Стальной шлем СШ-36
ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРАВИЛАМИ СООБЩЕСТВА!
Сообщество создано для сбора материалов по шлему СШ-36 в виде фотографий, видео и литературы. Мы не ставим своей целью присвоить разнообразные исторические источники.
Показать полностью. По возможности, к публикуемым материалам мы обязательно прилагаем ссылку на первоисточник или указываем автора фотоснимков.
Правила сообщества простые:
1.Основной язык сообщества — русский, по этому, будьте добры, формулируйте свои мысли ясно;
2. Переход на личности и матерщина запрещены;
3. Реклама сторонних ресурсов запрещена;
4. Мы не занимаемся публикацией сообщений о продаже товаров, не связанных с тематикой сообщества;
5. Обсуждение идеологий, разжигание ненависти по какому-либо признаку запрещены;
6. Если у вас есть старые фотографии, или фотографии своего шлема, которыми вы хотели бы поделиться — предложите их сообществу через поле «что у вас нового», но прежде проверьте по тегам и альбомам, не было ли этих фотографий раньше.
7. Основные теги для оформления закреплены в данной записи: https://vk.com/public182301716?w=wall-182301716_107
СООБЩЕСТВО НИКОГДА НЕ БУДЕТ СОБИРАТЬ С ПОДПИСЧИКОВ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ПОКУПКУ ЧЕГО ЛИБО. Если такая новость внезапно появится — значит одного из администраторов взломали.
Правила приема фотографий:
1. Если по каким то причинам администратор отклонил вашу запись — ее дубликат или уже находится в отложенных записях, или публиковался ранее;
2. Оформляйте вашу запись корректно. У группы существуют теги, желательно добавить их заранее. Так же соблюдайте правила русского языка, чтобы администратору было проще разобраться;
3. Группа занимается ТОЛЬКО ШЛЕМОМ СШ-36, записи с фотографиями и вопросами не касающимися этой тематики будут отклонятся;
Дата создания сообщества — 14 мая 2019 года.
Источник
Российская военная техника
Меню навигации
Информация о пользователе
Вы здесь » Российская военная техника » Снаряжение и экипировка » СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года
СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года
Сообщений 1 страница 17 из 17
115-09-2012 02:34:52
- Автор: Rotor15
- Модератор
- Зарегистрирован: 28-06-2011
- Сообщений: 3428
- Провел на форуме:
3 месяца 16 дней - Последний визит:
Сегодня 00:39:50
СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года .
СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года. Ранний вариант с гофрированными алюминиевыеми полосами, установленными между шлемом и куполообразным подшлемником для обеспечения вентиляции, амортизации.
СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года. Ещё один вариант с гофрированными алюминиевыеми полосами, с подшлемником иной конструкции.
Фото: http://helm.at.ua/publ/shlem_ssh_36_quo … t/1-1-0-10
СШ-36 — стальной шлем образца 1936 года.
Стальной шлем образца 1936 года (СШ-36) — первый советский массовый стальной шлем (каска) отечественной конструкции.
Народное название: «Халхинголка», «Хасанка».
Производство (предположительно):
— Лысьвенский металлургический и металлообрабатывающий завод им. газеты «За индустриализацию» (завод № 700) . с 1936 по 1939 гг.
Мастичный штамп ЛМЗ на СШ-36: 1936 г., 1937 г., 1940 г., 1941 г., .
Количество выпущенных шлемов СШ-36 (по разным данным) колеблется в пределах 1 500 000 — 1 600 000 шт.
В блокадном Ленинграде было налажен ремонт ранее выпушенных СШ-36. Также есть неподтверждённые данные, что в блокаду в Ленинграде было налажено производство стальных шлемов из стали низкого качества.
История создания СШ-36.
В середине 1916 года Россия заказала для собственных нужд 2 миллиона французских касок Адриана (М15 — «Модель 1915 г.»), но до конца года было поставлено только 340 тысяч. Они получили название М16 («Модель 1916 г.») и отличались от французских М15 только фронтальной эмблемой и светло-охряным цветом.
В это же время русский Генеральный штаб принял решения о начале разработки первого русского стального шлема. Прототипом для данного шлема послужила всё та же каска Адриана (М15). В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку М17 — «Модель 1917 г.» (Sohlberg).
После Октябрьской революции Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) получила в наследство от царской армии некоторое количество стальных касок Адриана (М15, М16) и М17 (Sohlberg), которые состояли на снабжении РККА вплоть до конца 1920-х годов. Наряду с ними использовались также и небольшие запасы трофейных германских стальных шлемов (касок) М16. Ими вооружались части 1-й Московской пролетарской стрелковой дивизии. И только в конце 1920-х годов, когда разрушенное народное хозяйство в СССР было в основном восстановлено, появилась возможность вплотную заняться модернизацией вооружения, военной техники и снаряжения, а также созданием новых, перспективных образцов, в том числе и защитного вооружения. Так, первоначально в Советском Союзе было налажено мелкосерийное производство касок французского образца М15, получивших обозначение «стальной шлем (каска) образца 1928 года». Они были практически полностью идентичны французскому образцу, отличаясь от него только немного измененными формами козырька и назатыльника. Окрашивались новые советские каски в темный оливково-зеленый цвет. На лобовой части каски в некоторых воинских частях крепились большие красные звезды с серпом и молотом, хотя в боевой обстановке подобная яркая большая звезда являлась отличной мишенью для прицеливания.
Стальной шлем (каска) образца 1928 года. Прототип — французская каска Адриана (М15).
К концу 1920-х годов этот образец устарел как морально, так и конструктивно. Уже на Всесоюзных маневрах 1929 года работала специальная комиссия Штаба РККА по испытанию опытных образцов вооружения, которая отрабатывала в числе других и предложения по созданию новых вариантов стальных шлемов (касок).
