- Ремонт катализатора своими силами
- Принцип работы и роль катализатора
- Как ремонтировать катализатор
- Удаляем основной катализатор
- Эффективные способы восстановления катализатора к отличному состоянию
- Симптомы загрязнения или выхода из строя
- Щадящие методы
- Присадки
- Замачивание и удаление отложений
- Механические методы
- Наждачная бумага
- Просверливание
- Быстрый и недорогой способ восстановления катализатора без снятия, промывки и других сложных действий
- Что же делать, если катализатор всё-таки забился?
Ремонт катализатора своими силами
Если была проведена диагностика катализатора, которая показала, что элемент забился и сопротивление прохода отработавших газов значительно возросло, значит катализатор нужно промыть. Когда промывка очистителем катализатора невозможна (при механическом повреждении), тогда деталь придется заменить. В случае, если замена катализатора нецелесообразно экономически, катализатор придется удалить.
Принцип работы и роль катализатора
Большинство современных автомобилей оборудованы двумя нейтрализаторами: основным и предварительным.
В выпускной коллектор встраивается предварительный нейтрализатор (таким образом его прогрев до рабочей температуры значительно ускоряется).
Теоретически, для двигателя каталитические нейтрализаторы приносят вред, так как значительно увеличивается сопротивление выпускного тракта. Для того, чтобы поддержать необходимую температуру катализатора на некоторых режимах возникает необходимость обогащения смеси.
В результате это приводит к заметному снижению характеристик мотора по расходу топлива и мощности. Но иногда простое удаление катализатора может усугубить ситуацию, так как система очистки выхлопных газов на большинстве автомобилей плотно связана с системой управления двигателем. Есть вероятность, что работа двигателя будет осуществляться в аварийном режиме (CHECK ENGINE), что несомненно приведет к ограничению мощности, а также увеличенному расходу топлива.
Как ремонтировать катализатор
В том случае, если вы все-таки решили убрать катализатор, то предварительно необходимо узнать о вероятных последствиях и способах, которые помогут их обойти. Желательно пообщаться с владельцами таких – же автомобилей (в интернете огромное количество клубов любителей автомобилей определенной марки).
Состояние сот катализатора
В общем, в том случае, который указан на схеме выше, первый датчик кислорода не отслеживает состояние катализаторов, никак не скажутся на его показания удаление последних, второй датчик температуры придется обмануть, для этого устанавливаем обманку ввёртыш под датчик, делаем это для того, чтобы показания датчика без катализатора были равны или приблизительны тем, которые были при установленном катализаторе. В случае, если и второй датчик является лямбдой нужно быть аккуратнее, так как после удаления катализатора, скорее всего, потребуется перепрошивка блока управления двигателем (в некоторых случаях можно провести коррекцию).
В продемонстрированном на схеме выше случае, на показания датчиков оказывает влияние состояние предварительного катализатора. Таким образом, правильнее будет удалить основной катализатор и промыть предварительный.
В итоге получим минимальное сопротивление выпускного тракта, данные изменения не будут оказывать никакое влияние на систему управления двигателем, но при вкручивании ввёртыша, показания датчика температуры отработавших газов будут ошибочные и это не есть good. Но это все теория, а на практике нужно учесть состояния сот катализатора.
Составляем план работ — промываем предварительный катализатор и удаляем основной, вот и все можно начинать.
Первым нужно снять выпускной коллектор, предварительный катализатор интегрирован в нём:
Выпускной коллектор. Болты крепления коллектора
Выпускной коллектор. Предварительный нейтрализатор
Выпускной коллектор снимаем. Получаем в итоге такую деталь:
Соты представляют собой длинные, но довольно тонкие каналы, поэтому диагностируем их состояние внимательно на просвет, желательно использовать небольшой, но достаточно яркий источник света, напряжение которого не превышает 12В (правила безопасности соблюдаем).
Состояние сот почти идеальное для пробега в 200 тыс. км.
При проверке на свет, был обнаружен небольшой дефект, он не представляет опасности и вреда:
Промывку проводим в том случае, если механические повреждения отсутствуют (к ним относятся просадка, прогар и т.д.), наличие отложений, которые значительно уменьшают проходное сечение. Соты нужно тщательно продуть спреем для карбюраторов либо воспользоваться пенным очистителем катализатора.
Если отложений очень много, то после продувки спреем катализатор можно замочить на ночь в емкости с соляркой. После чего, продувку повторить. Не забудьте о канале рециркуляции выхлопных газов (ещё одна подлянка экологов):
Если вы всё таки удалили предварительный катализатор, то канал придется тщательно промыть, так как крошка, образовавшаяся при удалении может попасть во впуск, а оттуда в цилиндры (легко догадаться, что зеркало цилиндров не слабо пострадает).
Все операции, которые проводятся с основным катализатором, схожи с операциями, описанными на примере предварительного катализатора. Далее начинаем сборку, собирать нужно в обратном порядке, прокладки должны быть новые или очень хорошо очищенные старые, собираем аккуратно, ничего не забываем.
Удаляем основной катализатор
В моём случае было достаточно выкрутить две гайки крепления отводящей трубы, а так же отогнуть трассу после нейтрализатора в сторону.
На удивление японский катализатор, после 200 тысяч километров всё ещё полон сил.
Конечно жалковато дорогущий катализатор, но его нужно пробить, таким образом мы облегчим дыхание двигателя. Соты катализатора очень просто пробить перфоратором с победитовым сверлом 23 мм.
Соты катализатора удалять целиком я не стал, мною было пробито два отверстия, излишки были удалены.
Цель только частичное удаления катализатора проста – соты, которые остались вокруг стенок, будут уменьшать резонансные колебания, а пробитого отверстия вполне хватит, чтобы избавится от повышенного сопротивления прохождения отработанных газов в районе катализатора.
Вблизи выглядит так:
После удаления сот, удаляем их обломки из бочки катализатора. Для этого нужно завести машину и хорошо прогазовать, пока не перестанет идти пыль от керамики.Далее ставим на место отводящую трубу и наслаждаемся результатом.
Плюсы частичного удаления катализатора:
- уровень шума аналогичный стоковому;
- можно избавиться от дребезжания в районе бочки катализатора;
- увеличение мощности двигателя приблизительно на 3%;
- расход топлива снижается на 3%;
- керамическая пыль не попадет в камеру сгорания.
Вот и все, как Вы заметили, удаление катализатора не представит никакой сложности. В сервисе меня попытались развести на разрезание катализатора, прочистку и обратное сваривание корпуса. Соответственно и цену они за «такую сложную», к тому же и бесполезную работу, загнули бы соответствующую.
Источник
Эффективные способы восстановления катализатора к отличному состоянию
Каталитический нейтрализатор предназначается для качественной очистки выхлопных газов современного автомобиля. На протяжении эксплуатации данное устройство изнашивается, загрязняется, выходит из строя. В каждом конкретном случае целесообразно определиться, что лучше – ремонт или замена.
Симптомы загрязнения или выхода из строя
Водитель с практическим опытом без труда определит снижение эффективности работы каталитического нейтрализатора.
С другой стороны, каждый автолюбитель может сделать это, наблюдая следующие проявления:
- повышение расхода топлива;
- нестабильно работающий мотор на холостых оборотах;
- потеря динамики при езде;
- снижение мощности силового агрегата;
- проблемы, возникающие при запуске двигателя;
- появление на приборной панели светящейся надписи Check Engine;
- неконтролируемое отключение мотора.
Кроме того, при сильной степени загрязнения катализатора можно визуально наблюдать изменения цвета выхлопа. При сильном загрязнении из трубы вообще могут не выходить выхлопные газы.
Если появился один или несколько из перечисленных симптомов, то следует проверить данное устройство. Лучше всего снять его и визуально обследовать. При наличии загрязнений различной природы на сеточке катализатора нужно прочистить ее, используя различные методы.
Щадящие методы
Существуют наиболее мягкие способы очистки катализатора с помощью современной автомобильной химии. Кроме того, демонтированное устройство можно очистить с помощью длительного замачивания и последующего удаления загрязнений механическим способом.
Присадки
Современные специализированные магазины предлагают широкий выбор специальных средств, которые предназначаются для промывки и восстановления нейтрализатора. Использовать их очень просто. Для этого нужно влить содержимое бутылочки внутрь топливного бака авто.
Но следует помнить, что сильно загрязненный катализатор очистить только химическим путем не получится. Данные присадки целесообразно использовать для профилактических целей, при низком уровне загрязнения или износа. Регулярное использование таких средств может увеличить ресурс устройства.
Замачивание и удаление отложений
Сильно загрязненный нейтрализатор лучше демонтировать и попробовать очистить с помощью специальных химических средств, этанола, жидкости для карбюратора.
Сделать это можно, придерживаясь следующего алгоритма:
- демонтировать выпускной коллектор с предварительным катализатором, открутив две гайки;
- тщательно проверить целостность всех сот;
- в случае отсутствия механических повреждений начать промывку.
Следует учитывать, что в случае просадки или прогорания нужно заменить катализатор.
Промывку с использованием жидкости для карбюратора требуется по следующей схеме:
- вначале подготовить пластиковую тару достаточной глубины для вертикального погружения нейтрализатора;
- обильно полить соты устройства;
- обернуть деталь смоченными тряпками и поместить внутрь емкости;
- через 20-30 минут промыть соты под напором горячей воды;
- просушить и продуть катализатор сжатым воздухом;
- проделать данную процедуру повторно.
Если данная процедура не принесла ожидаемых результатов, то можно попробовать керосин.
Механические методы
Наждачная бумага
В случае незначительных загрязнений фильтр катализатора можно очистить с помощью мелкой наждачной бумаги:
- Для этого нужно снять нейтрализатор.
- Затем осторожно, избегая сильного надавливания, очистить сетку от налета.
- Остатки грязи лучше убрать, используя сжатый воздух.
Просверливание
Перед тем, как восстановить работу катализатора путем просверливания, следует внимательно оценить вероятные неблагоприятные последствия. Вполне вероятно, что после таких действий мотор будет работать в аварийном режиме. При этом может увеличиться расход топлива, а двигатель потеряет мощность. Кроме того, удаление устройства нередко требует корректировки блока управления силового агрегата.
Удобней всего будет удаление главного нейтрализатора и промывка предварительного. При этом нужно «обмануть» температурный датчик, вкрутив в него болт. Зачастую такие действия приводят к искажению данных о температуре.
Источник
Быстрый и недорогой способ восстановления катализатора без снятия, промывки и других сложных действий
Про удаление катализаторов ходит немало слухов и даже легенд, я бы сказал, но большая часть из них не имеет ничего общего с реальным положением дел. Очень часто инициаторами удаления катализаторов являются именно мастера на СТО, цель которых нередко вовсе не помочь вашему автомобилю зажить новой жизнью, а вырезав катализатор, потом сдать его в пункт приёма, получив немалое вознаграждение.
Да, есть случаи, когда катализатор забивается, разрушается и в общем-то, становится негодным к дальнейшей эксплуатации, но таких примеров намного меньше, чем в той реальности, о которой рассказывают хитрые мастера на некоторых СТО.
Почему же не стоит верить на слово и сразу вырезать катализатор? Дело в том, что после его удаления вам обязательно «зальют прошивку», которая подразумевает отсутствие нейтрализатора, соответственно, никаких гарантий безотказной работы ЭСУД (электронная система управления двигателем) после этого вам никто не даст.
Второй момент – в буквальном смысле ядовитые пары в выхлопных газах, которые теперь идут прямиком после выхода из камеры сгорания в атмосферу. И весь этот зловонный запах, словно от старого ГАЗона, вы будете вдыхать, стоя рядом с машиной при прогреве, в гараже даже с открытыми дверьми или окнами. А вот с катализатором даже в закрытом помещении от выхлопа нет никакого запаха, а содержание вредных веществ минимальное.
Что же делать, если катализатор всё-таки забился?
Что же делать, если катализатор всё-таки забился?
Как я уже написал выше, удаление, вырезание, выбивание и прочие подобные методы – вредительство вашему автомобилю, окружающей среде и вам (вашим пассажирам). Поэтому первым делом нужно попробовать восстановить катализатор, не снимая его с машины, не промывая и т.д.
На одной из моих машин была такая проблема: упала мощность, двигатель как будто бы задушен, и явно было слышно, что он не работает в полную силу. Проведя диагностику, проверенные мастера мне сказали, что причина в частично забитом катализаторе, но механик на этой СТО порекомендовал не удалять его, а попробовать восстановить проходимость специальным средством, которое они советуют применять профилактически уже давно, причём очень успешно. Уверен, что некоторые из вас тоже им пользовались, так как данный состав довольно популярной фирмы Hi-Gear.
Содержимое этого флакона было залито в бак до заправки, и, как и сказано в инструкции, вся эта смесь была израсходована без дозаправки. Я, конечно же, хотел верить своему знакомому на сервисе, но не ожидал, что на самом деле будет такой эффект. Машина уже после первых пары сотен километров задышала по-новому, а замер на выходе после катализатора показал, что теперь он чистый и нужды в замене нет.
Так что, господа, не стоит паниковать, если вам вдруг начали навязывать удаление нейтрализатора, или же его дорогостоящую замену. Просто попробуйте альтернативный вариант с очистителем Hi-Gear HG3270 , что в моём случае решило проблему быстро и недорого, всего лишь за 650 рублей.
Надеюсь, что мой опыт оказался кому-то полезным. Если так – поддержите статью лайком, а чтобы не пропускать новые и интересные выпуски, просто подпишитесь на канал.
Источник