Кастомизация губной гармошки своими руками основы

Кастомизация губной гармошки своими руками основы

Никто никогда не скажет Вам, что приему overblow легко научится. Освоения этого приема потребует от Вас много времени и упорства. Главное понять, зачем это нужно, и где «это» можно использовать. Хорошо, если есть старая губная гармошка (желательно не MS), на которой можно поэкспериментировать (и не факт, что с первого раза получится).

1. Снимите крышки и заклейте скотчем прорези в плате на выдох.

2. Попытайтесь заставить звучать язычок на вдох, когда Вы выдыхаете в гармошку.
(мне, например, стало понятно, когда я стал как-бы проговаривать слог «Сь»).

После проделанных действий, станет уже более-менее понятно использование этого приема (для облегчения даже была создана гармошка Suzuki overdrive , на крышках которой есть отверстия, при затыкании которых мы получаем возможность облегчить взятие « overblow »). Следует заметить, что приступать к освоению оверблоу, лучше тогда, когда вы уже отлично владеете техникой бендов и хорошо их контролируете (хороший средний уровень).

Чтобы уж совсем стало ясно c терминами, приведу цитату из форума harmonica.ru:

«Бенд — гнуть, загибать, прием позволяющий дыханием понижать ноты на гармонике,
Овер бенд — пере-«гнуть», загибать как-то иначе,
Blow — дуть, выдыхать,
Draw — тянуть, в нашем контексте — вдыхать.

Подумайте и догадайтесь, почему одни повышения называются overblow, другие overdraw. Получаем:

overblow — повышение ноты на выдохе (на рихтеровской гармонике доступно до 7-го отверстия)
overdraw — повышение ноты на вдохе (доступно после с 7-го отверстия)
overbend — прием, позволяющий повышать ноты, без указания на вдохе или выдохе оно делается (доступно на всей гармонике)
bent overblow — более глубокое повышение ноты, полученной с использованием overblow (повышения выдохом), обратите внимание, здесь не bend, а bent». Slava Chernov.

Совсем не нужно прилагать усилий! — overblow должно браться легко. Не прилагайте много усилий — гармошка достаточно хрупкий инструмент.
Незнаю у кого как, но по мне, так лучше начинать с 6-го отверстия. Пробуйте двигать язык вперед, уменьшая объем вашей ротовой полости. Как только вы почувствуете, что уже передуваете, проверяйте себя на пианино, тюнере, чтобы проверить вашу «интонацию». Запишите себя и послушайте со стороны, так будет нагляднее.

При игре без заклеивания прорези, будут задействованы 2 язычка. А для того, чтобы нам уменьшить воздухопотери! Мы сделаем геппинг — пригибание или отгибание язычка от платы.
Заметьте! Стоит уделить внимание дуге язычка, как у основания, так и у кончика и гепить нужно оба язычка!

«. на мой вкус и опыт (порядка двух десятков инструментов). Оптимум чтобы нижняя поверхность язычка была вровень с верхней поверхностью платы, и только кончик плавно повышался над ней. Если хоть где-то язычок ниже платы — он сразу начинает залипать» Борис Плотников.

«Это заблуждение, что оверблоу убивают гармоху. Гармоху убивают неумелые игроки. А то ведь как бывает, не получается, надо дунуть посильнее. Вот так гармоха умирает» Dr. Harp

«Советую купить тот же Special 20 и все-таки залезть в него. Ну там работы на 10 мин! И поэкспериментировать за одно получится. Как мне кажется, особенность оверблоу в том, что для его исполнения надо точно сфокусировать «атаку» и дать определенное давление, поэтому гепы лучше делать меньше, чтобы было легче поймать ту самую позицию. А сужение слотов и т.п. — это уже потом, если захочешь. Новые СП20 в любом случае будут передуваться, если подправить гепы.
Нужны пальцы. Медленно проводишь от конца язычка к заклепке, при этом приближаясь к ней, начинаешь надавливать сильнее — геп становится меньше. Если перестараешься, все можно исправить.» Fresco

