Дорожки из природного камня своими руками
Всем известно, что натуральный природный камень для дорожек – это лучший материал для мощения и благоустройства. Разнообразие его видов позволяет выбрать любое решение для дизайнерского оформления приусадебной территории домов частной застройки.
Натуральный камень, как никакой другой материал, подчеркивает природную красоту сада, газонов и цветников, находящихся на участке. Кроме этого, природные материалы отличаются долговечностью (в 10 раз больше, чем у искусственных аналогов) и могут выдерживать серьезные весовые нагрузки.
Натуральные материалы для обустройства дорожек
Говоря о натуральном камне для дорожек, тем самым определяют понятие его природного происхождения. Природное происхождение дает представление о физических и механических характеристиках, а также о внешнем виде.
Благодаря простоте обработки при добыче, песчаник имеет доступную стоимость, а поэтому весьма широко распространен. Этот материал не отличается чрезмерно высокой прочностью, но достаточно долговечен и морозостоек. По внешнему виду он различается геометрическими формами и размерами: от дикого камня до пиленых плит. Может иметь зеленый, коричневый, желтый, красный или любой другой оттенок.
Сланец отличается слоистой структурой и поэтому легко разделяется на плоские плиты, в виде которых он и продается. Имеет в своем составе пористые материалы, которые могут привести к разрушению плит под воздействием влаги в холодное время года. Самый плотный сорт – кварцитовый.
Шунгит – это очень прочный камень, прекрасно подходящий для мощения. Выдерживает большое количество циклов замерзания. Продается в виде тротуарных плиток и брусчатки. Цвета разные: от светло-серого до глубоко-черного. При наличии кварца в своём составе, шунгит образует белые или золотые узоры.
Кварцит отличается своей твердостью, долговечностью и морозостойкостью. Обрабатывается трудно. Продается в виде тротуарных плит или брусчатки. Имеет красивую многоцветную поверхность: от чисто белой до темно-красной и темно-зеленой. Благодаря этому он пользуется популярностью у застройщиков с достатком выше среднего.
Самый прочный каменный материал изготавливают из гранита. Цвет гранитных изделий зависит от элементов, входящих в его состав. Внешний вид гранитных площадок и дорожек отличается изяществом и красотой. При благоустройстве территории гранит используется для мощения площадок перед входом и пешеходных тротуаров. Продается в виде колотой брусчатки и плитки.
Достоинства дорожных материалов из природного камня
Дорожки из натурального камня подчеркивают прекрасный вкус хозяев и являются настоящим украшением территории участка. Кроме внешнего вида, природные материалы ценятся за ряд преимуществ, к которым относят:
- долговечность даже при самых неблагоприятных условиях эксплуатации;
- прочность и морозоустойчивость;
- широкий диапазон применения;
- простота укладки;
- большой ассортимент фактур, цветов и размеров.
К недостаткам дорожки из натурального камня относят высокую стоимость, необходимость устройства усиленного основания под укладку из-за большого веса покрытия и сложность обработки материала.
Источник
Дорога из камней. Мастер-класс
Мастер-класс по укладке шоссейной дороги из камня.
Площадь нашей мостовой составляет около 450 м 2 .
Часть 1.
Черновая стяжка состоит из «пирога» различных слоев:
Подготовительные работы, которые мы сделали до начала укладки дороги:
1. Подготовили грунт: убрали верхний слой старой дороги (на ней лежал отсев со щебнем). Выровняли почву (каменистая у нас).
2. Распланировали территорию. Выставили ноль (подробнее в следующем видео).
В зависимости от выбранного уровня определяется, какую часть земли необходимо снять.
3. Прокопали траншеи для укладки труб электрики и сантехники. При копании выбирали крупные камни из земли, чтобы они не мешали.
4. В траншеи насыпали немного песка. Затем проложили коммуникации. Сверху засыпали песком, потом землей — выровняли и утрамбовали.
На эту работу ушло 8 кубометров песка.
И параллельно начали завозить камень для дороги и обрабатывать.
Часть 2. Дренажная система.
Дренаж обеспечивает сохранность дороги. Его обязательно делать, если почва глинистая или регион с морозными зимами.
Порядок проведения дренажных работ:
1. Выставили нитки по уровню. Нитки-маяки необходимо натягивать по всей длине участка, где будет выложена дорога. Так сразу видны места впадин и выступов. В процессе работ их можно будет убрать или оставить — по желанию мастера или заказчика. Главное, чтобы это было практично и не портило итоговую картинку дороги.
2. Разбили площадку на секции. Например, эта дорога выложена секциями приблизительно 5х5 м, между которыми выполнены строительные швы для того, чтобы при изменении ландшафта дорога сохранилась.
3. По секциям насыпали дренаж. В нашем случае дренаж обеспечивается сколами от обработанного камня, из которого будет выложена мостовая.
4. Сделали дренаж из-под здания — прокопали траншею, заполнили ее щебнем фракции от 5 мм и больше (мы заполняем также сколами от камня). Накрыли полиэтиленом или тканью, пленкой от гидороизоляции (что есть под рукой) для того, чтобы налитый сверху бетон не забил дренажные поры.
Вместо щебня можно проложить трубу, по которой под мостовой будет стекать вода.
Часть 3. Бетон и арматурная сетка.
Верхняя часть черновой стяжки состоит из нижнего бетона, арматурной сетки и верхнего бетона.
Бетон заливаем поверх дренажа и разравниваем по его поверхности. Слой бетона составляет 5-6 см. Площадь залитого бетона должна быть равна площади кладки камня, которую необходимо положить в этот же день.
Для наилучшей склейки бетона поливаем водой поверхности, которые участвуют в кладке.
Состав нашего бетона:
— щебень — 3 ведра по 20 кг;
— отсев — 3 ведра по 20 кг;
— цемент М500 — 25 кг.
Состав вашего бетона уточняйте у местных мастеров!
Нижний бетон делаем с крупным щебнем, жидкой консистенции. Верхний бетон замешиваем с мелким щебнем и густой консистенции — чтобы камни стояли ровно, не перекашивались.
Арматурную сетку кладем на только что налитый нижний бетон. Подрезаем ее по формату укладываемой секции дороги.
Сразу заливаем верхний бетон поверх арматурной сетки и начинаем укладку дороги.
Важно класть камни на свежий бетон, чтобы он не высыхал. Чем дольше бетон простаивает без камней, тем больше пыли на нем оседает. А пыль, в свою очередь, создает зазоры между бетоном, сеткой и камнями — так прочность готовой дороги значительно снижается.
Часть 4. Выставляем каменные маяки.
В начале кладки дороги первым делом выставляются каменные маяки по двум ниткам, (расстояние между которыми 15-25 см) и перекрестной нитке — они должны перекрывать друг друга и быть на одной высоте. Угол между ними составляет 90 градусов.
Так лицевая сторона камней в кладке при проверке правилом и ниткой должна располагаться в одной плоскости (с учетом уклона дороги, если таковой есть).
При помощи маяков и правила выставляются контуры сектора дороги так, чтобы все стороны будущего «квадрата» составляли единую плоскость и камни не были завалены. Каменная кладка одного сектора дороги должна составлять единую плоскость с остальными секторами.
Часть 6. Укладка дороги
Укладка дороги из камня начинается после того, как выставили маяки-камни, то есть обозначили контур и верхнюю плоскость будущего сектора мостовой.
Основной инструмент для укладки дороги — это правИло. Оно позволяет избежать перекосов и сделать кладку ровной.
Камни кладем на бетон и на сырой бетон черновой стяжки. Нельзя класть на застывший бетон! Не будет монолитного соединения.
Состав нашего бетона для укладки камня на дорогу:
— 3 ведра по 18-20 л мелкого щебня, фракции 1-2 см;
— 3 ведра по 18-20 л отсева;
— 25 кг цемента марки М500;
— вода по консистенции.
Под камень кладем бетон горкой, ставим, “утапливая”, камень, пристукиваем сверху молотком. Затем проверяем правилом и поправляем камень так, чтобы все “животики” лежали в одной плоскости. При такой технике раствор заполняет пустоты и все неровности камня и обеспечивает максимальное прилегание поверхностей. Излишки бетона расходятся в разные стороны и заполняют пространство между камнями.
Высота нашей мостовой: черновая стяжка приблизительно 5 см, верхний бетон, на который ставится камень, около 10 см, высота камней 15-25 см.
Расстояние в кладке между камнями составляет 2-4 см. Швы потом зальем жидким раствором. Если между камнями остается большое пространство — вставляем мелкие камни. Эти вставочки должны иметь большую глубину и быть хорошо обработанными.
Размеры лицевой части камня в данной кладке не столь важны — главное, чтобы камни стремились к форме “кирпичика” и имели ровные стенки.
Лицо каждого камня будущей дороги тщательно обрабатываем, сбиваем углы и делаем обтекаемым.
При строительстве дороги важно заранее продумать вопрос стока воды. В случае отсутствия уклона, его надо создать искусственно. Наклон мостовой зависит от проекта, но грамотно реализовать его и учесть все тонкости местности может только мастер, который укладывает дорогу.
Например, в нашем случае мостовая с естественным уклоном — по холму. То есть, сток воды вроде бы обеспечен. Но, чтобы вода не стекала к дому, мы сделали еще один уклон мостовой — в сторону, противоположную местонахождению дома. Каждый погонный метр рекомендую делать уклон не менее 1 см.
Таким образом, во время сильных дождей, вода по нашей мостовой несется вниз, от дома, в дренажные отверстия прилегающей к ней стене. А также работает дренаж под дорогой.
Еще мостовые можно делать “коромыслом”: посередине самая высокая точка, а по обе стороны дороги дуга-уклон. Таким образом сток воды будет по обе стороны дороги.
При необходимости в каком-то месте изменить уклон дороги, делаем так: в месте перехода одного уклона в другой ставим маяк из камней. Затем с одной стороны от этого маяка ставим маяк под исходным уклоном, и с другой тоже ставим маяк — с тем уклоном, который надо в итоге получить. С помощью правИла по центральному маяку выполняем укладку сектора дороги, заполняя пустоты между маяками.
Для удобства работы периметр одного сектора закладываем маяками не полностью, а так, чтобы с одной стороны (где путь к бетономешалке) посередине в линии маяков был разрыв 1 метр — этого достаточно, чтобы свободно заходить внутрь сектора, завозить раствор и приносить камни. Когда кладка сектора подходит к концу, и мастер может дотянуться до кладки, стоя за пределами сектора, оставленный метр между маяками закладывается линией маяков. Затем, аккуратно наступая внутрь не вымощенной площади сектора, мастер заканчивает укладку. Последний камень ставится, когда мастер стоит за пределами сектора.
Дорогу укладываем кусками. Разбиваем всю площадь будущей дороги на сектора, примерно 5х5 м. Между секторами — строительные швы. Важно, чтобы бетон одного сектора дороги не слипался с бетоном другого сектора. Получается, что каждый сектор — это отдельно стоящая часть дороги, которая может самостоятельно маневрировать относительно изменений уровня почвы. Строительные швы минимизируют возможность появления трещин. Особенно это актуально в местах высокой сейсмической активности, как у нас, в Греции на острове Патмос.
Часть 7. Строительные швы
Строительные швы применяются во многих грамотных строительных проектах: в больших домах, длинных заборах, подпорных стенах, мостах и т.д.
Строительные швы при изменении ландшафта предотвращают появление трещин в сооружении.
Строительный шов делается так, чтобы две примыкающие друг к другу секции дороги не соединялись между собой. Получается, что общее у дороги — только дренаж и песчаная подушка, если она у вас есть.
Ширина строительного шва нашей дороги 2-3 см.
Размеры сторон сектора дороги определяются высотой бетона, который заливается под кладку камня — слой должен быть такой, чтобы этот бетон не переломился при долгосрочной эксплуатации дороги. То есть, если бетона залито полметра, то сектор дороги может быть длиной 10 метров. Если слой бетона примерно 10 сантиметров, как у нас, то сектор должен быть 4х5, 5х5 метров.
Чем заполнять строительные швы?
1. Между секциями дороги в строительные швы можно класть толь — сворачиваем ее пополам и ставим лицевой согнутой стороной вверх (толь в форме подковы). Это делает строительный шов более красивым и аккуратным.
2. В показанной вам дороге мы заполняли швы отсевом. Также их можно засыпать песком, декоративными камнями — что подскажет фантазия.
Главное: не заливать строительные швы раствором!
В обыденности на Патмосе строительные швы не считаются обязательными. Очень часто мастера пренебрегают и не делают их, и даже в архитектурных проектах они не предусмотрены. А зря.
При строительстве я самостоятельно внедряю строительные швы, где они необходимы. Потому что здесь, на Патмосе, зона сейсмической активности и ландшафтные изменения здесь в порядке вещей. Чтобы компенсировать эти изменения и сохранить долгий срок службы строений — работают наши строительные швы!
Строительные швы замедляют процесс работы, но обеспечивают долгосрочную сохранность каменной кладки. Поэтому “Каменный успех” настоятельно рекомендует делать их!
Часть 8. Заливка
При укладке камня на дорогу мы использовали густой бетон (об этом подробнее в предыдущих видео). Теперь расстояния между камнями в кладке заполняем жидким раствором, максимально до уровня высоты камней.
Итак, заливка дороги — это заполнение жидким раствором зазоров между камнями.
Жидкий раствор затекает во все щели между камнями, повторяя контур каждого камня, обволакивая его со всех сторон. Поскольку раствор вытесняет собой воздух из кладки, каждый камень “присасывается” к нижнему бетону и черновой стяжке. Таким образом, обеспечивается максимально устойчивое положение камня, монолит.
Состав нашего раствора для заливки дороги:
— 50 кг цемента М500;
— 8 ведер по 18-20 л сеяного отсева (песка);
— вода по консистенции.
Раствор готовим по определенной технологии, чтобы он стал однородным и эластичным:
1. Сначала перемешиваем ингредиенты с малым количеством воды. При этом все комки, находящиеся в растворе, хорошо растираются.
2. Когда густой раствор готов, доливаем в него воду и перемешиваем до жидкого состояния.
Замес такого раствора требует много времени. А мы ускоряемся, процеживая готовый раствор, текущий из бетономешалки, через сито.
Идеальная консистенция готового раствора — “жидкий мед”. То есть раствор должен свободно вытекать из лейки. Однако, если раствор слишком жидкий (ближе к консистенции воды), то при высыхании он сильно сжимается и оставляет большие зазоры, даже дыры, в кладке. Поэтому раствор должен быть умеренно жидкий, чтобы при высыхании он не проседал. Если раствор слишком густой, — в кладке образуются воздушные пробки, которые уменьшают прочность дороги.
При заливке раствор всегда должен быть свежим. Чтобы не застаивался, его необходимо постоянно помешивать.
Как быстрее высушить раствор?
— Летом или при сильном солнце раствор высыхает быстро, — зачищаем и заканчиваем дорогу.
— А что делать, если солнца нет, сыро или холодное время года?
а) Залить раствор в один день, а зачищать уже на следующий, — но это при условии, что у мастера есть много времени на работу. При этом необходимо учитывать, что, чем сильнее застынет раствор, тем тяжелее и медленнее его чистить.
б) Мы же предлагаем вам воспользоваться быстрым способом сушки “Каменного успеха”! Для этого нагреваем песок над огнем и горячим засыпаем свежезалитую дорогу. Здесь два преимущества: быстро сохнет, потому что горячий песок впитывает воду из жидкого раствора, и камни в кладке остаются чистыми.
в) Когда раствор хорошо подсохнет, замыть швы кладки мочалкой. В этом случае необходимо, чтобы раствор не оставлял разводы на камнях. Мойкой высокого давления мыть в тот же день не рекомендую, потому что мягкий раствор будет вымываться, а мелкий щебень останется. В итоге большая часть кладки может “поплыть”.
Часть 9. Расшивка и очистка
Расшивку дороги мы начинаем делать после того, как жидкий раствор, залитый между камнями, подсох до состояния еще не монолита, но уже и не вязкости.
Расшивка дороги, в основном, трех видов:
— углубленная, когда раствор зачищается ниже уровня камней (как мы сделали в этом видео);
— вровень с камнем, когда раствор с камнем образуют единую плоскость;
— внахлест, когда раствор находится выше уровня камней.
Иногда раствор в кладке сохнет плохо — обычно причиной тому является плохая погода, сырость, отсутствие солнца и тепла. В таких случаях мы нагреваем песок и закидываем им свежезалитую дорогу. Это позволяет осуществлять сушку намного быстрее: через 2-3 часа мы уже зачищаем швы между камнями. Причем,во время сушки песок периодически перемешиваем метлой, потому что на швах он становится влажным, а на камнях сухой. Когда раствор высыхает до нужной консистенции, сметаем песок с дороги и начинаем расшивку.
После расшивки даем раствору еще немного подсохнуть (но еще не до монолита) и начинаем мыть камни, чтобы лицевая сторона их была красивая, без раствора. Поскольку дорога у нас с уклоном, начинаем ее мыть с самой высокой точки, чтобы вода и грязь хорошо стекала, и вся мостовая оставалась чистой.
Подобным путем будет стекать и вода после дождя.
Качественно помыть дорогу можно несколькими способами:
— с помощью губки;
— при помощи мойки высокого давления.
В нашем случае, при углубленной расшивке, удобнее всего мыть мойкой высокого давления.
Источник