- Каркасная байдарка своими руками чертежи
- Собираю материалы
- Инструменты и материалы
- Изготавливаю боковины
- Чертежи лодок из ПВХ труб
- Каркас
- Тележка
- Каркас
- Другие элементы
- Изготавливаю перегородки
- Возможные проблемы и нюансы
- Промазываю пеной стыки
- Изготавливаю дно
- Рабочий процесс
- Резка и сборка конструкции
- Укрепление конструкции
- Усиливаю швы
- Усиливаю борта
- Изготавливаю трюм
- Наношу ткань на корпус
- Как собирать каяк
- Устанавливаю киль
- Испытания
- Байдарка каркасно надувная своими руками
Каркасная байдарка своими руками чертежи
Icer 28 января, 2019Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления — по всем видам работ могу дать подробную консультацию.
Я отец 4-х детей и руковожу местным клубом байдарочников в своем городке. За последние годы мы построили 7 небольших байдарок, все они были одного дизайна, и состояли из фанеры и клея, либо полиуретанового строительного клея, либо морской эпоксидной и стекловолоконной ленты.
Количество желающих приобщиться к нашему увлечению растет, и я решил построить каяк-мышь. Это отличная маленькая лодка для начинающих, простая в изготовлении и по себестоимости обходится менее 100 долларов США.
Дешевизна обусловлена тем фактом, что стекловолокно, используемое при строительстве классической байдарки, стоит несколько тысяч, тогда как для каяка-мыши мы использовали строительную пену и пенополистирольные листы.
Построив 5 таких каяков и доработав технологию, готов поделиться с вами всеми этапами постройки.
Собираю материалы
Я выбирал розовые листы, поскольку они более мягкие и легкие в работе. Зеленые очень жесткие, а синий кажется таким же мягким, как и розовый лист.
- 2 банки пены Great Stuff;
- куски марли, чем они толще, тем прочнее и более устойчивы к проколам;
- резьбовые шпильки с гайками;
- 4 л краски для наружных работ;
- 2 рулона малярного скотча;
- полиуретановый строительный клей;
- 2 м пластиковой трубы;
- 5 м нейлоновой ленты шириной для изготовления ручек.
- перчатки;
- защитные очки;
- респиратор;
- игольчатый валик;
- зажимы;
- крестообразная отвертка;
- валик для краски и кисти;
- линейка и карандаш;
- угольник;
- острый нож;
- пистолет для пены;
- ножницы;
- несколько кирпичей для упора.
Инструменты и материалы
Теперь подробнее о самостоятельном производстве лодки:
- полипропиленовые листы толщиной 5 мм — в целом 8 квадратных метров; Стоимость 2-х листов ПП размером 2×4 метра составит 15 700 руб.
- электрический лобзик;
- шуруповерт;
- фрезерный инструмент или электрорубанок;
- экструдер или фен с необходимыми насадками; Учитывая что инструмент достаточно дорогой, его можно взять в аренду. Стоимость примерно 3000 — 5000 руб. в сутки.
- пруток для сварки; Стоимость бобины 400 метров и весом 5кг составит 1800 руб.
- герметик из силикона;
- монтажная пена для заполнения пустот, если предсмотрено конструкцией в чертежах;
- соединительные болты;
- доски в количестве 3-х штук.
Купить полипропилен можно в нашем каталоге, оставив запрос менеджеру.
Изготавливаю боковины
Затем маркером намечаю контур, вырезаю острым ножом, укладываю получившуюся боковину на лист пенополистирола как шаблон, и повторяю те же действия.
Чертежи лодок из ПВХ труб
Самый простой способ получить чертеж самодельной лодки из ПВХ труб – это использовать 3д редактор. Так, к примеру, для Автокада есть специальные библиотеки с пластиковыми трубами, фитингами и крепежом. Используя его вы можете получить чертеж практически любой самодельной лодки из ПВХ труб. Вторая разновидность самодельных лодок из ПВХ труб – это изготовление с использованием труб большого диаметра. Вот видео испытания такой самодельной лодки
Тут уже подходить к изготовлению придется с большими трудозатратами. На видео ниже в показан процесс изготовления такой лодки в гаражных условиях.