В 1930 году лейтенант Красной Армии Александр Абрамович Шварц представил проект стального шлема М30 («модель 1930 г.»). Данный стальной шлем разрабатывался в период, когда СССР тесно сотрудничал с Германией, поэтому внешне напоминал немецкий и австрийские шлемы периода Первой Мировой войны, но имел и существенные различия: удлиненный козырек и небольшие поля, отсутствовали воздушные отверстия. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет. Мощности пресса находившегося в распоряжении группы Шварца не хватало для изготовления цельнотянутых шлемов, поэтому приходилось штамповать отдельные части и сваривать их вместе. На фотографиях опытных стальных шлемов хорошо видны следы сварки. Была выпущена опытная партия — менее 100 единиц. Шлем не был утверждён для производства.
Опытный стальной шлем М30 («модель 1930 г.») конструкции лейтенанта Александра Абрамовича Шварца. Как видно опытный образец стального шлема сварен из нескольких частей.
Нестабильная политическая ситуация возникшая в Европе вынуждала высшее советское руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который смог бы придти на замену устаревшим стальным каскам Адриана (М15, М16) и М17 (Sohlberg), использовавшихся в РККА. Наркомату обороны (НКО) была поставлена задача спроектировать, а отечественной промышленности освоить массовое серийное производство стального шлема «более соответствующий условиям современного общевойскового боя».
В середине 1930-х годов начинается разработка нового стального шлема для Красной Армии. В работах по шлему приняли участие: Артком Артеллирийского управления РККА (разработка конструкции) и Артеллирийская Академия РККА, кафедра металловедения (выбор стали). Макет шлема по чертежам Артуправления РККА изготовил Московский протезный завод.
Создателем шлема стал инженер высшей квалификации Контрольно-Технического отделения Научно-Технического отдела Артеллирийского управления РККА военинтендант 1-го ранга Александр Абрамович Шварц (1905 — 1996 гг.). Именно его идеи и предложения легли в основу этого шлема.
Военинтендант 1-го ранга А.А.Шварц в итальянском стальном шлеме М31.
Военинтендант 1-го ранга А.А.Шварц в одном из опытных образцов своего стального шлема.
В соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № С-39сс от 9 августа 1935 г. «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА» на военное время в Красной Армии вводился стальной шлем. Наркомату тяжёлого машиностроения (НКТМ) и Наркомату вооружений (НКО) СССР к 1 октября 1935 г. было необходимо представить опытные образцы шлема и план развёртывания производства.
После доклада К.Е.Ворошилова «Утверждение образца стального шлема для РККА» шлем был утверждён Политбюро ЦК ВКП(б) 26.11.1935 г., протокол № 34, пункт II.
В 1936 году на Лысьвенском металлургическом и металлообрабатывающем заводе имени газеты «За индустриализацию» Главного управления промышленности металлических изделий Наркомата чёрной металлургии СССР было начато производство шлемов. Чертёж шлема был утверждён Управлением обозно-вещевого обеспечения (УОВО) РККА 23.01.1936 г. Производство шлема началось по временным Техническим условиям (ТУ), утверждённые начальником УОВО РККА 23.01.1936 г. Поставка выполнялась по прямому договору поставки № 4068 от 08.02.1936 г. Подтулейник с подбородочным ремнём изготавливался на фабрике «Освобождённый труд» в Москве и поставлялся в Лысьву на завод им. газеты «За индустриализацию» Главметиз НКЧМ СССР.
Новый шлем получил обозначение «Стальной шлем образца 1936 г.» или «СШ-36» по году принятия на снабжение Красной Армии. В соответствии с ТУ партии готовых шлемов на заводе–изготовителе подвергались испытаниям отстрелом. Так же подлежали контролю химический состав и механические свойства бронестали шлемов. Эти данные заносились в специальные паспорта. На внутренней части шлема ударным способом наносился номер партии броневой стали и мастичный штамп с указанием роста шлема, года изготовления и аббревиатурой (как правило) завода-изготовителя.
СШ-36 стал первым отечественный шлемом, который был создан в Советской России и освоен промышленностью. СШ-36 стал первым единым шлемом РККА, которым были оснащены армейские подразделения в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера. Шлем изготавливался из броневой стали, его вес составлял 1200 — 1300 г, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. На СШ-36 использовался подшлемник опытного шлема М30. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов — это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды.
Накладка («гребень»), прикрывающая вентиляционное отверстие на верхней части купола шлема.
Командующий советско-монгольской группой войск Г.К.Жуков рассматривает пробитый стальной шлем СШ-36. Халхин-Гол. Лето 1939 года.
В небольших количествах шлемы СШ-36 поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам.
Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были его войсковые испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате войсковой эксплуатации у шлема был выявлен целый ряд недостатков. В частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М.Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. Наиболее слабой по стойкости оказалась область над козырьком шлема. Поэтому параллельно с производством СШ-36 специалистами ленинградского НИИ-13, завода им. газеты «За индустриализацию», военными НКО велись работы по созданию более стойкого стального шлема. В 1939 году завод им. газеты «За индустриализацию» вместо СШ-36 перешёл на выпуск нового стального шлема СШ-39, который имел повышенные характеристики стойкости, а с 1940 г. на лысьвенском конвейере появился вариант СШ-39, доработанный под ношение зимней шапки-ушанки – СШ-40.
Сержант в СШ-36 на Красной площади.
Советские солдаты в окопах на берегу Невы. Ленинградский фронт. Передний и последний солдаты в касках СШ-36, второй солдат в каске — СШ-40 (или СШ-39).
Старший лейтенант в СШ-36.
Снайпер в СШ-36.
Рядовой в СШ-36.
Миномётчики в СШ-36.
Источник