Калина универсал сабвуфер своими руками

Сабвуфер в крыло универсала «Калина-2»

В обзоре приводятся выкройки деталей, предназначенных для сборки сабвуфера и его последующей установки в универсал «Лада Калина». Корпус саба, о котором идёт речь, легко разместить в багажнике вплотную к левому крылу. Для изготовления корпуса используется ДСП толщиной 17 мм.

Отметим один важный момент: чтобы изготовить верхнюю и нижнюю стенки саба, понадобится электрический лобзик. Других особенностей рассматриваемая конструкция не имеет.

Немного теории

После приобретения нового динамика необходимо измерить его параметры. Исходя из полученных значений, рассчитывают объём корпуса, в который динамик будет помещён. Тип корпуса может быть одним из следующих:

  1. Фазоинвертор;
  2. Закрытый ящик;
  3. Корпус с пассивным акустическим радиатором;
  4. И так далее.

Наличие ящиков с отверстиями (фазоинвертор и т.п.) может приводить к нежелательным последствиям. Как минимум, внутри будет собираться пыль. Для авто лучше подходит корпус с акустическим радиатором либо вообще «закрытый ящик».

Различные типы акустического оформления

Согласно чертежам, приведённым ниже, можно изготовить саб класса «закрытый ящик», внутренний объём которого равен 30 л. Приступаем к изготовлению.

Выкройки стенок корпуса

Сама рассматриваемая конструкция состоит из десяти деталей, которые можно выпилить из листа ДСП. Кромки некоторых деталей (5–8) не должны быть перпендикулярны к поверхности листа. Впрочем, отсутствие наклонных кромок можно скомпенсировать герметиком. Приводим чертежи в упрощённом виде:

После сборки корпус выглядит, как монолитный блок:

Корпус сабвуфера в сборе

Каждую деталь сначала изготовляют из гофрокартона, чтобы произвести «примерку».

Пытаться собрать корпус можно после того, как вы убедитесь, что каждая из деталей займёт своё место в конструкции. При необходимости неправильно изготовленный элемент заменяют.

Советы по сборке корпусов из ДСП

Казалось бы, чего проще – взять и соединить несколько листовых панелей, чтобы получился единый узел. Друг к другу детали крепятся саморезами. Однако, ещё до сборки рекомендуется промазать кромки панелей герметиком. Затем, все детали соединяют и дожидаются высыхания скрепляющего материала.

Саморезы можно будет вкрутить, когда вы убедитесь в том, что геометрия конструкции не нарушена.

В детали «3» при помощи «балеринки» проделывается отверстие для динамика. Корпус можно обтянуть карпетом, а внутри необходимо добавить звукоизоляцию. Результат всех стараний выглядит так:

Саб в багажнике универсала Калина-2

Как только отверстие для динамика появится на корпусе, все швы изнутри промазывают герметиком. Чтобы материал не попал на кожу рук, используют пластиковые перчатки.

Источник

Сабвуфер в крыло универсала «Калина-2»

В обзоре приводятся выкройки деталей, предназначенных для сборки сабвуфера и его последующей установки в универсал «Лада Калина». Корпус саба, о котором идёт речь, легко разместить в багажнике вплотную к левому крылу. Для изготовления корпуса используется ДСП толщиной 17 мм.

Отметим один важный момент: чтобы изготовить верхнюю и нижнюю стенки саба, понадобится электрический лобзик. Других особенностей рассматриваемая конструкция не имеет.

Немного теории

После приобретения нового динамика необходимо измерить его параметры. Исходя из полученных значений, рассчитывают объём корпуса, в который динамик будет помещён. Тип корпуса может быть одним из следующих:

  1. Фазоинвертор;
  2. Закрытый ящик;
  3. Корпус с пассивным акустическим радиатором;
  4. И так далее.

Наличие ящиков с отверстиями (фазоинвертор и т.п.) может приводить к нежелательным последствиям. Как минимум, внутри будет собираться пыль. Для авто лучше подходит корпус с акустическим радиатором либо вообще «закрытый ящик».

Согласно чертежам, приведённым ниже, можно изготовить саб класса «закрытый ящик», внутренний объём которого равен 30 л. Приступаем к изготовлению.

Лада Калина Хэтчбек Рислинг › Бортжурнал › Установка усилителя и сабвуфера

От предыдущей машины у меня осталось два четырехканальных усилителя и сабвуфер. Всё совсем новое, так что решил не оставлять новому хозяину. И вот наконец-то решил поставить всё это в калину. Штатные динамики, как оказалось, не такие уж плохие, по сравнению, что ставили на первые калины. Пока бюджет не позволяет купить нормальную акустику, решил попробовать подключить усилитель к штатным. Т.к. как колонки маломощные (читал где-то, что около 35 ватт) решил установить один четырехканальный усилитель, два канала мостом на саб, фронт, на третий, зад на четвертый канал. И так, приехал я в гараж и инсталляция началась.
Для питания и массы я выбрал сварочный провод, полностью медный, толстенный.

Для начала нужно было найти место входа провода в салон, такой вход нашелся быстро, и был закрыт резиновой заглушкой.

Чтобы определить откуда вылезет провод, я вставил отвертку, чтобы проткнуть шумоизоляцию внутри салона. Отвертка вылезла над педалью газа.

Далее я сделал прорезь в заглушке, и одел на провод, отмерил сколько нужно провода, и вставил заглушку на место.

Следующим шагом было прокладка провода вдоль водительской стороны. Ну тут ничего сложного.

Далее я перешел на другую строну, чтобы проложить акустические и межблочные кабели. Снял магнитолу, и просунул все нужные коммуникации. Мне не хотелось резать штатную проводку, и я просто купил штырьки, одел на провода, и вставил их в разъем колонок. Когда будут хорошие колонки, тогда и провода будут протянуты от них, а пока и так норм. Зато ни одного провода не пострадало))

Читайте также:  Как украсит кеды своими руками

READ Как установить время на брелке alligator

Все провода протянуты в багажник.

Чтобы провода не висели под бардачком, я их стянул черными стяжками

В разрез провода питания поставил предохранитель, долго не мог найти место для него. В итоге прикрепил к держателю аккумулятора. Массу взял с крепления задней спинки сидения.

Далее собрал весь салон, самый геморрой был с облицовкой ремня безопасности. Больше всего мучился с ними. В багажнике все провода подключил к усилителю. Я очень не люблю висящие и торчащие провода, и попытался максимально спрятать их. В итоге всё получилось аккуратно.

В итоге звук мне понравился, запас мощности у штатных колонок оказался довольно большой. Отключил у них низкие частоты на усилителе, чтоб не напрягались))

Выкройки стенок корпуса

Сама рассматриваемая конструкция состоит из десяти деталей, которые можно выпилить из листа ДСП. Кромки некоторых деталей (5–8) не должны быть перпендикулярны к поверхности листа. Впрочем, отсутствие наклонных кромок можно скомпенсировать герметиком. Приводим чертежи в упрощённом виде:

После сборки корпус выглядит, как монолитный блок:


Корпус сабвуфера в сборе

Каждую деталь сначала изготовляют из гофрокартона, чтобы произвести «примерку».

Пытаться собрать корпус можно после того, как вы убедитесь, что каждая из деталей займёт своё место в конструкции. При необходимости неправильно изготовленный элемент заменяют.

Теоретическая справка

Давайте рассмотрим, какие виды акустики вообще применяются в автомобиле. Популярностью пользуются четыре типа системы – так называемый бесконечный акустический экран, акустика закрытого типа, акустика полосового типа и корпус с фазоинвертором. Сразу хотелось бы отметить, что использование сложной акустики для низкочастотной головки дает возможность устанавливать усилители меньшей мощности. При этом громкость и качество звучания остается на прежнем уровне. Учитывая, что стоимость усилителя во многом зависит от его мощности, то данный аспект очень важен.

При покупке сабвуфера необходимо поинтересоваться, сколько обмоток звуковых катушек есть в устройстве. Сегодня в продаже находятся «низкочастотники» с 1, 2 или 4 обмотками. В принципе, увеличение числа обмоток – это некоторая хитрость производителей, которые дают возможность покупателям использовать вместо одного мощного усилителя несколько устройств меньшей мощности.

Большой популярностью пользуются так называемые активные корпусные сабвуферы, которые продаются в связке с усилителем. В этом случае задача автолюбителя упрощается, ведь время на выбор устройств существенно сокращается. Да и качество звука остается всегда на высоте. Преимущество активных сабвуферов – простота и высокая скорость настройки. Кроме этого, их легко монтировать, и они оборудованы всеми необходимыми входами. Но есть недостаток – нет входов от встроенного усилителя. Это значит, что если он сгорит в процессе эксплуатации, то сам динамик использовать уже не получится.

Советы по сборке корпусов из ДСП

Казалось бы, чего проще – взять и соединить несколько листовых панелей, чтобы получился единый узел. Друг к другу детали крепятся саморезами. Однако, ещё до сборки рекомендуется промазать кромки панелей герметиком. Затем, все детали соединяют и дожидаются высыхания скрепляющего материала.

Саморезы можно будет вкрутить, когда вы убедитесь в том, что геометрия конструкции не нарушена.

В детали «3» при помощи «балеринки» проделывается отверстие для динамика. Корпус можно обтянуть карпетом, а внутри необходимо добавить звукоизоляцию. Результат всех стараний выглядит так:

Как только отверстие для динамика появится на корпусе, все швы изнутри промазывают герметиком. Чтобы материал не попал на кожу рук, используют пластиковые перчатки.

5-ступенчатая мкпп ВАЗ 1118 либо коробка Лада Калина производилась с 2004 по 2013 год и устанавливалась только одноименную модель АвтоВАЗа в кузовах седан, хэтчбек и универсал. Данная трансмиссия с управлением жесткой тягой рассчитана на крутящий момент до 145 нм.

Аудиосистема в Lada Kalina

Александром меня зовут только в реальной жизни. А в настоящей я — Alexx, модератор нескольких авто- и звукофорумов в Инете. Живу в Одессе, работаю в соседнем городе в стивидорной компании.

Александр ЛИТВИНОВ, Одесса

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Clarion DRZ 9255
  • Усилитель: Helix P400, A2, A1
  • Акустика: DLS IR 6, Brax Matrix 6.1, 2.1, 1.1
  • Сабвуфер: Genesis Audiophile 25.01

Не знаете, кто такие стивидоры? Тогда, наверное, трудно будет про стимпанк объяснять. Но я попробую, когда настанет время. А пока — по порядку. В конце весны прошлого года, когда шла к завершению работа над прошлой машиной по имени «Таврия» и было практически всё готово, возник вопрос: а не пора ли сменить авто?

Сказано — сделано. «Опель Корса» отлично подходил на роль машины на каждый день и рисовал интересные перспективы по инсталлу. Однако взвесил все «за» и «против», с учетом ежедневного пробега за 100 км по плохой дороге», и решил взять что-то попроще и поремонтодешевле. После долгих поездок по салонам подумал-таки присмотреться к неведомому чуду, что зовётся «Калина».

Читайте также:  Корзинка осени своими руками

Присмотрелось настолько, что, как только в Одессу приехали первые три машинки с кондиционером, мне перезвонили и предложили выбрать понравившуюся сразу после съезда с автовоза. А как им было не перезвонить и не предложить, если я их уже три месяца истязал, когда да когда…

Никогда не говорите, что у вас чего-то никогда не будет! Я вот говорил, что никогда не куплю зеленую машину. Итог предсказуем: куплена «Калина-седан» ВАЗ-11184 с весёлым названием краски «Колумбийская зелень». Если колумбийская, то можно, решил я…

Теперь, собственно, об инсталле. Поначалу ничто не предвещало беды. Планировалась просто качественная музыка для себя в виде стоковой инсталляции. 2-полосный фронт и саб. Благо всё необходимое для этого было снято с предыдущей машинки: «Пионер 88», фронт «ДЛС Иридиум 6», усилители «Хеликс Р400» и А2, саб «Хеликс W12» (весёлая была «Таврия», правда?).

В этот, можно сказать исторический, момент Интернет познакомил меня с будущим соавтором и соисполнителем проекта — Виталием Солдатенковым. Владелец и управляющий небольшой студии автозвука, имеющий за плечами несколько соревновательных проектов, любезно предоставил студию для экспериментов и сам в них с удовольствием участвовал.

Детальный осмотр машины показал: легко не будет (как будто кто-то ждал, что будет). Заводом предусмотрена только аудиоподготовка — проводка в передние двери и к задней полке сечением 0,5 «квадрата», что, несомненно, должно способствовать качественному звучанию. Остроумные конструкторы явно не увлекались автозвуком, но, видимо, шутить любили — иначе не объяснить диаметр отверстий в штатных местах для динамиков 12 см в передних дверях и 18 см — в задней полке. Дверные карты, на которые, по замыслу конструкторов, надо крепить динамики, доворачивают мидбас в сторону торпедо, зато предоставляют маневр для творчества в виде возможности монтажа сеток из «родного» комплекта купленных динамиков. А применение полипропилена в отделке салона, который ничего, кроме нецензурных слов при работе с ним, не вызывает, подняло градус оптимизма на небывалую высоту.

Решено было начать с дверей. Немного ножниц по металлу, и 16-сантиметровый мидбас через проставочные кольца отлично становится. Предварительно двери были заклеены STP M2, а технологические окна зашиты отформованным и виброизолированным ПВХ. Так убиваются сразу два технологических зайца: двери обретают жёсткость, не теряя ремонтопригодности.

Далее по стандартной технологии — стойки, про это можно даже не говорить. Спустя некоторое время как-то сама по себе началась эволюция системы. Фронт стал 3-полосным (добавилась середина — Morel 88), появились подиумы на торпедо с доворотом «на соседа», голова поменялась на Clarion 9255, возник сабовый усилитель «Хеликс А1». Из-за ограничений, вносимых шириной задней полки, саб сменился не меньший — 10-дюймовый Genesis Audiophile 25.01, снятый с производства наиболее удачный клон знаменитого Peerless XXL 10.

Появление «головы» 9255 добавило сложностей. Лицевая панель-то не съемная, а «пионеры» не дремлют. Было перебрано несколько вариантов маскировки, остановились на шторке. «Доноров» не нашли, точнее — не нашли подходящих. Нельзя сказать, что в процессе разработки не пострадало ни одно животное, ещё как пострадало, было разобрано немало предметов бытовой техники, но ничего не пригодилось. В итоге привод оказался построен на стандартных микромоторах фирмы Denso и нескольких деталях, изготовленных вручную. Управляется шторка с пульта дополнительной сигналки.

Кстати, о пультах. «Родной» нарульный пульт вызывал тоску — как удобством, так и внешним видом. Тогда у знакомого (до этого — даже приятеля) экспроприировали новый пульт «Алпайн», который, к ужасу первого хозяина, был тут же распотрошен на предмет кнопок. Остальное пришлось ваять «по месту» — корпус, плату, интерфейс. Итог — нарульный пульт, настолько «заводской» по виду, что некоторые мастера на фирменной СТО ведутся и пробуют заказать себе на заводе такой же…

Близилась весна, а с ней, как водится, соревновательный сезон. А решение по дизайну багажника так и не родилось. Остановились на хай-тек дизайне. Но так как энтузиазма по этому поводу не было, время шло, а работа почти стояла. Без азарта в таком деле — никак. В одно субботнее утро в студии совершенно случайно прозвучали слова зашедшего на кофе админа Одесского стритрейсинг клуба: «А вы знаете, что такое стимпанк?» Ну откуда нам было знать… Однако «Гугл», как всегда, рулит, и через 3 минуты мы точно знали, в каком стиле будет сделана машина.

Пару слов о стимпанке, обещал же. Википедия дает лаконичное, но ничего не объясняющее определение: «Стимпанк (англ. steampunk) — направление научной фантастики, производное от киберпанка, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика». Скукотища это, а не определение…

Лучше по-другому. Вспомните, что с раннего детства всех мальчиков-юношей-мужчин увлекает (ну, может, не всех, но большинство)? Всякие винтики, болтики, шестерёночки, дивайсы, непонятные дивайсы и аццкие дивайсы. Категорически невозможно пройти мимо. Почти как для противоположного пола разные прозрачные камушки и всякие драгметаллы. Сколько в детстве было разобрано будильников, швейных машинок и т.д. с целью понять принцип работы и сделать что-то эдакое? Навеянное, к примеру, романами Жюля Верна? Как правило, мало у кого получалось. Но мальчики выросли, и у некоторых начало получаться…

Читайте также:  Линейка закладка своими руками

Багажник начался с сабвуфера. Категорически не хотелось слушать бас «от соседей» — саб в закрытом багажнике седана, возможно, годится для издавания стуков крышки багажника, но точно не для качественного воспроизведения нижнего баса в салоне. Имеющийся саб заранее отвечал на вопрос «сколько и как». Как — ЗЯ, сколько — 24 л. Теперь дело за малым: сделать матрицу, выклеить переднюю часть корпуса, выклеить заднюю стенку «стелса», предусмотреть полочку для огнетушителя, нарастить переднюю стенку, отшпатлевать под покраску и поставить на место. Кстати, о «месте» — заднюю полку пришлось тоже доработать — правильно, что ножницы по металлу далеко не убирали. В общем-то, пара пустяков — сделать «станок для круговой резки пенопласта», купить и выбросить 40 кг гипса; «выработать» 13 л полиэфирки и 4 кг шпатлевки. А ещё — месяц загубленных вечеров и выходных, и вуаля — всё готово.

Головное устройство в «бороде». Низковато, зато в глаза не бросается

«Всё» в данном случае — это корпус-«стелс», как бы «стреляющий из-за угла». Часть объёма, как положено «стелсу», находится внутри крыла, а со стороны багажника корпус образует цилиндрический (ступенчато-цилиндрический) выступ, на верхнем торце которого установлен динамик, играющий в салон через отверстие в задней полке (про ножницы по металлу помните?).

Как раз в этот прекрасный момент наконец удалось послушать твитеры Brax Matrix 1.1. Итогом прослушки стала покупка и твитов, и одноимённой середины Matrix 2.1. Причины выбора, полагаю, объяснять не нужно. Просто очень понравилось. Учитывая особенности монтажа этих головок (на стальной корпус динамика навинчивается кольцо-гайка), стойки и подиумы под середину пришлось изготавливать заново.

Хоронить «родные» монтажные кольца в подиумах не хотелось, поэтому были изготовлены дубликаты, оказавшиеся 1:1 как немецкие, они-то уже и вклеены в подиумы намертво.

Далее необходимо было облагородить правую сторону багажника: ещё 3 кг полиэфирки, и скорлупа-основа готова. Тут вспомнилось, что на полке давно пылятся два однофарадных конденсатора Oris. В хай-тек, они, безусловно, вписались бы. Но не в стимпанк. «Родные» индикаторы конденсаторов ушли в небытие, а понимать, что все-таки происходит с питанием, хотелось, поэтому были изготовлены вполне стимпанковские вольтметры. Корпус саба, облицовки багажника, огнетушитель уехали в студию аэрографии Iris. Какими они вышли оттуда — видно на фото.

Даже когда близко — не бросается

Время шло, близился одесский этап ЕММА, а мы категорически не успевали. Держала проводка, к которой у EMMA традиционно трепетное отношение. Из запасов были извлечены раритетные аккумуляторные копрессионные клеммы PureSonic и… положены обратно в коробку. Мы же не ищем легких путей! Эта фраза вообще все время витала в воздухе при работе над машиной. Медная шина сечением 60 кв. мм при помощи полиэфирной смолы и правильных рук превратилась в отличный держатель главного предохранителя системы. Ну некуда было красиво «прилепить» колбу Stinger. Явно его не для «Калин» делали…

Проводка была уложена в электрический пластиковый короб, закрепленный к монтажным площадкам болтовыми соединениями, которые, в свою очередь, приклеены клеем «Лактайл» — проверенное усилие на отрыв — 20 кг (клей применяется в аэрокосмической отрасли, значит — подойдет и для нашей).

Силовая проводка — Sound Bridge 0AWG, остальные участки (в багажнике) — DLS 4AWG. Акустические провода — «косички» E.O.S. и DLS. Межблочные провода — E.O.S. Clarity 5000. В местах, где прокладка пластикового короба невозможна, проводка уложена в «змею» и надлежащим образом заделана.

Механизм, при помощи которого движется волшебная шторка

После окончательной прослушки уже настроенной системы стало ясно, что мидбас не вписывается в общее звучание системы — слишком мягкое звучание. Замена нашлась относительно быстро. Хотя и не близко. На другом конце Украины нашлась измеренная пара мидбасов Brax Matrix 6.1, с вполне дверными параметрами. Поставили. Послушали. Пришли к выводу — изменений в ближайшее время на фронте не будет.

На сегодняшний день проделана только половина работы, причем, как нам кажется, меньшая. К следующему сезону должно появиться множество мелких и не очень деталей интерьера и экстерьера, дополняющих общий стиль инсталла, дорасти мультимедиа и кое-что ещё. Одно из новых требований — возможность перевезти в багажнике два мешка картошки. Будем создавать новый стиль — «картофельпанк»…

монтаж компонентов в багажнике

дверная акустика

изготовление саба

Только по команде с пульта шторка убирается, открывая несъёмное личико 9255

Прежний вариант узла СЧ/ВЧ на головках DLS

«Дубликаты» крепёжных гаек излучателей Brax Matrix с припаянными фиксирующими кронштейнами

Гайки-дублёры замурованы в пластик подиумов

Новая конфигурация СЧ/ВЧ-ассамблеи

Делаем новое: формовка детали корпуса рулевого пульта

Обрезка по контуру, пока по-прежнему делаем новое

Теперь ломаем старое, это был пульт Alpine

Что имеем в итоге? «Заводской» пульт гаражной работы

Проводка в пластиковых каналах, намертво закреплённых на кузове

Намертво, не сомневайтесь, научный прибор подтвердил

Арматуры главного предохранителя капитан Немо тоже не постыдился бы…

Источник

Оцените статью
Своими руками