Камча своими руками казахская

Изготовление функционального хлыста для лошади

Украшения, сделанные из кожи или кожзаменителя, подходят как для мужчин, так и для женщин.

Казахская камча: как с помощью плети изгоняют злых духов и общаются без слов

Сложно представить казахского всадника без традиционной камчи. С помощью плети он и конем управляет, и в сражении защититься может. Однако со временем применение традиционного атрибута стало шире. Корреспондент «МИР 24» Тимур Сандыбаев – подробнее.

В шаманских ритуалах камча незаменима. С ее помощью отпугивают злых духов и джинов. Поверье гласит: нечистая сила боится не ударов плетью, а запаха лошадиного пота, которым пропитан кнут.

«Чем старее камча, тем она могущественнее. Мне моя досталась от учителя в 1991 году, тогда я получила благословение баксы. До этого он сам ей пользовался, даже не знаю, сколько лет. А вот этой я вас лечила, ее я купила 10 лет назад. Просто шла по базару и вдруг ее заметила», – рассказала баксы Катша Коныспаева.

Ритуал шаман проводит с закрытыми глазами. Общению с духами это не мешает, а вот пациентам приходится беречь голову.

Камча не только оберег от злых духов. Это средство управления конем, оружие. В народных играх с ее помощью демонстрировали статус.

Кыз Куу, или «Догони девушку» – народная казахская забава. Парень пытается догнать понравившуюся девушку и поцеловать ее. Но если у него не получилось, всадники разворачиваются, и преследователь убегает сам.

Во время Кыз Куу не один парень выходил за девушку. Это могли быть 10-15 человек, и если у нее хорошая лошадь, она могла их все отшить.

Нередко такие скачки становились для джигитов настоящим испытанием. Как правило, отцы давали дочерям самых быстрых скакунов, а камчу подлиней и пожестче. Поэтому поцелуй получали те, кому девушки давали поблажку во время гонки.

Существует несколько видов камчи: для игры кокпар, повседневного использования, сувенирная и боевая. У последней был металлический наконечник. В наше время она не встречается. Главное в изготовлении кнута – плетение. Встречаются косы из трех, четырех, шести и восьми полосок кожи. Как правило, рукояти выполняли из редких пород дерева, рогов и копыт животных.

«Здесь используется рог архара, горного козла. Это эксклюзивная работа наших мастеров. Будем надеяться, что будет висеть у кого-то дома в хорошем месте», –рассказал руководитель компании по производству конной амуниции Айдос Садыков.

По камче можно многое было узнать о человеке и его намерениях. Плеть, брошенная к ногам человека, вызов на поединок. Сложенная вдвое камча говорила о дружелюбном расположении. Кнут, который волокли по земле, означал только агрессию. Если гость подъезжал к юрте и оставлял камчу висеть в седле, это был знак хозяину дома, что путник скоро уедет.

Ударный груз в нагайке

Таким образом, классическая нагайка не имела ударного груза. Также нет упоминания о грузе и в известном Приказе №125, определяющем материалы, размеры и способ изготовления нагайки (плети) для «всех казачьих войскъ, кроме Кавказскихъ».

Плети использовались для наказания провинившихся, о чем упоминал в своей работе Дьяконов П. А.. При Петре I, в регулярной армии вплоть до отмены в ней телесных наказаний, плети, кнуты, розги, батоги, входили в «инструментарий» полковых профосов (военных полицейских и палачей), но в этот подробный список не включена нагайка, как одна из разновидностей.

Читайте также:  Мощная дымовуха своими руками

Также нагайки использовались для разгона бунтовщиков конной жандармерией, которую большевитская пропаганда намеренно «путала» с казаками.

Что касается эффективности использования «боевых» нагаек и плетей, то Дьяконов П. А. считает, что она невелика. Он не сумел отыскать исследования такого рода объектов в судебно-медицинской практике и предполагает, что повреждения, причиненные такими орудиями, сводятся к гематомам и разрывам кожного покрова, чего для оружия явно недостаточно.

Таким образом, по мнению Дьяконова П.А., отнесение так называемых «боевых» нагаек (плетей, бичей), а по существу обычных плеток и кнутов, к ударно-раздробляющему оружию не обосновано и приводит к искусственному расширению круга холодного оружия, что может иметь негативные последствия в экспертной практике. Эти объекты, хотя иногда и используются в преступных целях, не являются оружием, а относятся к средствам дозированного ударного воздействия со специфической сферой применения — в пастушестве и коневодстве, а также как принадлежность строевого казака. Следовательно, при криминалистической оценке группы гибко-суставчатых объектов, относимых к орудию ударно-раздробляющего действия, необходимо исключать устройства, никогда на вооружении не состоявших, не применявшихся в охотничьих целях и являющихся изделиями хозяйственно-бытового назначения.

Средство дозированного ударного воздействия

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что нагайки, в современном их виде без металлических грузов, могут использоваться казаками общественных организаций как атрибут принадлежности к казачьему народу, а при привлечении Государством таких организаций к охране общественного порядка или охране Государственной границы, в чрезвычайных ситуациях, как средство дозированного ударного воздействия.

Вместе с тем, по мнению Дьяконова П.А., заслуживает внимания предложение Плескачевского В.М. о включении в криминалистическую классификацию холодного оружия ударно-раздробляющего действия охотничьей камчи «ВОЛКОБОЯ», оснащенной на «боевом» конце металлическим грузом и являющейся, по сути, кистенем.

Упоминания в литературе

Он обосновывает свое предложение тем, что у некоторых народов существует традиционная форма конной охоты на лис и волков, когда загнанное и обессилевшее животное добивалось ударом плети. Такой способ охоты существовал у монголов, тюркских народов и казаков. Этот способ охоты упоминается и описывается как в эпической, так и в художественной литературе. «Охота эта калмыцкая и казачья, поэтому для нее нужны волк, степь и лошадь,— писал известный русский писатель Владимир Гиляровский. — Да еще особая нагайка, волчатник.

От обыкновенной казацкой нагайки она отличается тем, что она длиннее наполовину и втрое толще, хотя сплетена также из тонких сыромятных ремней, а иногда в нее вплетали кусок свинца. Только это совершенно лишнее — и без свинца удар такой нагайки страшен, а с коня, на скаку, она разбивает волчий череп, а то и хребет можно перешибить…».

Хорунжий А.Н. Тильченко

Список литературы.

  • Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. — М., 1995.
  • Вейс Г. История цивилизации. Т. 1 — 3. — М., 2000.
  • Военный энциклопедический словарь. — М. 1983.
  • Герберштейн С. Записки о московских делах. — СПб., 1908.
  • Дьяконов П. Экспертиза холодного оружия \\ Социалистическая законность. — 1982, № 9.
  • Дьяконов П.А., Пономарев В.В. Словарь основных терминов и определений экспертизы холодного оружия. — М., 1992.
  • Дьяконов П.А., Черные дыры в Российском Законодательстве. — «Оптим.ру», 2002, №3
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней. — Минск, 2000.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. Археология СССР. Свод археологических источников. — М. — Л., 1961.
  • Липец Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. — М., 1984.
  • Плескачевский В. М. Определение круга объектов криминалистической экспертизы холодного оружия \\ Новые разработки, технические приемы и средства судебной экспертизы. — М., 1988.
  • Плескачевский В. М. Экспертиза холодного оружия и некоторые процессуальные вопросы, связанные с ней \\ Вопросы судебной экспертизы. — Сб. научных трудов № 3. — Баку, 1966.
  • Подшибякин А.С. Холодное оружие: Уголовно-правовое и криминалистическое исследование. — Саратов, 1980.
  • Подшибякин А. С. Холодное оружие: криминалистическое учение. — М., 1997.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1977. — Т.4.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т.5.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т.6.
  • Тихонов Е. Н. Уголовно-правовая и криминалистическая оценка холодного оружия. — Томск, 1976.
  • Тихонов Е. Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. — Барнаул, 1983.
  • Тихонов Е.Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. — Барнаул, 1987.
  • Тихонов Е. Н., Любарский М. Г., Спицкая Л. В., Хазиев Ш. Н., Якушевская И. И. Словарь специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия. — М.,1993.
  • Устинов А. И., Филиппов В. В. Криминалистическое исследование некоторых видов холодного оружия народов Востока. — М., 1984.
  • Холодное оружие и бытовые ножи / Под общ. ред. А.И. Устинова. — М., 1978.
  • Энциклопедический словарь. — М., 1955.
  • Яблоков Н. П. К вопросу об экспертизе холодного оружия \\ Теория и практика криминалистической экспертизы. — Вып. 2. — М., 1956.
  • Якушевская И. И. Об исследовании некоторых необычных образцов холодного оружия \\ Экспертная техника. — Вып. 114. — М., 1990.
Читайте также:  Приборы для самообороны своими руками

Донская нагайка («Карбыч»)

Отличительной особенностью является то, что плеть соединяется с рукояткой с помощью металлических колец или петли. Длина рукоятки должна равняться расстоянию от локтя до середины ладони (примерно 30 – 40 см). Плеть и рукоятка соотносятся друг с другом 2:1.5. Общая длина нагайки составляет 40 – 50 см. Донская нагайка состоит из рукоятки и плети, каждая из них включает несколько элементов.

  • 1. Хват – место, покрытое оплеткой из кожи, за которое ладонь удерживает рукоять.
  • 2. Шалыга — металлическая или кожаная обойма, надетая на окончание рукояти, служит для нанесения ударов обратной стороной нагайки. Иногда обойма служила концом рукоятки небольшого лезвия (ножа), которое вкладывалось в рукоять, как в своеобразный чехол.
  • 3. Обоймица — часть, крепящая темляк, могла дополнительно крепить завод, дополнительную маленькую петлю для продевания плети).
  • 4. Темляк – петля для кисти, которая позволяла крепко удерживать нагайку;
  • 5. Завод – петелька для плети (не является обязательным элементом нагайки);
  • 6. Укреп (крепление) для прочного соединения рукоятки и плети. Представляет собой тонкую ленту из кожи, оплетающую конец ручки.
  • 7. Зацеп – кольцо для соединения рукояти и плети;
  • 8. Долонь – кожаный лоскут.

Плеть:

  • 9. Махра — густая бахрома из тонких кожаных ремешков, декоративный элемент, имитация конского хвоста.
  • 10. Сарвень – оплетка ударной части, кожаные ремни, сплетенные вокруг витеня (центрального основного шнура).
  • 11. Шлепок — окончание плети, своеобразный мешочек, куда мог закладываться груз (эффект боевого кистеня).

Источник

Казахская камча: как с помощью плети изгоняют злых духов и общаются без слов

Сложно представить казахского всадника без традиционной камчи. С помощью плети он и конем управляет, и в сражении защититься может. Однако со временем применение традиционного атрибута стало шире. Корреспондент «МИР 24» Тимур Сандыбаев – подробнее.

В шаманских ритуалах камча незаменима. С ее помощью отпугивают злых духов и джинов. Поверье гласит: нечистая сила боится не ударов плетью, а запаха лошадиного пота, которым пропитан кнут.

«Чем старее камча, тем она могущественнее. Мне моя досталась от учителя в 1991 году, тогда я получила благословение баксы. До этого он сам ей пользовался, даже не знаю, сколько лет. А вот этой я вас лечила, ее я купила 10 лет назад. Просто шла по базару и вдруг ее заметила», – рассказала баксы Катша Коныспаева.

Ритуал шаман проводит с закрытыми глазами. Общению с духами это не мешает, а вот пациентам приходится беречь голову.

Камча не только оберег от злых духов. Это средство управления конем, оружие. В народных играх с ее помощью демонстрировали статус.

Читайте также:  Математические карточки своими руками

Кыз Куу, или «Догони девушку» – народная казахская забава. Парень пытается догнать понравившуюся девушку и поцеловать ее. Но если у него не получилось, всадники разворачиваются, и преследователь убегает сам.

Во время Кыз Куу не один парень выходил за девушку. Это могли быть 10-15 человек, и если у нее хорошая лошадь, она могла их все отшить.

Нередко такие скачки становились для джигитов настоящим испытанием. Как правило, отцы давали дочерям самых быстрых скакунов, а камчу подлиней и пожестче. Поэтому поцелуй получали те, кому девушки давали поблажку во время гонки.

Существует несколько видов камчи: для игры кокпар, повседневного использования, сувенирная и боевая. У последней был металлический наконечник. В наше время она не встречается. Главное в изготовлении кнута – плетение. Встречаются косы из трех, четырех, шести и восьми полосок кожи. Как правило, рукояти выполняли из редких пород дерева, рогов и копыт животных.

«Здесь используется рог архара, горного козла. Это эксклюзивная работа наших мастеров. Будем надеяться, что будет висеть у кого-то дома в хорошем месте», –рассказал руководитель компании по производству конной амуниции Айдос Садыков.

По камче можно многое было узнать о человеке и его намерениях. Плеть, брошенная к ногам человека, вызов на поединок. Сложенная вдвое камча говорила о дружелюбном расположении. Кнут, который волокли по земле, означал только агрессию. Если гость подъезжал к юрте и оставлял камчу висеть в седле, это был знак хозяину дома, что путник скоро уедет.

Источник

Тайные значения, оберег, власть — чего вы не знали о камче

Колумнист Шаакан Токтогул порассуждала об известных и не известных нам «свойствах» кыргызской плети

Кыргызы издревле говорили о ней: «Незаметна в руках, зато в бою незаменима». Так отмечали важную роль камчи в повседневной жизни и поединках.

Что такое камча?

Значение камчи

Камча являлась символом власти и передавалась по наследству от отца к сыну. Плеть предводителя, помимо прочего, символизировала его ответственность перед народом.

По некоторым историческим сведениям, Алымбек датка, вступая в должность в Кокандском ханстве, отдал свою камчу жене Курманджан — так он показал, что передает ей власть над Алаем. А отец Байтика — Канай — завещал плеть Жангарачу. Тот, являясь бием племени солто, приехал во владения Байтика и вручил ему камчу, сказав, что он сам должен править своим народом.

Тайное значение

Камча в руках человека характеризовала его определенным образом, и хозяин юрты заранее знал, как к нему относиться. Если гость вешал плеть на седло коня, это сигнализировало о том, что он спешит и скоро уедет, а если на кереге (в юрте) — что может задержаться. Если человек складывал камчу вдвое, хозяева понимали, что он пришел с какой-то вестью. А если плеть волочилась по земле, это означало враждебное отношение.

«Энергетическое» значение

Кыргызы считали, что вещи мужчины обладают защитными свойствами от нечисти. Даже если камча просто висела на кереге, люди верили, что она отгоняет злых духов. Существовало даже поверье, что, если глава семьи легонько постегает плетью жену и детей, это спасет их от «сглаза» и других несчастий. Считалось, что камча обладает целебными свойствами — в древности знахари стегали ею больных.

Пожелания, связанные с камчой

Пословицы и поговорки о камче

Храброго джигита в народе называли крепким, как рукоятка камчи. Другая поговорка гласила: «У кого камча крепкая, у того жена совестливая». По тому, как вели себя жена и дети мужчины, судили о нем самом — таким образом, он нес ответственность за их поступки. Если поведение женщины не соответствовало принятым нормам, говорили, что у мужа «камча слабая».

Мужские качества

Камча, повторимся, символизировала справедливую власть и военную доблесть — качества, присущие настоящим джигитам.

Источник

Оцените статью
Своими руками