- Изготовление картины из шпона
- Своими руками — Как сделать самому
- Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера
- Мозаика из шпона своими руками (маркетри) – красивейший мастер-класс
- ШПОНИРОВАНИЕ-МАРКЕТРИ – ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ШПОНА. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
- НЕБОЛЬШОЕ ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
- 1. ПОДБОР ШПОНА
- 2. ПОДГОТОВКА РИСУНКА
- ПЕРВЫЙ ШАГ.
- ВТОРОЙ ШАГ.
- ТРЕТИЙ ШАГ.
- 3. ПОДГОТОВКА ШПОНА
- ТЕХНИКА РАБОТЫ
- КАК РЕЗАТЬ УГЛЫ
- 5. ЗАПРЕССОВКА И ОТДЕЛКА
- Маркетри по дереву
- Суть технологии
- Необходимые инструменты и материалы
- Маркетри своими руками
Изготовление картины из шпона
Оригинальный предмет интерьера можно изготовить из доступных материалов самостоятельно. Создать собственную картину сможет даже подросток. Работа несложная, но занятие требует терпения и аккуратности. При изготовлении поделки не следует торопиться.
• несколько листов любого шпона (предварительно лист необходимо разрезать на тонкие полоски);
• циркуль, линейка;
• черная или зеленая цветная бумага (желательно глянцевая);
• мелки восковые светлого оттенка;
• клей ПВА;
• деревянная рамка;
• кисточка для клея (желательно из жесткой щетины);
• ножницы;
• 2 листа белого картона.
Инструкция по изготовлению:
1. Картон покрывают тонким слоем клея при помощи кисточки, а затем на поверхность выкладывают полоски шпона вплотную друг к другу. Получившуюся пластину выравнивают, используя ножницы.
2. На оборотной стороне картона вычерчивают детали для создания картины. Каждый элемент обозначают цифрой, а затем аккуратно вырезают, стараясь не повредить шпон.
3. Из глянцевой цветной бумаги вырезают овал и наклеивают его на лист картона. На цветном фоне при помощи светлого воскового мела рисуют изображение, помечая детали цифрами, соответствующими ранее подготовленным элементам. Рисунок не должен быть очень сложным, а детали лучше делать крупными.
4. Подготовленную основу вырезают, а затем поэтапно наклеивают на нее детали. Во время работы очень важно избегать попадания клея на свободную поверхность бумаги. От исполнителя потребуется особая аккуратность и осторожность.
5. Готовую картину помещают под гнет на 2 или 3 часа, а затем оставляют на ровной поверхности еще на несколько часов для окончательного высыхания.
6. В завершение поделку помещают в раму.
Украсить такой картиной можно любое помещение. Поделка станет оригинальным подарком к празднику.
Источник
Своими руками — Как сделать самому
Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера
Мозаика из шпона своими руками (маркетри) – красивейший мастер-класс
ШПОНИРОВАНИЕ-МАРКЕТРИ – ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ШПОНА. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
© Автор: Елена Симонова
НЕБОЛЬШОЕ ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Это всего четвертая статья цикла, и работа, которую я сегодня предлагаю к выполнению, может показаться вам довольно сложной. Если это так, то для начала просто прочитайте данный материал. Во-первых, дочитав его до конца, вы сможете увидеть, что ничего особо сложного в этой работе нет, нужны лишь аккуратность и терпение. А во-вторых, она даёт нам возможность освоить сразу несколько важнейших навыков, которые пригодятся в любой другой работе маркетри, а именно:
- подготовку шпона к работе,
- подготовку рисунка для маркетри,
- правильную прорезку острых углов,
- осмысленную последовательность реза, значительно упрощающую работу.
И даже если вы так и не решитесь изготовить что-то подобное, то ваш багаж знаний обогатится полезными советами и техниками, применимыми для картинок любой сложности и любого вида.
У меня уже есть несколько работ с этими многоугольниками.
Посмотрите, как выигрышно они смотрятся в самостоятельном оформлении:
1. ПОДБОР ШПОНА
Обычно подбор шпона осуществляется после подбора рисунка, но так как выбор материала у всех может быть разным, то начнём с него, а картинку разработаем под имеющееся в наличии. Мы исходим из понимания, что хоть пирамидка наша сделана из одного материала, различное расположение её граней относительно источника света даёт различную их окраску. Собственно, именно это нам и нужно грамотно обыграть, чтобы добиться эффекта объёма.