Для соединения ПВХ труб придется приобрести специальный экструдер или изготовить его самостоятельно. Однако, изготовить такую лодку – это только половина времязатрат. Вторая часть вашего времени уйдет на оснащение самодельной ПВХ лодки из труб фурнитурой,а так же установку транца и сидушек.
Стоит поговорить и о цене. Себестоимость изготовления самодельной лодки из ПВХ труб большого диаметра своими руками сильно зависит от размеров. Так, к примеру, самодельная лодка длинной в 2.5 метра по себестоимости встанет в 5 – 7 тысяч рублей. А на лодку длинной в 5 метров уйдет от 8 до 9 тысяч рублей, при этом, в магазине, стоимость на лодки подобного размера с жестким дном начинается от 38 тысяч за 2.5 метровую и от 50 тысяч за 5ти метровую.
Как видите, экономика изготовления самодельной лодки из ПВХ труб весьма оправдана.
Киль нужен для того, чтобы лодка была более устойчивой на воде. Без него совершенно нельзя обойтись в том случае, если планируется установка двигателя на лодку. Также он будет полезным в тех ситуациях, когда близлежащие водоемы обладают бурным характером — быстрым течением, сильными волнами и т.п.
Для изготовления киля можно использовать пластиковые профили для стеклопакетов. Его нужно обмотать поролоном. После этого нужно обмотать конструкцию упаковочной лентой в несколько слоев. Это позволит сделать конструкцию утепленной и непромокаемой, а также безопасной для здоровья и надежной.
В некоторых случаях можно прибегнуть к использованию деревянного киля, но его построение — это более трудоемкий процесс. Начинайте делать лодку с киля, потому что это поможет вам приноровиться к материалу и привыкнуть к подобной работе.
Благодаря этому вы не допустите ошибки на других, более важных и затратных этапах.
Каркас
Для изготовления каркаса нужно нарезать подходящие пластиковые трубы. Они должны быть достаточно толстыми и длинными для того, чтобы придать каркасу лодки необходимую форму. Во время проведения работ часть труб придется подвергнуть гибке, что также стоит учесть при выборе их длины и толщины. Соединять между собой трубы нужно с помощью паяльника для пластика. Работы с паяльником не слишком сложны и доступны даже тем, кто ни разу до этого подобного не делал.
В некоторых случаях прибегают к альтернативным методам креплений. К примеру, можно соединить трубы штифтами. Обычно это менее надежные и более трудоемкие способы.
Тележка
Изготовить тежку для транспортировки лодки легче всего. Для этого можно использовать деревянные доски или металлические листы. В качестве колес могут послужить либо какие-то покупные, либо старые велосипедные. Легче всего найти велосипедные колеса — есть дешевые колеса в сборе с достаточно толстыми для наших нужд шинами.
В качестве тента используется брезент или ткань ПВХ, выбирать нужно в зависимости от бюджета и нужд (для зимней рыбалки или рыбалки в период дождей).
Соорудить тент не трудно — достаточно натянуть нашу ткань и закрепить ее концы растяжками, которые вставляем по углам лодки.
Каркас
Каркас лодки из пвх трубы – это основа основ. От его крепости будет зависеть целостность конструкции. Как правильно каркас соорудить, можно узнать на предоставленных видео.
Если подойти к этому вопросу безответственно, то сооруженная конструкция развалиться при первой попытке запустить ее на водные просторы.
После детальной разработки и проверки чертежа можно начинать практические работы по созданию каркаса. Можно закрепить каркас уже предложенными методами выше, а можно использовать для работы паяльник для пластиковых изделий.
Работать с такими инструментами не сложно. С этими работами справиться даже тот человек, который не имеет опыта в данной сфере. К паяльникам прилагают инструкцию, где детально расписан весь порядок действий.
