Капитан или матрос своими руками

От матроса до капитана

Перефразируя известную поговорку, скажем так:
— Плох тот матрос, который не желает стать капитаном!
Но как достичь капитанских погон на флоте? Об этом и будет речь.
Надеюсь, что данный рассказ будет полезен и другим людям, не связанным с флотом.

Надо сказать, что успешная карьера возможна для умного и трудолюбивого человека, в каком бы начальном звании он ни начинал свою работу на флоте. Карьера очень проблематична для пьяниц, лодырей, людей с тяжелым характером.

Начнем с того, что работа любого члена экипажа всегда на виду у капитана и всего экипажа, а капитан ценит хороших работников, и ему нужны умные и путные помощники, на которых он может положиться, которым можно доверять.

Мой родственник Антон, закончив речное училище по штурманской специальности с дипломом, позволяющим работать на судах река-море плавания, работал сначала на речных судах и достиг должности 2-го штурмана. Антон неоднократно навещал отделы кадров загранфлота с просьбами взять его на работу, но в ответ слышал одно и тоже:
— Мы в кадрах не нуждаемся!
Большая часть из того контингента, который поставляют отделы кадров загранфлота на свои суда, хватает с избытком блатных и родственников влиятельных людей. Однако кадры из этого контингента, скажем честно, редко имеют хорошие характеристики. Пристраивая блатных для работы на корабле, отдел кадров угождает очень нужному человеку, а отделу кадров с ними не работать, пусть капитаны разбираются.
.
На вопрос Антона, как попасть на суда загранфлота, я посоветовал Антону не терять драгоценного времени и готовить себя заранее для работы штурманом на судах загранфлота. Нужно хорошо владеть компьютером, научиться печатать тексты на русском и английском языках, усердно изучать разговорный английский язык, научиться работать с морскими картами, освоить все электро-навигационные приборы и работу с ними.

Не секрет, что в отделах кадров загранфлота сидят непростые люди, они стараются поиметь что-то с этого места, как бы что ни говорил.
Учитывая все это, совет Антону был таков:
— Каждый раз, приходя в кадры, улыбайся этим людям, как старым знакомым и приноси с собой коробочку конфет, а в дальнейшем и с хорошим коньячком. Глядишь, может и найдется местечко!

Этот вариант разговора с кадрами успешно сработал, и через три месяца Антона временно назначили на корабль загранплавания матросом. Антон уже был прилично подготовлен по той программе и получил перед отъездом на корабль новые наставления:
— Пока ты матрос, изучай все дела, которые ведут 3-й и 2-й штурмана, делай себе записи. Научись, как следует, работать с морскими картами, со всеми штурманскими приборами.
Заведи дружбу с 3-м штурманом, помогай ему в работе. Не отказывайся ни от каких поручений капитана и старпома.

Все это Антон исполнил в точности. В результате после окончания контракта у 3-го штурмана, капитан, по согласованию с отделом кадров, настоял на назначении 3-м штурманом Антона, и был очень доволен им. Отдел кадров тоже остался доволен тем, что Антон себя отлично зарекомендовал.

Теперь рекомендации Антону были следующие:
— Старайся на своей должности, и изучай детально работу 2-го штурмана, твоей будущей ступени.
На следующий год капитан взял Антона на корабль 2-м штурманом. Антон опять отлично справился с новой должностью, будучи хорошо подготовленным к ней. Он каждый раз получал от капитана прекрасные характеристики по работе.
Естественно и дальше рекомендации Антону были изучать работу старпома и капитана, и помогать им. Они очень загружены работой и рады будут твоей помощи.

Так, очень быстро, насколько позволял плавательский ценз, который было необходимо наплавать для повышения в новую должность, Антон стал капитаном судов загранфлота, несмотря на молодой возраст.

Читайте также:  Как сшить горнолыжный костюм своими руками

Не только Антону, но и другим молодым и способным ребятам помогла эта методика стать капитанами судов. Но не всегда было все просто. Не раз молодые выпускники мореходных и речных училищ оказывались перед проблемой – не могли устроиться на работу в хорошую компанию, где их не брали из-за отсутствия стажа работы. Что делать?

Нужно идти на работу в ту компанию, где берут на должность без опыта работы. Да, там задерживают зарплату, не лучшие условия работы, но в трудовой книжке появляется драгоценная запись: столько-то работал на такой-то должности, а это стаж и опыт работы.
После этого ты всегда желанный гость в хорошей компании, там, где ты хочешь работать.
Но насколько хватит терпения для работы в первой компании, нужно там вырасти до 2-го штурмана, или старпома. Старпомы везде на вес золота, да и 2-е штурмана с опытом работы. И, конечно, советы по карьере, как Антону.

И еще, на эту тему – сделайте маленький подарок своему отделу кадров после контракта. Это вернется к вам хорошим отношением с их стороны и пригодится в дальнейшем.

В чем же секрет успешной карьеры Антона? В том, что человек серьезно работал над собой до прихода в загранфлот, и изучал каждую следующую должность до того, как был утвержден на нее, совершенствовал свои навыки, и, конечно, старался проявить себя с хорошей стороны. И это все очень ценно.

Многие молодые люди, пришедшие работать на корабль, подолгу остаются сырым материалом, из которого очень сложно что-то вылепить, которые, практически не имеют представления о своей работе, а некоторые вообще сначала не пригодны к работе в своей должности, хотя их и присылают кадры.
Вот какая разница между этими двумя примерами.

Достигнув капитанских погон, многие капитаны считают, что карьера завершена и можно почивать на лаврах. Пусть другие добиваются капитанского звания, я уже всего достиг. Только мои решения правильные, и никто не имеет права их оспаривать.
Большая ошибка! Лишь немногие капитаны способны сбросить с себя манию величия и продолжать трудиться, как ни в чем не бывало, пополняя непрерывно свои знания, создавая хороший, работоспособный коллектив, с которым, возможно, придется работать не один год.

Хороший коллектив – отличная работа корабля. Совершенствуй английский язык, изучай другие языки тех стран, куда заходит корабль. Цени свой коллектив, в котором работаешь.
Однако многие капитаны ведут себя обособленно, не видя в своем коллективе достойных его внимания людей. Лишь портовые власти считаются, в какой-то мере, ровней себе. Можно покрикивать на подчиненных, многое чего можно позволить себе, если захотеть.
Назовем это своим именем – испытание властью.
Только серьезный просчет в своей деятельности отрезвляет капитана, напоминая ему, что он такой же человек, как и все, только наделен сравнительно большими полномочиями.

Антон, к сожалению, не стал исключением. Сначала работал хорошо, а потом зазнался, стал любить вино, вел обособленный образ жизни на корабле. В результате, после очередного запоя, он попал в одну, очень неприятную для него историю, после которой он едва удержался в своей должности, хотя компания уже готова была расстаться с ним и ограничилась серьезным предупреждением.

Один старый капитан как то сказал мне много лет назад:
— Нужно вести себя капитану так, как будто ничего не произошло, получив власть и погоны. Лишь своим добросовестным трудом нужно постоянно заслуживать это право – оставаться капитаном на корабле. Каждый из подчиненных должен иметь доступ для общения с капитаном. Может быть, именно этот человек хочет предупредить капитана о какой-нибудь опасности, или проблеме для корабля. К надутому индюку, или крикуну, никто не придет и не скажет об этой проблеме, которую он заметил.
Капитан не потеряет своей драгоценной чести от общения с экипажем, наоборот выиграет непременно.

Читайте также:  Охотничий горн для собак своими руками

Источник

«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Читайте также:  Как увеличить кухонный гарнитур своими руками

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Источник

Оцените статью
Своими руками