Теперь разберемся, какую ноту мы получим при использовании овербендов

Overblow получаются c 1-го по 7-е отверстие, с 7-го по 10-е — Overdraw!
Более наглядно можно посмотреть, пользуясь программами HarpKeys 2 или Harping или поискать на форуме harmonica.ru

Стоить заметить, что не все мастера гармоники используют оверблоу… Тот же Жан Жак Мильто ( Milteau ) играет на гармошках «из коробки», и не кастомайзит их. От него же это и слышал! Но время идет вперед и появляется все больше исполнителей, которые активно используют Оверы при своей игре: Говард Леви, Джейсон Риччи, Карлос Дел Хунко, Джо Филиско и это далеко не полный список…

Приемы кастомайзинга гармоник

Эмбосинг — сужение прорези. Для этого можно использовать тыльную (округлую) сторону камертона, прорезь в плате сужается надавливанием металлического «шарика».

Главное терпение, возможно в несколько подходов все получится (главное не переусердствовать). Посмотрите на рисунок ниже — заметьте, отверстия в плате стали немного меньше (справа), а следовательно, мы уменьшили воздухопотери.

Скупинг (scooping) — подпиливание слота, дабы создать маленький вырез в крае платы у кончика язычка.

Стоит обратить внимание на фаски по краям прорези в плате у кончика язычка.
Это позволит нам увеличить отзывчивость язычка при сильно уменьшенных гепах
(слишком близко к плате).

Не стоит забывать о настройке язычка. Возможно, после проделанных действий, его потребуется подстроить по тону (о настройке классно написано на harmonica.ru).

Аркинг (arcing) — создание дуги.
Здесь стоит обратить внимание не только на то, как это выглядит визуально, но и пробовать отзывчивость язычка. Слушайте «поток воздуха» проводя пальцем немного выше прорези. Сужение прорезей, вероятно, искривит язычок (внизу, вокруг края пластины). Убедитесь, что язычок не сгибается назад к заклепке — это может быть не заметно, что может привести к не очень хорошим последствиям.

Ваксинг (waxing) — берем воск! Часто встречающаяся проблема при игре owerblow – это появление вибраций (воздух, проходя по сторонам язычка, может создавать продольную вибрацию язычка и издавать противный писк). Для предотвращения этого мы используем ваксинг.

Берем воск (жвачка не катит) и наносим небольшое количество около конца заклепки.

Эта процедура предотвращает появление продольных вибраций язычков.
Очень помогает, при еще неуверенном дыхании.

Corner Rounding — округление боковых граней на язычке.

Эта «доделка» позволит нам повысить отзывчивость язычка, что сделает игру более удобной. Стачивать грани — предварительно сняв язычок. Назад его легко вернуть (используя новую заклепку, которую можно сделать из старого латунного гвоздя, или посадить язычок на винт, закрутив гайкой).

Не стоит также забывать про настройку язычков, после описанных выше процедур.

Надеюсь информация будет полезной.

(с) Перевод и подбор материала — Bluzzz (Стас Соколов)
Интернет поддержка — Чернов Вячеслав (Blacky) (06/2008)

Источник

Кастомизация губной гармошки своими руками основы

Уменьшаем воздухопотери. Первые шаги: настраиваем гэпы, аркинг

Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке

Продолжаю цикл статей, посвященных ремонту и настройке диатонической гармошки.

Первое, что посоветует вам любой харпер (если что-то не устраивает в гармошке: она «сильно» травит воздух, «шипит», тяжело берутся бэнды, тихо звучат ноты), так это уменьшить гэпы.

Что же это такое?

Гэп — это высота, на которую кончик язычка отдалён от платы (см. фото). Очень часто, да практически всегда, у гармошки «из коробки» гэпы довольно велики и их стоит уменьшить.

Почему же так? Купили гармошку, заплатили немалые деньги, а тут: раскручивай, подправляй, уменьшай…

Несколько слов в оправдание производителей губных гармошек.

Дело в том, что на заводе гэп выставляется такой (максимальный), чтобы при игре любого, ещё только начинающего харпера, язычок «не заткнулся». Чем меньше зазор (гэп), тем большая вероятность того, что при сильной атаке, резком вдохе-выдохе язычок не начнет колебаться и звука не будет. А если у нас что-то не звучит, то виноват кто? Правильно — производитель гармошки (вспомните «проблему второй дырки«).