Покупать для разовой работы, чтобы сварить каркас, этот инструмент не рекомендуют, оправдывая это экономической невыгодностью.
Лучше для крепления каркаса из пластиковых труб использовать аппарат, взятый в аренду. Эту услугу предлагают магазины, которые занимаются продажей паяльников.
Каркас из заготовок, спаянных паяльником, прослужит длительное время. При этом каждый стык каркаса будет отличаться высокой прочностью. Так своими руками получиться сделать очень прочное сооружение.
Если при работе возникнут какие-нибудь трудности, то решить задачу, как правильно сделать каркас из труб ПВХ, помогут видео материалы.
Другие элементы
В целом, на этом этапе лодка будет готова. Останется только доделать менее важные части и внести конструктивные доработки. Во-первых, нужно сделать необходимое количество скамеек (банок). Также не помешают пластиковые бутылки по бокам лодки, которые помогут сделать конструкцию более устойчивой. Некоторым людям понадобятся крепления для двигателей или эхолотов. Для удобства можно сделать небольшие непромокаемые ящики, которые защитят важные вещи во время рыбалки. Иногда нужны упоры для весел. Также можно пришить к лодке кармашки.
Можно пойти еще дальше, и оснастить лодку декоративными элементами, чтобы сделать ее уникальной.
Изготавливаю перегородки
С помощью саморезов для гипсокартона прикручиваю переборки к боковинам. Когда размеры лодки были окончательно определены, раскручиваю детали и собираю обратно с применением пены, саморезов и скотча, которым дополнительно стягиваю детали.
Возможные проблемы и нюансы
- Изготовление лодки своими руками потребует помещения с достаточной площадью – можно использовать гараж, сарай.
- Не стоит экономить на количестве эпоксидки – для получения прочного покрытия желательно обработать всю поверхность лодки за один раз. Поэтому покупать нужно с запасом, не меньше 10 кг – некоторые руководства указывают меньшее количество, но в результате может не хватить.
- По технологии стеклоткань должна иметь плотность не менее 130, но это минимальная величина. Меньше 130 – это уже потеря прочности и надежности. Поэтому лучше брать большую, например, 200.
- На ткани не должно быть заломов и загибов — поверхность должна быть ровной. Только в этом случае создание эпоксидного покрытия пройдет без проблем и с хорошим результатом.
- Могут возникнуть сложности с фанерой – для байдарки типа «каяк» понадобятся габаритные листы фанеры, которые сложно найти. Не все магазины торгуют ими из-за сложности транспортировки. Поэтому придется сопоставлять размеры деталей для байдарки своими руками на чертежах с фанерой, которая есть в продаже, либо быть готовым к поиску материалов с нужными параметрами.
Промазываю пеной стыки
Изготавливаю дно
Пришла очередь делать дно. Можно было бы сделать его плоским, но такой каяк будет медленным, поэтому я сделал дно из 2 половин, соединенных в форме киля.
Вырезал из пенополистирола заготовки, подогнал их по размеру и вклеил в корпус каяка.
Рабочий процесс
Очень важно делать все правильно, так как любые ошибки и недоработки сделают конструкцию непригодной к использованию. Мы разделим процесс на две основные стадии, чтобы вам было проще в нем разобраться.
Резка и сборка конструкции
На этой стадии проводятся следующие работы:
Стоит отметить, что другие варианты собираются аналогично – плоскодонка из фанеры своими руками делается так же, разница только в форме элементов.
Укрепление конструкции
Эта стадия также очень важна, нужно выполнить целый ряд работ:
Конечно, такие конструкции, как яхта из фанеры своими руками также можно собирать, но это намного сложнее, чем небольшой каяк или плоскодонка.
Усиливаю швы
Усиливаю борта
Изготавливаю трюм
Наношу ткань на корпус
Режу простынь на заготовки на 5- см шире, чтобы образовывался нахлест при соединении. Затем наношу на поверхность каяка клей и приклеиваю ткань.
