- История каменного топора. Как сделать топор из камня своими руками?
- История развития топора из камня
- Обработка камня
- Крепление камня к древку
- Как сделать каменный топор своими руками?
- Каменный топорик — 3 способа
- Каменные топоры своими руками
- Легко ли сделать каменный топор? Экспериментальная археология для школьников
История каменного топора. Как сделать топор из камня своими руками?
Во времена палеолита каменный топор был одним из самых необходимых инструментов человека. Он служил для людей оружием, средством охоты и добывания пищи, приспособлением для домашнего хозяйства и строительства.
История развития топора из камня
В исторических музеях сохранилось множество видов каменного топора разных форм и размеров, созданных около 2,5 миллионов лет назад. Первое орудие имело деревянную рукоятку — древко и рубящую часть, которой служил крупный заостренный камень. Конструкция представляла собой обыкновенную деревянную палку с проделанным в верхней и широкой части отверстием, в которое вставлялось рубило. Недостатком было то, что при каждом ударе приспособления рубящая часть загонялась в древко все глубже, разрушая рукоятку. Плюсом в инструменте являлось наличие длинного рычага, с помощью которого при размахе увеличивалась сила удара, облегчающая и сокращающая работу. Рубила изготавливали из твердых пород, использовались обсидиан, кремень, гранит.
Обработка камня
У первых образцов каменного топора толщина рабочей детали не позволяла разрубать материал, так как была тупой и могла только молотить, раздавливать или разбивать. В связи с этим древние люди научились обрабатывать камень, заостряя одну грань. Для этого от гранита планомерными ударами отбивались удлиненные тонкие пластины с острым краем. Позже к изготовлению топора стали приспосабливать каменные наковальни, о которые многократно ударяли орудием, добиваясь необходимой остроты лезвия. Археологами найдены орудия со сколами под углом до 90 0 .
Крепление камня к древку
С развитием человечества форма каменного топора постоянно менялась и совершенствовалась. Из-за частого раскалывания рукоятки и выпадения из него лезвия отверстие стали делать уже, что приводило к глубокому проникновению во время ударов и дальнейшему заклиниванию рубящей детали инструмента. Позже камень начали привязывать к древку кожаными лентами разными способами. Позже для укрепления орудия отверстие стали проделывать не в древке, а в камне. В него загонялась рукоять, а для надежности конструкция связывалась ремнями из кожи животных. Учеными были найдены образцы древнего каменного топора с рубилом, прикрепленным к боковой части древка.
С совершенствованием конструкции менялась сфера ее применения. Например, рубящий топор имел плоское острое лезвие, расположенное вдоль рукоятки. Молот был наделен ударной частью с плоской поверхностью. Рубило кирки стачивалось до формы клюва. У мотыги лезвие было расположено поперек древка. Почти все формы древних топоров сохранились и применяются в наши дни.
Как сделать каменный топор своими руками?
После того как начали использовать бронзу и железо, отпала необходимость изготавливать топоры из камня. Тем более, что это тяжелый и кропотливый труд. При желании изготовить каменное орудие в наши дни разумно использовать современные инструменты и слесарное оборудование.
Главное, правильно выбрать дерево, из которого будет сделана рукоятка, и подобрать камень крепкой породы, который будет служить рубилом. Деревянная основа должна быть прочной и долговечной. С нее необходимо удалить сучки и отшлифовать поверхность, удаляя заусенцы. Каменное лезвие можно изготовить из гранита, кремня, кварцита или другой породы, поддающейся обработке.
Для работы с камнем вам понадобится угловая шлифовальная машинка и подходящий алмазный диск. Заострите край камня, придав ему форму лезвия, и отшлифуйте специальной бумагой.
Вытачивая ручку топора, оставьте утолщение со стороны лезвия. Эта форма более приближена к оригиналу и усиливает степень удара. Примерный размер рукоятки равен четырем длинам острия. Ее обрабатывают тем же шлифовальным инструментом, который применялся при изготовлении рубила. Сделайте в рукоятке отверстие, соответствующее размеру кельта, просверлив широкую часть детали. Для того чтобы черенок не раскололся, создайте с помощью рашпиля просветы по бокам между вставляемым лезвием и деревом. Зашкурьте отверстие и поместите в него деталь из камня.
Если все сделано правильно, лезвие плотно сядет в рукоятке. Топор можно покрыть лаком или любым составом с защитными свойствами. Рукоятку можно украсить кожаными лентами.
Источник
Каменный топорик — 3 способа
Три простых способа сделать каменный топорик, а точнее — надежно зафиксировать подходящий камень в нашем «топорище».
С ПОМОЩЬЮ ПРОСТОЙ ПАЛКИ
1. Срезаем подходящую палку и обвязываем её верёвкой на расстоянии 15-20 см от края.
2. Расщепляем палку с одного конца до нашей обвязки
3. Вставьте подходящий камень и обвяжите его крест на крест много раз.
4. Надежно завяжите расщепленную палку сверху, сразу над камнем.
С ПОМОЩЬЮ РОГАТИНЫ
Находим подходящую рогатину, закрепляем камень. Обвязку делаем таким образом, чтобы соединить концы рогатины и надежно зафиксировать камень внутри.
С ПОМОЩЬЮ ЗАКРУГЛЕННОЙ ПАЛКИ
Подходит для камней у которых есть характерное сужение в центре.
Срезаем палку длинной около метра и диаметром не менее 2.5 см. Состругаем больше половины диаметра. Вставляем камень, струженный конец палки оборачиваем вокруг камня. Фиксируем верёвкой.
Древняя ручная дрель для сверления дерева и камня.
В этой статье я расскажу, как сделать устройство для добывания огня своими руками, из предметов.
Представляем вам устройство, с помощью которого вы сможете добыть огонь методом трения. В отличии.
Источник
Каменные топоры своими руками
Мы уже рассказывали о том, как автор канала на Youtube «Primitive Technology» сделал себе метательное оружие — пращу. С упорством, которое многим покажется достойным лучшего применения, этот человек воспроизводит примитивные технологии древности, и на этот раз в его руках оказывается оружие, существенно упростившее жизнь нашим далёким пращурам — каменный топор.
В верхнем палеолите присоединение к ручному рубилу, которое прежде держали в руках, длинной рукоятки позволило многократно увеличить силу удара, как по сравнению с камнем, так и по сравнению с дубинкой. Со временем из грубого куска камня, плохо закреплённого на рукояти, каменный топор достиг совершенства — их шлифовали, сверлили отверстия для крепления, изготавливали специализированные виды определённой формы и размеров. Некоторые виды каменных топоров продолжали существовать и в более поздние эпохи, с открытием металлургии.
Мы уже рассказывали о том, как автор канала на Youtube «Primitive Technology» сделал себе метательное оружие — пращу. С упорством, которое многим покажется достойным лучшего применения, этот человек воспроизводит примитивные технологии древности, и на этот раз в его руках оказывается оружие, существенно упростившее жизнь нашим далёким пращурам — каменный топор.
В верхнем палеолите присоединение к ручному рубилу, которое прежде держали в руках, длинной рукоятки позволило многократно увеличить силу удара, как по сравнению с камнем, так и по сравнению с дубинкой. Со временем из грубого куска камня, плохо закреплённого на рукояти, каменный топор достиг совершенства — их шлифовали, сверлили отверстия для крепления, изготавливали специализированные виды определённой формы и размеров. Некоторые виды каменных топоров продолжали существовать и в более поздние эпохи, с открытием металлургии.
Источник
Легко ли сделать каменный топор? Экспериментальная археология для школьников
Увлечь студентов и школьников археологической экспозицией задача сложная. Целые находки попадаются редко, руками потрогать их не дадут – слишком ценные. А вот реплики – точные копии археологических находок – можно не только подержать в руках во время экскурсии, но и разместить в каждом кабинете истории. Учебную коллекцию на основе самых знаменитых орудий труда эпохи каменного века создали югорские археологи, сейчас она хранится в Сургутском государственном университете и доступна для студентов. А в скором времени, возможно, экспонаты экспериментального археологического музея разместятся в школах Нефтеюганского района ХМАО – Югры и сделают уроки истории еще интереснее. О том, как создавались неолитические орудия и легко ли сделать каменный топор, рассказал сотрудник музея-заповедника «Дивногорье» (г. Воронеж), археолог, изготовитель реплики каменных орудий для учебной коллекции кандидат исторических наук Антон РОДИОНОВ.
– Как сложилось, что вы стали участвовать в проекте по созданию учебной коллекции для СурГУ?
– Однажды мне позвонил знакомый и рассказал, что югорские археологи хотят сделать коллекцию реплик неолитических орудий труда, предложил поучаствовать в проекте. Людей, которые владеют техникой изготовления каменных изделий, не так много, не больше десяти на всю Россию. Для того чтобы освоить это искусство, во-первых, нужно, чтобы тебя кто-то научил, передал секреты мастерства. Во-вторых, необходима практика. В-третьих, специальные инструменты. И конечно, кремень нужен, а с ним проблемы. Мы созвонились с ведущими научными сотрудниками СурГУ – историками и археологами Олегом Кардашем и Георгием Визгаловым – и договорились, что будем сотрудничать.
– А как вам впервые пришла идея сделать древнее каменное орудие?
– Я по профессии археолог, специализируюсь на позднем палеолите, а в 2009 году проходил практику в музее-заповеднике «Костенки» под Воронежем. Как раз в это время туда проездом, направляясь в экспедицию, прибыл Евгений Юрьевич Гиря из Санкт-Петербурга. Он занимается экспериментально-трасологическими исследованиями в археологии. Трасология – это раздел криминалистики, в буквальном переводе «учение о следах». Ученые изучали каменные орудия, кололи камень, чтобы понять, как это делал древний человек, а уехав, оставили много отщепов. Отщепами в археологии называют осколки, отколотые от куска кремня рукой человека. Я тоже решил попробовать поколоть, сделал грубый наконечник. Возвращаясь, Евгений Юрьевич снова остановился в Костенках и увидел результат моей работы. Когда в следующем сезоне к нам в очередной раз заехала в гости экспедиция Гири, меня позвали с собой! После этого я побывал с ними в нескольких поездках: в Подмосковье в Зарайске, на Украине, в Ростове-на-Дону. И уже 12 лет занимаюсь моделированием систем изготовления каменных орудий – экспериментальной археологией.
– Зачем археологам эксперимент?
– Археологический эксперимент нужен, чтобы понимать, как люди из прошлого изготовили тот или иной предмет. Как расщеплять камень? Если ты хочешь это понять, нужно самому попробовать. Археологам редко попадаются вещи целые, в основном остатки.
Например, находишь древнюю мастерскую: отщепов много, а орудий нет. Какие древние изделия здесь производились? Чтобы ответить на этот вопрос, берешь и делаешь сам, смотришь, в каком случае такие отщепы получаются. Моделируешь, добиваешься эффекта. В процессе эксперимента можно наглядно представить технологический процесс, проверить эффективность орудий.
Первые пробные экспериментальные экспедиции проводили еще в 50‑х годах прошлого века. Сейчас эта отрасль археологии активно развивается: открылись центры в Москве, Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Омске, Курчатове.
– В 2020 году в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры на Соровских озерах местные археологи провели эксперимент и построили древнее жилище по образцу найденного в Каюково-2. Причем использовали каменные топоры и палки-копалки, изготовленные под вашим руководством. Стало ли для вас это первой пробой древних инструментов в действии?
– У меня это не было первым знакомством с работой каменными орудиями, но столь масштабный объем работ аутентичными орудиями труда я наблюдал впервые. Сначала мы изготовили копии основных строительных инструментов – топоров клиновидного сечения и желобчатых. Для раскалывания древесины были необходимы также клинья (костяные или деревянные), колотушки, мерные и калибровочные палки. Мы сделали каменные и деревянные орудия и измерили трудозатраты на их изготовление. Потом приступили к заготовке стройматериалов для стен. Замеряли время работы. Например, 6-8 минут понадобилось для того, чтобы срубить каменным топором молодую березу. А если нет сноровки, нужно 15-20 минут. Таким образом, можно вычислить, сколько времени было потрачено на постройку жилища в целом.
– Во время экспедиции на Соровские озера вы не только участвовали в археологическом эксперименте, но и проводили мастер-классы для студентов. У всех ли получается колоть камень?
– У каждого участника на мастер-классе что-то получается. Я всегда стараюсь дать попробовать ребятам что-то отколоть от камня, каждому готовлю площадки и объясняю, как и куда нужно бить. Каждому интересно что-то сделать самостоятельно. Я готовлю площадку так, что не может не получиться. Но нужен опыт, нужно очень много колоть, чтобы прийти к пониманию работы и управлению сколами. Есть захочешь – понадобится стрела или копье для охоты, и все сразу получится, желание здесь тоже важный аспект.