Итак, в максимальном варианте для передачи эффекта объёма желательно иметь шесть цветов: самый светлый и две его градации в сторону затемнения, самый тёмный и две его градации в сторону осветления. Такая вот палитра: от светлого к тёмному. Если нет шести цветов, берите сколько есть, минимум должно быть три: свет, тень и полутень.
В моих готовых работах, показанных в начале статьи, по шесть цветов. Для этой пирамидки я возьму четыре, так как граней немного.
Вот моя палитра: три ореха (два американских, один европейский) и анигре на пирамидку, клён «птичий глаз» на фон. Обязательно проверяю смачиванием, как это будет выглядеть после отделки. Текстура по возможности невыраженная.
2. ПОДГОТОВКА РИСУНКА
Сразу поясню, почему рисунок мы специально готовим, а не берём и немедленно начинаем резать. Во-первых, работа учебная, и процесс тут важнее результата. Во время подготовки картинки с нуля вы начнёте нарабатывать навык разработки любого рисунка: что геометрического, что цветочка, что речки с домиком. Во-вторых, во время подготовки вы рисунок осмысливаете: понимаете как, куда и почему идёт каждая линия, как потом это резать или пилить и какого цвета оно должно быть. Поэтому если за спиной у вас не стоит тот, кто всегда подскажет, покажет и даст нужный шпон, то учитесь с нуля и основательно, исполняя каждую работу на 110 %. Только так вы увидите рост своего мастерства.
Распечатываем нужный рисунок и обводим контуры будущих вставок из шпона. У нас тут всё просто.
Кто видел раскраски по номерам, где каждый номер — это определённый цвет? Наша задача — сделать то же самое с макетом.
ПЕРВЫЙ ШАГ.
Определяем источник света. У меня свет будет падать справа, спереди (рисую стрелку). Теперь напрягаем пространственное воображение и смотрим, на какие грани свет будет падать прямо, максимально их освещая. Все эти грани помечаем цифрой «1» (самый светлый шпон). Можно подглядывать в исходник, но всё равно каждую грань нужно самостоятельно представить и осмыслить. Леонардо да Винчи не будет раскрашивать за вас другие рисунки, учитесь работать самостоятельно.
ВТОРОЙ ШАГ.
Самые тёмные стороны, максимально отвёрнутые от источника света, маркируем цифрой «4».
ТРЕТИЙ ШАГ.
Стороны, которые совсем немного отвёрнуты от света, — это цифра «2», а которые немного отвернуты от полной тени, — цифра «3». Готово.
При палитре в шесть градаций те же шаги: сначала крайние величины, потом понемногу отходим от них. Если какая-то грань непонятна, оставьте её, заполните все понятное. Потом вернитесь к незаполненному и посмотрите. Скорее всего, оно будет параллельно какой-то уже размеченной стороне, так понемногу всё и заполнится.
И помним, что макет для маркетри делается в зеркальной проекции, потому что та сторона, которая во время работы будет для нас лицевой, потом идёт под склейку на основу, т. е. рисунок переворачивается. Пирамида наша, конечно, симметричная, но всё равно, повесив её сбоку от окна или другого источника света, картинка будет смотреться естественнее, если свет на ней будет расположен так же, как он падает в жизни.
3. ПОДГОТОВКА ШПОНА
Вначале определитесь, готовы ли вы врезать картинку сразу в фон. Эго быстрее по времени, но ответственнее по точности работ: случайно зарезаться лезвием в фон нельзя, все резы должны точно оканчиваться там, где задумано. В моих работах, приведённых в начале статьи, две первых выполнялись не в фон, он просто добавлялся в конце.
Если работа делается не в фон, то картинка приклеивается на любой удобный клей на черновой шпон, который не жалко, или на лист плотной бумаги или тонкого картона примерно в толщину шпона (хорошо подходят всякие коробки из-под хлопьев, конфет и прочая упаковка такого рода). По мере работы все части картинки вы замените на нужный шпон, поэтому всё равно, на что клеить.
Если работа делается сразу в фон, то здесь лицевая сторона, на которую вы наносите рисунок, пойдёт под приклейку к основе, поэтому намертво приклеивать к ней картинку не стоит — замучаемся счищать от фона перед запрессовкой. Есть несколько вариантов:
1. Перевести картинку с помощью копирки.
2. Приклеить на клей, который потом легко удалить. Это мой вариант, я использую клей «НовБытХим» на основе натурального каучука. Он не проникает в шпон вообще и потом при удалении просто скатывается пальцем.
3. Можно лист с картинкой просто приклеить к основе малярным скотчем по краям, но тогда тщательно контролируйте, чтобы всё не поползло.