Как собирать каяк
Специалисты рекомендуют в данном случае делать большие чертежи в в соотношении всех элементов лодки в соотношении 1:1. Это существенно упростит работу, которая будет заключаться в переносе деталей на листы фанеры. Для сборки лодки потребуются стапеля, которые можно собрать из деревянных реек. Сначала по чертежам изготавливаются все детали лодки. Проще всего собрать легкий универсальный каяк, подходящий для кратковременных прогулок и для многодневных походов с мягкой оболочкой, натянутой на фанерно-алюминиевый каркас. Возьмем за пример лодку длиной 4 метра, шириной 65 сантиметров, каркас которой состоит из фанерных штевней, трех секций кильсона, мидельвейса, шпангоутов, клееных фанерных фальшбортов, стрингеров, привальных брусьев. Стрингеры и привальные брусья выпиливаются по чертежам из древесины и собираются из частей. К каждой из них приклепываются язычковые замки. Стрингеры состоят из шестнадцати реек, привальные брусья – из четырех реек. Замки устанавливаются на один конец реек срингеров и брусьев, язычки – на другой. Кильсон собирается из трех деревянных частей, которые соединяются при помощи поперечных планок, замков и язычков из нержавеющей стали. На средних частях кильсона приклепываются замки, на крайних язычки. Поперечные планки выпиливаются из фанеры. Их размеры составляют в ширине 25 миллиметров, в длине 20 сантиметров. На рейки они приклеиваются водостойким клеем и крепятся шурупами. Мидельвейс собирается так же. Возле штевней крайние рейки кильсона кладутся на клиновые накладки. Его средняя рейка обрезается изнутри по эти накладки, а боковые – снаружи примерно на 10 сантиметров от них. Штевни каяка выпиливаются из фанеры по чертежам и соединяются с кильсоном обоймами. Шпангоуты гнутся из дюралюминиевых трубок с диаметром 15 миллиметров. Трубки можно заменить профилем п-образной формы, толщина которого составляет 1,6 миллиметров. Его выгибают по обводам каждого шпангоута. Части шпангоутов соединяются скобами. Привальные брусья собираются при помощи шурупов и приклепываются к овальным планкам. Сначала они устанавливаются на три центральных шпангоута, затем состыковываются с крайними шпангоутами. После этого концевые секции привальников, мидельвейсов и стрингеров заклепками прикрепляют к штевням, предварительно высверлив в них отверстия. Перед этим собирают весь каркас, шпагатом притягивая стрингеры. Потом монтируют фальшборты. В носовой части лодки их боковые части, состоящие из полос фанеры, склеиваются эпоксидной смолой. В нижней части заготовок лобзиком делается паз, нужный для того, чтобы протянуть шнур деки, и в местах крепления к шпангоутам прорезаются щели. Стыки деталей промазываются эпоксодной смолой и проклеиваются лентами стеклоткани. В нижней части каяка нужно сделать отсек непотопляемости, который можно заполнить надувными емкостями или просто сделать насколько перегородок из фанеры, обработанной эпоксидкой. Деку и нижнюю часть подгоняют друг к другу при помощи электролобзика. Потом их склеивают эпоксидной смолой, покрывают стеклотканью а водонепроницаемым лаком. После монтажа каркаса лодки наступает очередь создания оболочки.
Устанавливаю киль
Когда клей окончательно высох, покрываю всю конструкцию желтой краской для наружных работ.
Испытания
Получив опыт в строительстве каноэ-мыши, вместе с членами нашего клуба создали еще 6 таких же каяков. И прошлым летом отправились в поход.
За время путешествия убедились, что конструкция достаточно прочная, а размеров трюмов хватает не только для перевозки одежды, но и больших запасов питьевой воды.
Как вы можете видеть на фотографиях, некоторые лодки не успели оклеить и покрасить целиком, но даже в таком состоянии они отлично функционировали в многодневном путешествии.
