кг | 70 |
Мощность мотора, л. с. | 20 |
Скорость под мотором 23-25 л. с., км/ч | около 60 |
За последние годы в наших ленинградских спортивных клубах становятся все более популярными дальние спортивные плавания на легких моторных судах. Совершаются походы на Ладожское озеро, в Новгород и Выборг, позволяющие совершенствовать умение управлять быстроходным судном в довольно сложных условиях — на практически постоянной волне больших водоемов, на оживленных судоходных путях. Многие из наших спортсменов-водномоторников выполняют при этом требования спортивной классификации и получают разряды по ДСП.
Конструкторская группа городского спортивно-технического клуба водных видов спорта (ГСТК ВВС) уже несколько лет ведет работу по созданию специально для таких спортивных плаваний мотолодок, в которых большая скорость при использовании распространенных подвесных моторов сочеталась бы с достаточно высокой мореходностью. К таким судам и относятся лодки «Радуга» (см., например, Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга»).
Предлагаемая вниманию читателей новая спортивно-туристская трехместная мотолодка «Радуга-34» построена мастером спорта А. Щербининым и уже испытана всесторонне. На ее «счету» несколько нелегких спортивных походов, участие в парадах спортсменов и даже в заезде мотолодок класса SB на гонках Ленинградской регаты «Золотые весла», проводимых, как обычно, на неспокойной Большой Неве. Кроме того, «Радуга-34» использовалась для прогулок и служебных разъездов, обслуживания тренировок и буксировки воднолыжников.
Сборник «Катера и яхты» уже неоднократно публиковал материалы о прогулочно-спортивных лодках минимальных размерений. Не случайно такие конструкции, как «Москвичка» Г. Малиновского или экспериментальная лодка В. Вейнберга (см. № 45 сборника), пользуются несомненным успехом. Мотолодка «Радуга-34» также относится к классу мини-моторок, постройка, транспортировка, хранение и ремонт которых наиболее доступны для основной массы любителей водного туризма и спорта. Она на 0,35 м короче первой «Радуги», но в то же время на 0,30 м шире и 0,22 м выше ее.
Применена ставшая уже обычной килеватая форма обводов высокобортного мореходного корпуса с продольными реданами-брызгоотбойниками и развалом бортов по всей длине в сочетании с плоским кормовым участком днища — «лыжей». Такие обводы позволяют обеспечить при весьма неплохих скоростных качествах мягкий — без больших динамических перегрузок — ход на волнении, безопасность при крене на циркуляции, хорошую обитаемость (кокпит оборудован двумя спальными местами, закрывается тентом).
Теоретический чертеж и схема общего расположения
мотолодки «Радуга-34»
увеличить, 2004х2685, 429 КБ
Таблица плазовых ординат мотолодки «Радуга-34» | ||||
---|---|---|---|---|
Линия | № шпангоута | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Высоты от ОЛ, мм | ||||
Борт — ЛБ | 740 | 700 | 617 | 500 |
Кокпит | 784 | 744 | 661 | 544 |
Редан Р-1 | 174 | 73 | 15 | 0 |
Редан Р-2 | 302 | 199 | 140 | 125 |
Редан Р-3 | 430 | 325 | 265 | 250 |
Полушироты от ДП, мм | ||||
Борт — ЛБ | 682 | 823 | 850 | 801 |
Кокпит | 482 | 623 | 650 | 601 |
Редан Р-1 | 179 | 221 | 230 | 230 |
Редан Р-2 | 348 | 425 | 448 | 450 |
Редан Р-3 | 520 | 627 | 667 | 670 |
Размеры реданов в поперечных сечениях | |||||
---|---|---|---|---|---|
Редан | № шпангоута | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Р-1 | х у | 13 9 | 15 9 | 15 9 | 15 9 |
Р-2 | х у | 40 29 | 40 26 | 40 24 | 40 23 |
Р-3 | х у | 38 25 | 40 30 | 40 30 | 40 30 |
При установке мотора «Вихрь» или «Нептун» с «гоночным» двухлопастным винтом (шаг 340-360 мм) на мотолодке с одним водителем можно достичь скорости около 60 км/час . Для сравнения упомянем, что скоростной норматив I разряда для класса Т-500 на дистанции 5 миль намного ниже — 42 км/час.