Вот чтобы уменьшить количество возвратов таких «поломок» гэпы и делают большими.

Открою ещё одну «большую тайну» : гармошка не рассчитана на игру бэндами. В настройке Рихтера она ДИАТОНИЧЕСКАЯ, а не хроматическая. И не надо от неё требовать дополнительных нот. Добывать на ней дополнительные несуществующие ноты это уже наши «извраты».

Ну что ж, начнём менять гэпы.

Для этого нам понадобится обыкновенная деревянная зубочистка. Такой инструмент не будет нам царапать поверхность язычка и менять его тон.

Обычно гэпы нам нужно уменьшать, поэтому воздействуем на поверхность язычка продольными от заклёпки к центру язычка поглаживаниями как бы стараясь вдавить язычок в слот.

Каково усилие — описать сложно, начинайте с небольших. Не надо спешить, 5-6 поглаживаний — и проверяем насколько прогибается язычок ближе к плате.

Обычно, настройка одного язычка у меня занимает 2-3 минуты и состоит из десятков таких подходов поглаживаний.

После существенных изменений в зазоре делается проверка — поиграть, не затыкается ли уже язычок. Если уже затыкается, значит перестарались и стоит провести поглаживания уже обратной стороны.

Сразу же тут замечу, что возможна ситуация, когда выставлены гэпы, ничего не затыкается, а вот когда окончательно собрали гармошку — обнаруживается «перебор». Не стоит огорчаться, надо сохранить терпение и усидчивость. У меня случается так, что приходится на некоторых отверстиях менять гэпы спустя несколько дней — обнаруживается затыкание.

Уменьшение гэпов это компромис: уменьшаем воздухопотери и увеличиваем вероятность того, что язычок заткнётся. Где «золотая середина»? — зависит от манеры игры. Привыкли атаковать ноту, исполняете быстрые пассажи — выставляйте гэпы больше. Вот он, первый этап, — «настроить гармошку под себя».

Размер/зазор равен толщине язычка на кончике, это приблизительный ориентир, пробуйте.

Хочу так же уделить внимание аркингу.

Язычок по своей длине неровный, имеет небольшой прогиб. Хорошим аркингом считается равномерное прогибание начиная с середины язычка, или даже чуть дальше, к кончику. Некоторые любят прогибать уже конечную часть 1/4 длины. Только не делайте на язычке резкий изгиб в одном месте, ему на пользу это не пойдёт. Перед вмешательством осмотрите все язычки, выберите те, что имеют красивую форму прогиба и, к тому же, устраивают по звучанию. Пусть они будут для вас ориентиром.

Несколько советов, пожеланий:

— не стоит вдавливать язычок в слот. То есть не делайте так, чтобы поверхность язычка была вровень с платой или, чего хуже, была ниже;

— не стоит делать несколько прогибов («волны» по длине язычка), это приведёт к паразитным колебаниям и неприятным призвукам при игре;

— при выставлении гэпов поглаживания должны быть только продольные, это избавит от децентровки язычка в слоте;

— обычно гэпы на плате выдоха выставляются больше, чем на плате вдоха. Это тоже связано с манерой игры, выдоховые язычки легче затыкаются. Учтите это!;

— после крепления плат к гребёнке внимательно осмотрите язычки вдоха – наверняка размеры гэпов стали другие, не те, что вы выставили. Это связано с тем, что плата «в свободном состоянии» имеет неровности, прогибы. После фиксации болтами она меняется в плоскости соприкосновения с платой. Приходится опять подстраивать. Так что не спешите крепить крышки – поиграйте.

Следующий короткий видеоролик — это «наглядное пособие» того, о чём я рассказал в этой статье.

Всем удачи, успехов в освоении и отличного настроения!

Об авторе статьи

Олег Коропецкий

Играет на губной гармонике более пяти лет.

Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.

Источник

Кастомизация губной гармошки своими руками основы

Что такое кастомизация губной гармоники?

В рамках ликбеза по губной гармошке хочу рассказать вам о кастомизации инструментов. Что это такое, зачем это нужно и нужно ли оно вам.

По общему определению, кастомизация (от англ. customer — клиент, потребитель) — это индивидуализация некоей продукции массового производства под заказ конкретного потребителя путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений. Таким образом, практически любому изделию можно придать своего рода уникальность и изменить к лучшему его пользовательские характеристики.

В отношении губных гармоник кастомизация в первую очередь означает улучшение качества инструмента. Путем кастомизации в моделях массового производства уменьшают потери воздуха, делая гармонику более отзывчивой и более легкой для использования в сложных техниках игры.

Часто «гармошка из коробки», то есть купленная в магазине, требует настройки гэпов под себя. Гэп (от англ. gap — зазор) — это зазор между кончиком язычка и платой. При помощи этой нехитрой операции, уменьшая или увеличивая гэпы, любой пользователь может подстроить гармонику под своё звукоизвлечение и атаку для более комфортной и легкой игры.

Кастомизация может быль легкой, средней и максимальной.

На легких стадиях возможна настройка гэпов, замена гребёнки и более точная, по сравнению с заводской, подстройка язычков по высоте нот и интервалов. Модель Hohner Marine Band 1896 обычно «пересаживают» в сборке с гвоздей на болты.

В среднем варианте обычно ко всем предыдущим улучшениям добавляется выравнивание и герметизация крышек инструмента (возможно даже их замена), шлифовка гребёнки и углубленная обработка плат с язычками. На этом этапе мастер делает так называемый эмбоссинг — сужение слотов с язычками с целью уменьшения зазоров по бокам язычка и слота. Это дополнительно уменьшает потери воздуха, делая гармонику еще более герметичной и отзывчивой.

При максимальной кастомизации инструмент дорабатывается мастером до идеального состояния применением эмбоссинга под микроскопом. Также в этом варианте возможны скупинг (обработка углов слота с язычком), аркинг (придание язычку определенного изгиба), ваксинг (капелька воска, помещаемая на заклепку, которая держит язычок для улучшения игры овербендов на высоких отверстиях), профилирование язычков (уменьшение их толщины), шлифовка язычков и плат.

После максимальной кастомизации губная гармоника не только становится великолепным по качеству инструментом, но и выглядит, как произведение искусства)

А теперь главный вопрос — нужна ли вам кастомизация, и если да, то в каком случае?

Здесь мнения как преподавателей и профессиональных исполнителей, так и тех, кто учится играть, расходятся.

Могу сказать сразу, что я не сторонник, когда студенты с нуля начинают обучение на кастомизированных инструментах. Обосную это тем, что кастомизация не позволяет изначально правильно почувствовать гармонику, выработать правильное звукоизвлечение, научиться правильно получать бенды и овербенды и, соответственно, поставить хороший звук.

На мой взгляд начинать учиться надо на качественном, но обычном инструменте, постепенно добавляя кастомизацию к своим возрастающим навыкам. То есть, при первоначальном привыкании к гармонике и выработке определенного алгоритма звукоизвлечения и переходе к технике бендов, можно отрегулировать гэпы. Этого будет достаточно, чтобы уже почувствовать разницу и получить лучшие результаты с меньшими усилиями.

Затем, с набором большего опыта, необходимость кастомизированной гармоники стоит рассматривать в контексте вопроса «успевает ли мой инструмент за моей техникой?». Это означает, что если ваша техника развита не достаточно, вы, при помощи кастомизированного инструмента, рискуете её ухудшить или, как минимум, застрять на одном уровне.

Конечно же, моё мнение не означает, что кастомные губные гармоники это плохо. Это моя точка зрения, обоснованная опытом преподавания и пониманием процессов, происходящих при обучении и игре на гармонике. Я лишь хочу сказать, что не стоит искать «волшебную» и идеальную гармошку. Когда вы обладаете техникой, у вас волшебно зазвучит даже самый неказистый инструмент. Но никакая самая дорогая и крутая кастомизация не спасёт вас от плохой техники и плохого звука.

Автор статьи Сергей Пузанов.

Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.

Источник

Читайте также:  Кухонный процессор энергия ремонт своими руками
Оцените статью
Своими руками