Байдарка каркасно надувная своими руками
Несколько лет назад, когда я лишился своего «тайменя» и не смог купить новый, я решил сделать себе байдарку сам. Первая причина – байдарки почему-то в Киеве не продавались, вторая причина, «Таймень» меня не особо устраивал, поскольку все время рвался и ломался в порогах. Третья причина, все эти труды и финансовые затраты должны когда – нибудь окупиться, поэтому эту деятельность я изначально рассматривал, как коммерческий проект, т.е. разработка и изготовление изделия, предназначенного для серийного производства со всеми вытекающими. Итак, принимая стандартный 2-х местный «Таймень» за прототип, я ставил перед собой следующие задачи:
Во избежание потери грузоподъемности и мореходности, основные размерения (габариты) оставить прежними. Улучшить поворотливость, по возможности не ухудшая курсовую устойчивость. Не ухудшить ходкость. Не уменьшить вместимость. Улучшить остойчивость (противостояние опрокидыванию). Улучшить живучесть (прочность корпуса и вероятность разрыва оболочки) и ремонтопригодность в полевых условиях. Улучшить безопасность. Упростить конструкцию каркаса. Значительно упростить процесс сборки, время сборки не должно превышать 15мин. Значительно уменьшить вес. Вес 2-х местной не должен превышать 15 кг. Значительно уменьшить габариты упаковки, до размеров одного рюкзака. Заложить возможность трансформировать 2-х местную в 1-местную и 3-х местную. За счет уменьшения применения дорогих материалов, а также за счет технологичности производства (т.е. уменьшение трудозатрат), добиться уровня цены, сравнимой с самой дешевой в СНГ байдаркой «Щука» (есть такая надувашка) т.е. 500-600дол. Как дополнительный тюнинг – съемный, относительно водонепроницаемый фартук с юбками. Что и говорить, наполеоновские планы. Вот потому процесс разработки, испытаний, усовершенствований, опять испытаний и т.д. длился лет 5. На сегодняшний день, могу сказать, что процесс этот закончен, все поставленные задачи решены, изделие готово к серийному производству. (Правда, само это серийноепроизводство еще надо организовать, соответственно, розничная цена такого изделия пока под вопросом).
В двух словах, как все это вышло: конечно, я добавил надувные баллоны, получилась каркасно-надувная байдарка. Рассудив, что надувашки вообще не имеют каркаса, но при этом худо-бедно выдерживают свою форму, стало быть, надутый баллон тоже имеет какую-то продольную прочность, я уменьшил количество продольных трубок до 6 шт., увеличив на всякий случай их диаметр с 16 до 22мм. Баллоны вставил под борта, туда, где полезное место «Тайменя» не используется, поскольку трудно в эту узость запихать груз, к тому-же баллоны по длине «перерезаются» продольной трубкой, что не дает им выпучиваться внутрь кокпита.
Для упрощения запихивания, а значит для более рационального использования места, оставил шпангоуты открытыми сверху. Форму корпуса оставил килеватую спереди и сзади (во избежание рыскучести), но в середине сделал более плоскодонную (для улучшения поворотливости, а заодно и для уменьшения осадки). Конечно, ширина немного увеличилась – зато это улучшило остойчивость, хотя и ухудшило ходкость.
Чтобы вернуть обратно ходкость сделал две вещи: во-первых, само по себе получается, что расположенные по бортам надутые емкости натягивают оболочку, устраняя тем самым тормозящие складочки, и очень тормозящий эффект «полощущего на ветру флага», чем болеют все каркасные байдарки, особенно когда шкура уже не новая.
Многие туристы-водники хотели бы иметь байдарку-одиночку — легкую, прочную, с хорошими маневренными и ходовыми качествами, с привлекательным внешним видом и непременно универсальную, т. е. одинаково пригодную как для воскресных прогулок, так и для сложных походов. Однако промышленность наша байдарок-одиночек для продажи в магазинах пока не выпускает вообще. Приходится ломать голову,
как сделать байдарку, конструировать и строить байдарку своими силами.
Источник