Конструкция и технология постройки корпуса аналогичны многократно описанным в сборнике. На листе фанеры, пользуясь таблицей плазовых ординат, надо построить очертания шп. 1, 2 и 3 и вычертить все элементы набора лодки. Переведя нужные линии на кальку, перенесите разметку (накалывая шилом) на материал — бруски и фанеру. Готовые детали собирайте прямо на фанерном плазе, смазывая кницы и торцы брусков (футоксов) шпангоутной рамки эпоксидной смолой. Разложив детали рамки, прихватите каждую двумя тонкими гвоздями к плазу. Поставьте на места кницы и «наживите» их гвоздями, затем, осторожно приподняв рамку стамеской, подложите кницы с другой ее стороны, пробейте гвозди насквозь, снимите и переверните рамку и сразу же загните концы гвоздей.
Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34»
увеличить, 2067х936, 237 КБ
1 — киль 20х40; 2 — стрингер 13х25; 3 — стрингер 10х30; 4 — стрингер 10х20;
5 — подлегарс (опорный брусок сидений) 10х30; 6 — сиденье кормовое, δ=4;
7 — подушка сиденья 40х50х450 (поролон в чехле из текстовинита); 8 — дно подмоторной ниши, δ=2; 9 — сухарь 15х20; 10 — комингс, δ=6; 11 — рейка 30×40;
12 — спинка кормового сиденья 10х100х450; 13 — дуга тента, труба Ø15-20;
14 — оргстекло δ=4-6; 15 — лобовой лист кокпита, δ=4; 16 — съемный щит, δ=4;
17 — бимс 30х15; 18 — сиденье носовое, δ=4; 19 — рейка 10х15; 20 — зашивка шп. 1½, δ=2; 21 — рейка шпангоута 15х45; 22 — заполнитель δ=15; 23 — брусок 4х40х150 (4 шт.); 24 — бимс 15х30; 25 — зашивка шп. 2, δ=2; 26 — кницы, δ=2; 27 — стойка 10х15;
28 — обшивка днища, δ=6; 29 — обшивка скулы δ=4; 30, 31 — обшивка бортов и палубы δ=3; 32 — обшивка транца, δ=4; 33 — рейка заполнителя, δ=20; 34 — доска 20х125;
35 — лист δ=4; 36 — обвязка транца по бортам, 20х30; 37 — днищевая ветвь 20х45;
38 — фанера, δ=4; 39 — заполнитель, δ=20; 40 — брусок 40х15х400;
41 — фанера δ=4; 42 — петля рояльная.
Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» — шпангоуты
увеличить, 2082х2906, 465 КБ
обозначение позиций — см. «Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» выше.
После сборки всех трех шпангоутов вынесите на них линию ДП и контрольную ватерлинию (от ОЛ на расстоянии 500 мм). По этой контрольной линии прибейте шергень-планки шириной 50-70 мм.
Изготовлять транец нужно, пользуясь размерами рабочего чертежа, на котором уже учтен его наклон.
Корпус лодки собирается в положении вверх килем. На стапеле (две доски, поставленные на ребро) размечается положение шпангоутов и транца. Шпангоуты выставляются на свои места с проверкой по диаметральной плоскости отвесом, и по горизонту контрольной линии — шланговым уровнем. Закрепив выверенный поперечный набор, врезайте продольные связи — киль, стрингера и ребра жесткости. До установки обшивки необходимо поставить переборку на шп. 1 ½ и узел ниши — рецесса.
Листы фанеры надо предварительно раскроить и склеить «на ус», соединив в поясья на всю длину лодки. Затем готовые листы укладываются на тщательно смалкованный набор, изнутри детали набора обчерчиваются, после чего листы снимаются для обрезки припуска и сверловки отверстий Ø1-1,5 мм с шагом 50-70 мм для крепежа. Обшивка ставится на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями «в загиб» по продольному набору и шурупами по шпангоутам и транцу.