Чтобы предотвратить скалывание углов, раскалывание шпона при резе поперёк волокон, с обратной стороны шпон можно укрепить, приклеив газету на ПВА или гумирку. Шпон-основу я всегда проклеиваю гумиркой вдоль краёв, поперечных волокнам (тут сверху и снизу), чтобы случайно не треснула во время работы.
Один из универсальных принципов выполнения работы в маркетри — идти от середины к краям. Поэтому сначала делаем все детали внутри большого треугольника, потом обрамляем. Показываю на примере центрального треугольника.
Начинаем с поиска самой неудобной детали. У нас это горизонтальная перекладина (2), которая обоими краями упирается в другие перекладины. Если сначала сделать боковые перекладины, а потом пытаться между ними врезать центральную, высока вероятность случайно резаком зайти в уже готовые боковые. Поэтому начинаем с центральной части, тогда можно спокойно зарезаться на боковые: потом все лишнее срежется.
Этот пункт очень важен в планировании работы. Всегда смотрите, где есть деталь, которая потом перекроется другими, чтобы сэкономить время, не пытаясь сразу идеально остаться в границах.
ТЕХНИКА РАБОТЫ
Можно сначала вырезать окно, потом подложить под него шпон и вырезать деталь по границам окна. Можно подложить шпон сразу и одновременно резать оба слоя. Не старайтесь прорезать оба слоя насквозь с первого раза, резак может увести: при сильном нажиме его сложнее контролировать. Ваша задача сделать максимально точно, а не максимально быстро. В целом же оба способа равноценны, смотрите по своим возможностям и навыкам.
КАК РЕЗАТЬ УГЛЫ
Тот рез, который пересекает волокна под углом, всегда стараемся вести от вершины угла, чтобы резак по ходу как бы прижимал волокна друг к другу, а не тянул их за собой, разъединяя.
Далее к сделанной горизонтальной планке (2) сверху прирезаем следующую горизонтальную планку (1). Эта планка сверху примыкает к фону, в который мне нельзя зарезаться. Поэтому боковые резы детали ведём от фона вниз. И всегда рез стараемся вести от ответственного места, а не к нему.
Добавляем маленькие боковые планки (1 и 4).
Теперь делаем три планки, формирующие весь внутренний треугольник. Сначала горизонтальную, чтобы спокойно прорезать её верхнюю грань, а потом вертикальные. Внутренний треугольник готов.
Как прирезать внешний треугольник. Шпон (2) закрепляем снизу к нашей работе малярным скотчем и стараемся аккуратно прорезать верхний слой насквозь, чтобы на нижнем слое остался след от резака, по которому вы потом с помощью линейки спокойно дорежете треугольник.
Два остальных треугольника делаются также: сначала те поперечные планки, которые упираются в вертикальные, потом обрамляем вертикалями. Вот и все.
5. ЗАПРЕССОВКА И ОТДЕЛКА
Я делаю просто картинку в рамку, поэтому запрессовывать буду на тонкую фанерку (6 мм). При запрессовке на тонкую основу обязательно фанеруем обе стороны, чтобы картинку не повело! Прессую струбцинами на столярный клей ПВА. Далее шлифую наждачной бумагой от 120 до 600 грит лицевую сторону, оборотную — до 360 грит. Использую ручной плоский шлифок: на маленьких площадях нет смысла пользоваться шлифмашинкой и с ней есть риск сошлифовать шпон с углов и краев до основания.
Делаем покрытие маслом с обязательной промежуточной шлифовкой тонкой наждачкой между слоями отделки. Работа готова.
Напоследок хочу сказать вот что: друзья, развитие есть только там, где есть преодоление. Нет интереса в том, чтобы с самого начала понимать как и что делать. А вот взять что-то непонятное, думать, искать способы выполнения, находить верные решения – в этом и есть жизнь, рост. Желаю всем большого интереса в творчестве и гордости за себя: «А всё-таки я это сделал!»
Источник
Маркетри по дереву
Маркетри по дереву представляют собой особые красивые узоры, имеющие древнюю и интересную историю. Популярность маркетри не меняется с течением времени, они и сейчас используются в декорировании помещений.
Суть технологии
По традиции маркетри изготавливаются из дерева. Само понятие имеет французские корни, переводится как маркировка или отметины. Итальянское название декоративных композиций из тончайших листов древесного шпона – интарсия. Дополнительно, помимо шпона, применяются другие материалы: перламутр, небольшие пластинки кости, разнообразные драгоценные, полудрагоценные камни и так далее.