Сейчас находится много желающих колоть. В Новосибирске даже открыли соответствующую лабораторию. Присылали ко мне человека учиться. Из Воронежа у меня есть двое учеников. Определенно, это направление будет развиваться.
– Сколько времени уходит на изготовление одного каменного топора или деревянной лопаты?
– Каменный топор делается так: первичная отбивка по технологии каменного века, выведение формы – это 1,5 часа, шлифовка – от 6 часов, не меньше. Палку-копалку мы делали из свежей березы, тоже 6-8 часов. Орудие получается тяжелым, но, когда дерево подсыхает, работать становится легче. Получается, целый день уходит на изготовление одного изделия.
– Что из древних предметов вам нравится делать больше всего?
– Я больше всего люблю двусторонне обработанные формы – бифасы. Это более сложно, это развитие для меня. Сейчас я колю не так много, летом экспедиции, времени не хватает. Хочу попробовать сделать реплику датского кинжала. Его особенность в том, что он весь – и лезвие, и рукоятка – выполнен из единого камня. Это делать достаточно сложно.
– Расскажите немного о технологии изготовления, о материалах и инструментах.
– В большинстве случаев для изготовления каменных орудий древние люди использовали кремень. Но не весь камень колется одинаково. На территориях стоянок на Южном Урале и в Зауралье его минимальное количество, и он не очень хорошего качества. Я ездил за кремнем в Подмосковье.
Интересен анализ каменного сырья топоров, которыми строили оборонительно-жилой комплекс Каюково-2, он приводится в отчете АНО «Институт археологии Севера» об экспериментальной экспедиции прошлого года. Там все изделия изготовлены из разновидностей яшмы: сургучной – красно-коричневого цвета, различных серых яшм и серо-зеленого турфопорфирита.
Ближайшим местом, где можно найти в природе такие камни, был Южный и Средний Урал. Видимо, жителям водораздела рек Большой и Малый Юган приходилось преодолевать расстояние 800-1200 км, чтобы найти сырье для орудий самим или произвести товарообмен.
Что касается инструментов, классически для изготовления каменных изделий используются отбойники двух вариантов: жесткие минеральные, как правило галька, и мягкие органические – из рога лося или оленя. Также для шлифовки используются шлифовальные плиты. Спектр инструментов меняется в зависимости от изготавливаемого орудия.
– А какие орудия составили учебную коллекцию реплик археологических предметов, которую вы сделали для югорских археологов?
– В коллекцию вошло более 50 вариантов точных реплик археологических предметов. Охват – все эпохи каменного века: от раннего палеолита до неолита. Мы брали в качестве образцов самые характерные формы: чопперы, крупные рубящие орудия. По каждому историческому периоду представляли наиболее показательные вещи: что-то из найденного в Европе, где-то отечественные находки. Ориентировались на Южный Урал, Зауралье, изучали археологические материалы, научные публикации.
Ранний палеолит представлен репликами таких артефактов: рубило олдувайской, раннеашельской эпохи, ашельское рубило, остроконечник и скребло. В коллекцию, посвященную среднему палеолиту, вошли леваллуазский нуклеус с отщепом, микокское двустороннее асимметричное острие, обушковый нож, острие мустьерское на отщепе и бифасиальное, реконструкция каменного топора.
– Какой предмет сложнее всего сделать?
– Наиболее сложны в изготовлении неолитические кинжалы. Это монолитный ножик 35 см в длину. Велика вероятность, что он сломается, пока его делаешь. Еще достаточно сложна конструкция наконечника из Черноозерья II. Там очень трудоемкая технология. Делаешь основу из лопатки рога лося, потом она выпрямляется, прорезаются пазы, наносится орнамент. Следующий этап – вкладыши. Тонкие микропластинки осторожно отжимаются от нуклеуса, затем ретушируются и вклеиваются в пазы.
– В чем смысл таких музейных экспонатов, ведь исторической ценности они не представляют?
– В наглядности. Неподготовленному зрителю сложно представить себе орудие по его найденному фрагменту, тем более когда он лежит в пыльной витрине музея с непонятной научной подписью. Реплика позволяет не только увидеть целым предмет, которому несколько тысячелетий, но даже взять его в руки. Этот экспонат не имеет музейной ценности, зато имеет образовательную и познавательную.
От редакции
Проект «Археологи – школьникам Югры», подготовленный сотрудниками АНО «Институт археологии Севера», получил грант губернатора Югры.
Источник