Днище, транец и борта необходимо снаружи тщательно ошкурить и зашпаклевать, а затем оклеить одним или двумя слоями стеклоткани АСТТ (б)-С2 на смоле. Предварительно обработанные реданы и брызгоотбойник выставляются на уже оклеенный корпус и в свою очередь сами оклеиваются полосками стеклоткани.
До зашивки палубы надо вклеить в снятый со стапеля и перевернутый килем вниз корпус сиденья и уложить пенопласт между шп. 1 и 1 ½, 2 и 3 на высоту флоров. Пенопласт и днище изнутри между шп. 3 и транцем следует оклеить стеклотканью. Изнутри корпуса транец по периметру лучше оклеить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80-100 мм.
Штурвал, барабан, шкивы можно изготовить по чертежам, опубликованным на этой странице. Пульт удобно расположить, как показано на чертеже общего вида. Оба штуртроса следует пустить по одному борту.
Для обеспечения непотопляемости обязательно надо уложить блоки пенопласта по бортам между шп. 2 и транцем; объем пенопласта должен быть не менее 0,15 м³.
Ю. А. Зимин, «Мотолодка для спортивных плаваний «Радуга-34», Кия 1974 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник
Мотолодка «Радуга-34».
Проект для самостоятельной постройки
Основные данные мотолодки «Радуга-34» | |
---|---|
Длина, мм | 3400 |
Ширина, мм | 1700 |
Высота борта, мм | 700 |
Масса корпуса, кг | 70 |
Мощность мотора, л. с. (кВт) | 20 (15) |
Теоретический чертеж, общий вид и схема планировки
Таблица плазовых ординат | |||||
---|---|---|---|---|---|
Шпангоуты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Высота от ОЛ, мм | Борт-Б | 740/552 | 700/573 | 617/530 | 500/510 |
Палуба-П | 774 | 734 | 651 | 534 | |
Редан-1 Р-1 | 174 | 73 | 15 | 0 | |
Редан-2 Р-2 | 302 | 199 | 140 | 125 | |
Редан-3 Р-3 | 430 | 325 | 265 | 250 | |
Полуширота от ДП, мм | Борт-Б | 682/679 | 823/756 | 850/806 | 801/800 |
Палуба-П | 532/469 | 673/606 | 700/550 | 651/650 | |
Редан-1 Р-1 | 179 | 221 | 230 | 230 | |
Редан-2 Р-2 | 348 | 425 | 448 | 450 | |
Редан-3 Р-3 | 520 | 627 | 667 | 670 | |
Р-1 | X | 13 | 15 | 15 | 15 |
Y | 9 | 9 | 9 | 9 | |
Р-2 | X | 40 | 40 | 40 | 40 |
Y | 29 | 26 | 24 | 23 | |
Р-3 | X | 38 | 40 | 40 | 40 |
Y | 25 | 30 | 30 | 30 |
Конструктивный чертеж и сечения по шпангоутам
туристского варианта «Радуги-34»
1 — рейка, 30х40 2 — подушка для спинки кормового сиденья, 20х100х450 3 — подушки для носового и кормового диванов, 40х450х450 (поролон, текстовинит) 4 — кормовое сиденье, b=4 мм 5 — комингс кокпита, b=6 мм 6 — дуга для тента, труба O15-20мм, АМг (2 шт.) 7 — подушка для спинки носового сиденья, 20х420х450 8 — палуба, фанера, b=4 9 — стекло органическое, b=4 мм 10 — лобовой лист кокпита, b=4 мм (2х2 мм) 11 — бимс, b=15 мм 12 — ребро жесткости палубное и бортовое, 10х20 13 — киль, 20х40 14 — днищевое ребро жесткости, 10х30 15 — стрингер, 15х25 16 — съемный щит, b=4мм 17 — носовое сиденье, b=4 мм 18 — бортовая опора для сидений, 10х30 19 — рецесс, b=2мм 20 — коротыш, 75х20 21 — полоса, b=4мм 22 — бимс, 15х30, (1 шп.) 23 — бортовая ветвь, 15х40 24 — планка, 4х40х150 (4 шт.) 25 — днищевая ветвь, 15х45 26 — заполнитель, b=15мм (1 1/2; 1; 2; 3 шп.) 27 — опора для сидений, 15х20 28 — зашивка на 1 1/2 шп., b=2 мм 29 — буртик, 15х15 30 — кница, b=2 мм 31 — зашивка на 2 шп., b=2 мм 32 — пиллерс, 10х15 (3 шп.) 33 — лист, b=4 мм 34 — зашивка транца, b=4 мм 35 — бортовая и палубная ветви транца, 20х30 36 — днищевая ветвь транца, 20х45 37 — кница, b=4 мм 38 — заполнитель, b=20 мм 39 — брусок, 15х40х400(12 шт.) 40 — доска, 20х125 41 — лист, b=4 мм 42 — зашивка спинки, b=4 мм 43 — брусок, 15х30 44 — рейка, 15х15 45 — зашивка сиденья, b=3 мм 46 — зашивка, b=4 мм 47 — пульт ДУ 48 — крышка рундука, b=4 мм 49 — коротыш, 15х15 50 — опора для сидений, 29х20 51 — козырек, b=4 мм. |
Вариант мотолодки «Радуга-34» для рыболовов и любителей коротких прогулок
Технология бесстапельной постройки «Радуги-34», предназначенной для рыболовов и любителей коротких прогулок
а — установочные угольники:
Размер А:
30 — для шпангоутов
130 — для транца
г — установка шпангоутов на палубу
1 — палуба
2 — установочный угольник
3 — шпангоуты
4 — раскосы
5 — транец.
д, е — причерчивание гнезда под продольный набор под малку
1 — шпангоут
2 — продольный набор
3 — линия малки.
ж — причерчивание обшивки борта у палубы
1 — палуба
2 — обшивка борта
3 — шпангоут
4 — подкладной брусок.
Предназначена для рыболовов и любителей коротких прогулок. Малый вес (около 40 кг) и упрощенная планировка кокпита позволяют перевозить такую «Радугу» на багажнике легкового автомобиля.
Сиденье в кокпите не закреплено, оно может передвигаться по направляющим вдоль бортовых рундуков. Это позволяет выбирать оптимальную центровку короткой лодки, которая очень чувствительна к дифференту.
Центральный проход обеспечивает относительную свободу в кокпите необходимую во время рыбалки; бортовые рундуки не только служат емким хранилищем рыболовного снаряжения, но и придают корпусу дополнительную продольную жесткость.
Обводы остались неизменными — обычная килеватая форма мореходного корпуса в сочетании с плоским участком — лыжей с продольными реданами, брызгоотбойниками в носовой части и развалом бортов по всей длине. Такое сочетание при весьма малых потерях подъемной силы (по сравнению с плоскодонной лодкой) позволяет иметь на волне плавный ход без динамических перегрузок. Развал бортов, широкий брызгоотбойник обеспечивают на циркуляции повышенную безопасность.
В данной публикации мы хотели бы более подробно рассказать о технологии постройки.
Прогулочный вариант «Радуги-34» несложно построить без стапеля, что существенно сокращает затраты времени и труда, необходимые на изготовление оснастки. Сборка может производиться на двух отфугованных по пластям досках шириной около 150мм длиной не менее длины мотолодки или на любой другой ровной поверхности.
До сборки необходимо изготовить шпангоуты и транец, склеить заготовки палубы, обшивки, стенок и зашивок рундуков, а также заготовки продольного набора и реданов, если нет целиковых реек .На шпангоутах и транце следует вырубить гнезда для прохода продольного набора. Глубину врезки надо проверить кусочками реек из которых изготавливается набор. Для этого по плазу корпуса определяется величина малки киля или стрингеров — проверочный брусочек должен выступать из гнезда на эту величину. Реданы нужно обрабатывать согласно таблице плазовых ординат сечений.
