- Как сделать рацию своими руками — 3 рабочие схемы
- Как сделать рацию своими руками — простая схема
- Необходимые детали
- Последовательность монтажа
- Настройка и отладка рации
- Рация FM диапазона своими руками в домашних условиях
- Как сделать рацию для переговоров своими руками — схема, инструкция
- Необходимые детали
- Пошаговый монтаж рации для переговоров
- Настройка автомобильной рации своими руками на 15 канал
- Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле
- Подключение радиостанции к питанию
- Установка антенны
- Настройка антенны
Как сделать рацию своими руками — 3 рабочие схемы
- Простая схема
- Рация FM диапазона своими руками
- Как сделать рацию для переговоров — схема, инструкция
- Видео
Сегодня мы рассмотрим три самые простые и рабочие схемы для создания раций своими руками. Первый проект предполагает изготовление прибора новичками по самой простой схеме. Рекомендации, пошаговые фото и инструкция по монтажу помогут разобраться во всех нюансах монтажа. Второй проект — рация FM диапазона. В изготовлении это устройство немного сложнее, зато начинающим радиолюбителям не составит труда настроить передатчик по обычному вещательному FM приёмнику. Третий проект — переговорная рация. Рекомендуем создавать сразу 2 прибора, которые можно будет использовать для связи в бытовых условиях.
Как сделать рацию своими руками — простая схема
Представляем простую и рабочую схему рации, которую можно собрать своими руками.
Необходимые детали
- Транзисторы: 3хП416Б и 4хМП42.
- Резисторы: 2х3K, 2х160K, 2х4.7K, 22K, 36K, 100K, 120K, 270K, 6х6.8K;
- Конденсаторы: 2х10МK (10В), 2х3300МK, 2х1000МK, 2х100МK, 2х6МK, 2х5–20МK, 22МK, 10МK, 0.047МK, 4х5МK (10В).
- Антенна.
- Микрофон, динамик.
- Включатель, переключатель.
- Источник постоянного тока.
- 2 платы текстолита.
- Провода.
- Проволока диаметром 0.1 мм и 0.5 мм.
Последовательность монтажа
- Общая антенна для получения и отправления сигнала — A1.
- Выключатель питания — SA1.
- Переключатель соединяющий самодельную радиостанцию с источником тока, во время отправки сигнала к передатчику и приемнику при получении — SA2.
- Катушки L1 и L5 — 10 витков.
- Катушка L2 — 4 витка и находится она между половинками обмотки катушки L3, содержащей 8 витков и имеющей посередине отвод проволоки.
- Катушки L4 и L6 — 200 витков, 0.1 мм провода вокруг резистора МЛЕ-0.5 с мин. сопротивлением 1 Мом.
Ну вот, катушки для рации готовы.
Продолжаем изготовление рации своими руками:
- Размещаем детали на двух платах (одна из которых с задающим генератором, а другая — с приемником и усилителем НЧ) с одной стороны.
Соединяем их проводом в изоляции (диаметр 0.2–0.3мм) с обратной стороны.
Печатный монтаж можно сделать, если есть фольгированный гетинакс, а для каркаса самодельной рации подойдут сантиметровые обрезки проволоки, вбитые в отверстия диаметром 1 мм.
Обмотки катушек и дросселей должны быть взаимно перпендикулярны, а ручка C15 находиться на передней панели радиостанции. Генератор должен быть отделен жестяным экраном от других деталей.
Настройка и отладка рации
Начинают отладку с улучшения качество приема, для этого необходимо заменить R10 на переменный с сопротивлением 33–47кОм и дождаться максимальной громкости шума. Далее подстроечным сердечником меняем индуктивность L5, добиваясь наиболее качественного сигнала. После этого возвращаем прежний резистор.
- Схема микронаушника для сдачи экзамена
При сильном искажении тембра голоса вашей рации, при передаче сигнала, нужно тщательнее подобрать R1 и R3.
Рация FM диапазона своими руками в домашних условиях
Одной из наиболее популярных радиолюбительских конструкций является карманная рация. Конечно в нашу эпоху тотального распространения мобильных телефонов и пейджеров изготовление самодельных средств связи потеряло актуальность. Однако в некоторых случаях ФМ-рация может оказаться незаменимой, так как работает вне зависимости от покрытия сотовыми станциями.
Рассмотрим, как сделать своими руками несложную проверенную ФМ-рацию на основе 4-х транзисторного передатчика и приёмника на частоту 100–105 МГц. На рисунках ниже показана схема соответственно приёмной и передающей части радиостанции.
Моточные данные катушек и дросселей: приёмные L1 и L2 по 8 витков ПЭВ0,6 на оправке 4 мм. Передающая — 10 витков с отводом от середины на диаметре 4мм. Дроссели — по 5–10 мкГн, они мотаются на 0,25-ваттных резисторах 100–500 Ом проводом 0,2 мм в количестве 50 витков.
Проверенную печатную плату можно скачать в архиве.
Диапазон FM выбран неслучайно. Начинающим радиолюбителям работать с ним будет проще всего, так как настраивать передатчик можно по обычному вещательному FM приёмнику. После настройки трансмиттера, добиваемся работоспособности приёмного блока. Для этого можно прослушивать радиовещательные станции ФМ 88–108 МГц.
Только после этого нужно повысить частоту до 110–120МГц, чтоб исключить случайное прослушивание ваших переговоров на другие приёмники.
Работа узлов особенностей не имеет, и любой «жукостроитель» с небольшим опытом сможет запустить их без проблем. Питается радиостанция от батареи 9–12В. Причём возможно питание от стационарного БП. Это позволит превратить её в вещательную радиостанцию (помните про ограничение мощности, согласно законодательства). Ну а RX-часть прекрасно работает как ФМ радиоприёмник, что даст возможность просто послушать с его помощью музыку.
Как сделать рацию для переговоров своими руками — схема, инструкция
Предлагаем ещё 1 схему рации. Целесообразно сделать два одинаковых устройства по представленной схеме, чтобы можно было вести с их помощью переговоры.
Необходимые детали
- Транзистор П416.
- Резистор переменный 47 кОм.
- Резистор 10 кОм.
- 2 конденсатора 0,022 мФ.
- 5 конденсаторов — 0,033 мФ, 4700 пФ, 100 пФ, 33 пФ, 51 пФ.
- 2 подстроечных конденсатора 4–15 пФ.
- Дроссель (L2) 20–60 мкГ.
- Угольный микрофон.
- Высокоомные телефоны (наушники).
- Телескопическая антенна
- Медный провод сечением 0,5 мм — 40 см.
- Батарея питания на 9–12 В
- Переключатель (SA1) — 2 позиции на 2 группы контактов (можно сдвоенный тумблер).
- Кусок гетинакса или текстолита для монтажной панели.
- Монтажный провод.
- Лист алюминия.
- Выключатель питания (на схеме не показан).
- Игрушечный радиопередатчик
Из инструментов пригодится паяльник с принадлежностями для пайки, кусачки, плоскогубцы, пинцет, дрель и сверла.
Пошаговый монтаж рации для переговоров
Вначале необходимо сделать шасси П-образной формы из алюминиевого листа. На ней нужно будет расположить органы управления. При этом блок питания следует взять уже готовый от радиоприемника, радиолы или телевизора. Он должен давать постоянное анодное напряжение равное 150–250В, а также напряжение накала 6,3В. Затем, в соответствии с трансиверной схемой нужно собрать рацию.
- Схема конвертера FM УКВ своими руками
Катушка контура приемопередатчика должна выполняться из медного провода диаметром 1 мм. Нужно взять голый провод, а еще лучше — посеребренный. Его следует намотать на стержень диаметром 12 мм. Катушка должна содержать 4 витка с отводом посередине. При этом катушка связи с антенной располагается поверх катушки контура и содержит 1–2 витка того же провода.
Дроссели следует намотать на сопротивления ВС-0,25. Они должны содержать по 0,5 м провода ПЭЛ-0,15. Что касается конденсатора настройки С, то его можно взять с керамическим диэлектриком, однако лучше, если он будет иметь воздушный диэлектрик с одной подвижной пластиной, либо с двумя неподвижными пластинами.
Трансформатор Тр1 следует взять от телевизора или лампового приемника. Надо отметить, что высокоомная обмотка такого же трансформатора используется в качестве дросселя Др6. Если вы задумались, как сделать рацию из телефона, и решили применять низкоомные телефонные динамики, то необходимо включить их в низкоомную обмотку данного трансформатора. Также следует обратить внимание, что если вы хотите использовать в схеме телефон, то его не получится применять как рацию. Зато стоит взять из него угольный микрофон. В качестве переключателя «Прием-Передача» хорошо подходят галетные переключатели.
Следующий этап — создание и настройка антенны. Рассмотрим, как сделать антенну для рации своими руками. Итак, после того, как корпус рации будет собран, нужно будет сделать для катушки L1 ровно 11 витков провода толщиной равно 0,5 мм. При этом используется настройка диапазона на значение 27–30 мГц. В случае, если нужна точная настройка диапазона, то необходимо использовать при режиме приема данных подстроечные конденсаторы С1, а также С2 — при их передаче. Кроме этого, следует учитывать режим приема переключателя SA1.
Отрегулировать диапазон следует с помощью контрольного приемника фабричного производства. Можно упростить данную задачу, достав наушники, так настройка будет происходить гораздо быстрее.
Разобравшись, как сделать рацию, перейдем к следующему этапу — выполнению настройки в режиме передачи. Необходимо предварительно установить положение переключателей, чтобы получить громкое шипение в динамиках наушников. Требуется получить постоянный устойчивый сигнал от используемого контрольного передатчика.
Используйте подстроечный конденсатор С1. При совпадении сигнала несущей частоты с частотой настройки суперный шум должен полностью исчезнуть. Во время переключения в контрольном радиоприемнике на передачу должен быть хорошо слышен звук с микрофона. Когда нужные результаты будут достигнуты, необходимо будет перейти к закреплению конструкции специальными крепежными элементами.
Используя самодельную антенну, следует заранее предусматривать её мощность, ведь дальнейшее увеличение способно навредить устройству или же попросту испортить его. Следует отметить, что положение катушки связи с антенной необходимо подбирать таким образом, чтобы мощность при передаче сигнала была максимальной, а прием — устойчивым. Причем в качестве контрольного передатчика и приемника можно использовать настроенную карманную радиостанцию.
Схема волномера для настройки колебательных контуров передатчика и приемника представлена ниже:
Также со временем можно провести некоторую модернизацию вашей рации. Например, будет не лишним установить в нее аккумулятор и зарядное устройство для него. Можно еще будет добавить охлаждающие радиаторы для транзисторов и сделать выход для подключения внешнего микрофона, наушников и внешней антенны. С такими дополнениями, ни одна магазинная рация не сможет сравниться с вашей!
Видео о том, как сделать рацию своими руками на Ардуино:

Источник
Настройка автомобильной рации своими руками на 15 канал
После покупки и установки радиостанции, остается самое интересное – это ее настроить. Но как это сделать? Методом произвольного нажатия кнопок не получится. Читать инструкцию, которая пестрит научными радиотехническими терминами, тоже не очень интересно и требует времени. Поэтому предлагаем вам несколько вариантов настройки в зависимости от модели рации.
Первое что необходимо знать при настройки рации, это частоту для дальнобойщиков — 27.135 МГц. Это 15-й канал, работает на всей территории РФ, на него и надо ориентироваться. Но, дальнобойный канал всегда имеет номер 15, но на разных моделях раций он может находиться в разных сетках и иметь различные буквы.
Так же существует такое понятие как «Российская сетка частот RUS» — каналы данной сетки сдвинуты на минус 5КГц относительно общепринятой сетки Си-Би диапазона – её называют «Европейская сетка частот EUR». В одной сетке расположены по 40 каналов (45 с «дырками») с определенной частотой. Как правило сетки именуются буквами латинского алфавита. В России центральная и рабочая сетка начинается с частоты 26.965 МГц и заканчивается 27.405 Мгц. При чем на разных моделях радиостанций она может именоваться по разному. Узнать на какой сетке находится эта частота можно по ссылке .
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЕТОК НА РАДИОСТАНЦИЯХ:
После того как вы правильно установили сетку, осталось только выбрать 15 канал и Амплитудную Модуляцию для общения.
Для полноценной настройки вашей радиостанции в любом случае нужно прочитать инструкцию или воспользоваться помощью специалистов .
Источник
Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле
Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!
Подключение радиостанции к питанию
Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:
Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.
Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.
У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.
Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции — черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.
штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!
Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.
В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.
Установка антенны
Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.
- Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
- Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
- Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
- Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
- А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.
Настройка антенны
Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.
Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.
Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.
Источник