В моде подобный способ облицовки мебели вошел лишь в XVII веке, став одним из самых красивых вариантов отделки. До сих пор мебельщики не изобрели лучшего способа облагораживания поверхностей. На протяжении многих лет не менялась техника и технология изготовления. Маркетристы пользуются большой популярностью – это редкая высокооплачиваемая специальность, которая требует большой усидчивости. Такие художники могут выкладывать целые портреты, картины, узоры из небольших кусочков древесного шпона, все собирается исключительно вручную.
Инкрустация шпоном производится так: на поверхность из дерева или каких-либо других материалов наклеиваются небольшие кусочки деревянного шпона различных пород. Эти кусочки могут быть разных форм и цветов. Фрагменты могут отличаться друг от друга по таким факторам как текстура и оттенок. Готовая композиция выглядит крайне эффектно, изделие получается оригинальным и неповторимым.
Для создания маркетри используют многие древесные породы. Так получают разные рисунки и цвета, периодически шпон протравливают, появляются такие цвета, которые невозможно найти в природе. «Зеленое дерево» создают из светлого клена, вымачивая его в железном или медном купоросе в течение суток. Черные или серые цвета получаются благодаря замачиванию орехового или грушевого шпона вместе со старыми ржавыми гвоздями из железа.
Травление позволяет добиваться равномерного прокрашивания шпона на всю его глубину. Еще один способ окрашивания – это водные морилки, однако они придают цвет только верхним тонким слоям древесины, стирающимся при вышкуривании. Для достижения легких золотистых оттенков по краям небольших кусочков шпон обжигают. Иногда необходимо выложить шпон в виде шахматной доски, используя только одну породу дерева. Для этого кусочки выкладывают под разными углами – деревянная поверхность имеет свойство по-разному отражать свет.
Древесина будет выглядеть несколько светлее, если волокна располагаются перпендикулярно углу зрения, однако темнеет при продольном расположении. Такое же правило применимо для древесных массивов.
Картины маркетри применяют для облицовки мебели. Чаще всего они состоят из большого количества мелких деталей разных цветов и текстуры. Самые дорогие произведения дополняются другими материалами вроде латуни, кости, перламутра. Покупка шпона не займет много времени, а информации о создании изделий также очень много. Самым сложным является обучение и достижение успехов в этой области. Лучшие мебельщики выставляют свои работы на аукционах, в музеях.
Техника маркетри не так проста, как кажется на первый взгляд:
- Для начала художник на бумаге обрисовывает итоговый орнамент, картины или узоры, которые потом делятся на отдельные элементы, окрашиваются в необходимый цвет, что позволяет не ошибиться при последующем раскрое шпона. После чего рисунок разрезают на несколько отдельных элементов и переносят на листы необходимого оттенка. По полученному контуру специальным ножом вырезается нужная деталь.
- Проще всего отрисовать линию на шпоне карандашом, однако бумага только укрепляет поверхность, предотвращая поломки при особо тонких работах.
- При выкройке деталей необходимо тщательно соблюдать направление древесных волокон, большое внимание уделяя естественной текстуре поверхности. Реалистичности можно добиться в тех случаях, когда изгиб сосудов полностью совпадает с изгибами вырезаемых деталей.
- Новички часто выполняют свои первые работы с использованием только двух цветов шпона – основного рисунка и фона. Это проще всего: кусочки дерева вырезаются по намеченному контуру и заполняют пустоты, вырезанные в листе фона. Получается симпатичный и легкий орнамент.
- Когда каждая деталь стоит на своем месте, создается специальная «рубашка»: каждая деталь скрепляется гуммированной бумагой, образуя единый лист. После нужно укрепить детали на плоских древесных поверхностях: для больших областей используется пресс, а для антикварной и современной мебели – прикаточный молоток.
- Для достижения лучшего результата можно покрыть итоговую поверхность шеллаком или его ближайшими аналогами. Лучшие лаки могут придать поверхности дерева вид пластика.
Многолетние тренировки позволят превратить увлечение в способ неплохого заработка. Научиться создавать маркетри можно по мастер-классам, видео-урокам, курсам.
Необходимые инструменты и материалы
Чтобы работать в технике маркетри, не придется закупать множество материалов и инструментов, некоторые приспособления можно обнаружить в доме у каждого. Для облегчения работы стоит клеить шпон с самодельного пресса. Необходимы такие материалы:
- Канцелярский нож с дополнительным набором острых лезвий является специальным инструментом, который позволит самостоятельно создавать маркетри.