Заготовка палубы укладывается на поверхность, где будет собираться мотолодка; затем производится разметка контура и положения шпангоутов, и отбиваются линии по ширине привального бруска, обрамляющей кокпит рейки и ширины бимсов. Поверхности продольного палубного набора, прилегающие к палубе и соответствующие поверхности палубы, промазываются клеем и набор устанавливается на место с запрессовкой гвоздями взагиб шагом 50-70 мм. Далее на секцию палубы устанавливаются шпангоутные рамки и транец. Палуба мотолодки имеет уклон в сторону нормы, поэтому шпангоуты должны устанавливаться не перпендикулярно, а под углом 3,5° с наклоном в корму, что составит 34 мм по высоте второго шпангоута. Транец имеет наклон днищевой части в нос около 15° или 130 мм по килю, поэтому необходимо заранее изготовить установочные угольники. На такие же углы следует смалковать бимсы шпангоутов и транца. Эту работу можно упростить, если установить шпангоуты перпендикулярно к палубе, а транец с уклоном 100 мм в нос. При этом сколько-нибудь значительного изменения в обводах не произойдет.
Установленные шпангоуты и транец фиксируются в нужном положении раскосами по обоим бортам. Затем на шпангоуты устанавливается киль, который для определения величины малки внутренней поверхности гнезда временно закрепляется гвоздями 1,5-2 мм. Эта величина определяется следующим образом: изогнутый по шпангоутам киль будет опираться на носовую кромку гнезда, а между кормовой кромкой и опорной поверхностью киля образуется зазор, величина которого соответствует необходимой малке. Циркулем или какой-либо другой отводкой эта величина переносится на носовую поверхность шпангоута — линия проводится от кромки гнезда. Когда требуемая малка определена на всех шпангоутах, киль снимается и гнезда малкуются. После окончательной установки киля на место аналогично определяется малка гнезд под стрингеры. Продольный набор крепится к шпангоутам шурупами 3 мм.
После установки продольного набора снимаются раскосы, раскрепляющие шпангоуты, и производится малковка киля, стрингеров и поперечного набора с постоянной проверкой правильности гибкой длинной рейкой.
Когда малка набора произведена, на корпус поочередно укладываются заготовки обшивки и раскрепляются тонкими гвоздями, набор корпуса изнутри очерчивается по заготовке, припуск листа обрезается по разметке. В местах расположения стрингеров и шпангоутов высверливаются отверстия 1-1,5 мм шагом 50-70 мм. Верхний лист борта сначала причерчивается по палубе, обрезается по этой кромке и только после этого окончательно размечается. Обшивка устанавливается на клею с запрессовкой гвоздями взагиб к продольному набору и шурупами 3мм к поперечному. Затем кромки установленной обшивки смалковываются, корпус оклеивается одним слоем стеклоткани АСТТ(б)-С2О. Далее на корпус лодки устанавливаются реданы на клею с гвоздевой запрессовкой и оклеиваются полосками стеклоткани.
На этом обшивка корпуса заканчивается. Теперь мотолодка переворачивается килем вниз. Заранее собранный лист рецесса устанавливается на место: бимс приклеивается к палубе с запрессовкой гвоздями, лист изгибается и временно закрепляется на транце на уровне редана Р-3. Устанавливаются на место и временно закрепляются стенки рундуков, также заранее собранные с рейками опоры подвижного сиденья, зашивок и крышек, накладываются зашивки и навешиваются на петли крышки. Рейка, обрамляющая кокпит, смалковывается в районе установки козырька, промазывается клеем, гвоздями взагиб к ней подтягивается козырек. После этого по верхней кромке козырька устанавливается на клею буртик с запрессовкой шурупами 3х22 мм. Обе рейки буртика накладываются одновременно. Все временно закрепленные стыки: рецесса с транцем и бортами, стенок и зашивок рундуков с днищем и бортами, а также стыки козырька с палубой и внутренние углы бортов и днища с транцем оклеиваются «мокрым угольником» — полосками стеклоткани на эпоксидном клею. В местах установки ручек, стаканов уключин, пульта дистанционного управления вклеиваются сухари.
Последняя операция по оборудованию корпуса «Радуги» — устройство пайолов. Они могут быть изготовлены либо из блоков пенопласта, уложенных между шпангоутами не высоту флор и оклеенных сверху стеклотканью, либо из листов фанеры.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник