Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
- Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
- Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
- Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
- Собственная тень — это самая темная часть предмета.
- В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
- Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
Источник
3D картина из бумаги и картона
Световая картина или картина светом и тенью — это интересная инсталляция, предмет декора или просто оригинальный светящийся ночник. При помощи простых канцелярских предметов можно создать оригинальную 3D картину своими руками, которая украсит любое помещение.
Эта рамка представляет собой модульную картину, состоящую из нескольких слоев, которые подсвечены LED лентой. На каждом из слоев изображена своя сцена, благодаря многослойности и достигается эффект объема. В зависимости от того, какая будет выбрана светодиодная лента, 3D картина из бумаги и картона будет монохромной либо многоцветной с множеством световых эффектов.
Нам понадобится
Для создания модульной картины необходимо:
- Белая бумага для принтера 3-4 листа (зависит от количества слоев)
- Белые картонные листы (также зависит от количества слоев)
- Картон
- Канцелярский нож для бумаги
- Белый или прозрачный клей
- Карандаш
- Светодиодная лента с блоком питания
3D картина своими руками
Дизайн и выбор сюжета
Для начала необходимо продумать дизайн и сюжет световой картины, а также количество слоев. Пейзаж можно как нарисовать от руки, так и найти в интернете и распечатать на принтере. Декорации и персонажей при желании легко добавить в фотошопе.
Далее следует распечатайте заготовки и перенесите их на белые листы картона. Это можно сделать многими способами, например совместить листы и обвести отпечатанный контур, после этого на картоне останется след, который можно еще раз обвести карандашом.
Подготовка слоев
При помощи ножа для бумаги обрезать лишний картон и сделать необходимые отверстия (осторожность с мелкими деталями не помешает). После этого совместить все слои и посмотреть что получилось, все элементы должны быть на своих местах и иметь законченный вид. Лучше это сделать вначале, до того, как все будет проклеено, а работу выполнять на поверхности, которую не жалко поцарапать.
В картине лунный свет, замок отражается в озере. Чтобы добиться такого эффекта за слоем с озером необходимо разместить прямоугольник из бумаги, а за ним перевернутый слой с тем же замком. Пока подсветка отключена отражения не будет, но как только появиться свет на бумажном прямоугольнике появиться слабая размытая тень, что создаст эффект отражения на воде.
Круглое отверстие находится на последнем слое, чтобы луна был не такой яркой, его можно разместить дальше от источника света.
Сборка рамки
Чтобы собрать волшебный ночник, понадобятся рамки из картона. Их можно сделать из отдельных полосок.
Собирать необходимо с первого слоя. На его обратную сторону наклеивается картонная рамка и так слой за слоем. Лицевую рамку следует сделать немного шире остальных, чтобы она закрыла некрасивые торцы картонного каркаса, либо у нижних слоев отрезать по 1см с каждой стороны.
Еще понадобится каркас в который будет установлена LED лента и модульная составная картина. Его можно сделать также из картонных полосок и заднего экрана. Ширина каркаса должна быть такой, чтобы в него поместилась многослойная картина и светодиодная лента. На экран необходимо приклеить белый лист (белый цвет будет общим фоном и от него хорошо отражается свет).
Подсветка для картины
В качестве подсветки будет использоваться светодиодная лента, ее необходимо приклеить по периметру каркаса на заднем фоне. Также следует сразу предусмотреть отверстие для подключения блока питания.
Осталось лишь приклеить заднюю крышку к каркасу, а его к лицевой рамке и все, объемная 3D картина готова.
Источник