- Две древесно-стружечные плиты, размеры которых на 1-2 см больше, чем итоговая работа.
- Шпон для маркетри.
- Малярная лента.
- Канцелярские кнопки.
- Для переноса рисунка пригодится калька.
- Карандаш и копировальная бумага.
- Простой клей ПВА, можно приобрести строительный.
- Старые черно-белые газеты.
- Лист фанеры для резки шпона.
- Шеллак для закрепления результата.
- Малярные кисти разных размеров.
Чтобы маркетри получились правильно, стоит следовать таким рекомендациям:
- Подробно изучить технику и технологию изготовления изделий.
- Просмотреть различные эскизы,выбрать итоговый рисунок.
- Зафиксировать кальку канцелярскими кнопками на поверхности, прорисовать на ней изображение.
- Взять копирку, перенести рисунок на лист шпона.
- Прорезать шпон, проведя по одной и той же линии несколько раз, при этому важно следить за точностью.
- Подравнять получившийся рисунок карандашом при необходимости, сгладить изображение.
- Важно оставлять небольшие зазоры между каждым фрагментом размером с кончик канцелярского ножа для того, чтобы удачно выровнять шпон под прессом. При воздействии пресса на поверхность кусочки выравниваются.
- На основу наносится клей ПВА, оставляется на 30-40 минут и наносится повторно – таким образом материал будет приклеиваться гораздо лучше. Сами кусочки шпона промазывать клеем нельзя – он может свернуться в трубочку, становясь непригодным для работ.
- Снизу и сверху изделия необходимо положить листы ДСП и отправить под пресс, где оно будет находиться в течение суток.
- В конце можно покрыть деревянную мебель или картину лаком, это придаст большую прочность изделиям, а также создаст дополнительный блеск.
Маркетри своими руками
Процесс создания маркетри занимает много времени – это очень сложное, кропотливое занятие. При создании изделий в этой технике важно соблюдать высокую точность и быть аккуратным. Стоит помнить – художники маркетристы знамениты своим терпением, упорностью и желанием творить. Перед созданием маркетри нужно вооружиться специальными материалами, просмотреть множество эскизов и выбрать лучший вариант. Своими руками можно сделать такие шедевры, как:
- Роскошные картины из шпона, обрамленные в изящные багеты.
- Задекорировать мебель.
- Создать коробку для подарков.
- Разработать и выложить собственный фамильный герб.
Изначально мастера маркетри изготавливают небольшие картины и панно из шпона. За счет податливости и гибкости материала его легко наклеивать на поверхность. Картины маркетри считаются экологически чистыми, долговечными шедеврами, способными служить элементом декора многим поколениям.
Маркетри также применяют для облагораживания помещений, ими отделывают мебель. Уникальные изделия получаются только при соблюдении следующих условий:
- Вся мебель, подлежащая отделке, должна быть только из натурального дерева.
- Площади поверхностей должны быть достаточными для того, чтобы инкрустировать и вырезать узоры вручную.
- Один элемент декора будет сильно выбиваться из общей композиции, поэтому в случае, если была задекорирована кровать, можно дополнительно отделать прикроватные тумбы. Таким образом получается целый спальный гарнитур.
Мебель, выполненная в технике маркетри, получается изящной и изысканной. Создавать ее своими руками очень долго, сложно, однако прослужит изделие в течение многих лет, станет семейной реликвией.
Также технология маркетри применяется для создания сувениров, небольших украшений. В небольшой мозаике можно увидеть множество многоцветных хитросплетений, отблескивающих на солнце. Хорошим подарком будет собственноручно сделанная шкатулка, в нее же можно положить второй подарок и вручить дорогому человеку. Для украшения шкатулок деревянной мозаикой стоит знать следующее:
- Заготовка должна быть выполнена из дерева.
- Перед работой следует выбрать орнамент, сделать его рисунок.
- Дополнительно стоит украсить коробочку камнями, металлом.
Декор изделий будет зависеть исключительно от предпочтений человека, которому в будущем подарят столь необычный презент. Чтобы шкатулка получилась прочной, все элементы декора должны быть крепкими и обладать высоким качеством. Фамильные гербы, созданные своими руками, дополнят интерьер дома или квартиры, а также послужат в качестве семейной реликвии.
Таким образом, заниматься созданием маркетри достаточно сложно. Тонкая работа займет много времени, однако результаты превзойдут все ожидания. Самое главное – предварительно создать чертежи, по которым в будущем будет создан орнамент.
Источник