Как установить манипулятор своими руками

Содержание
  1. Полезные статьи о КМУ: Технология и этапы правильного монтажа КМУ
  2. Этапы монтажа КМУ
  3. ЭТАП 1. ВЫБОР МАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ
  4. ЭТАП 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДРАМНИКА
  5. ЭТАП 3. КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ
  6. ЭТАП 4. УСТАНОВКА НАСОСОВ ГИДРОСИСТЕМЫ
  7. ЭТАП 5. МОНТАЖ МАНИПУЛЯТОРА И ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМЫ
  8. ЭТАП 6. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
  9. АВТОМОБИЛЬ С КМУ ГОТОВ К РАБОТЕ
  10. Установка КМУ: варианты, особенности монтажа
  11. Как установить КМУ на грузовик?
  12. Подготовка к переоборудованию
  13. Этапы монтажа кран-манипуляторной установки
  14. Демонтаж грузовой платформы
  15. Установка насоса и КОМ (коробки отбора мощности)
  16. Подготовка рамы
  17. Предварительная установка
  18. Монтаж подрамника
  19. Усиление и удлинение рамы
  20. Укорачивание кузова
  21. Монтаж стрелы
  22. Установка КМУ
  23. Документальное оформление
  24. Варианты установки кран-манипуляторного оборудования на различные виды транспорта
  25. На грузовой транспорт
  26. На сельхозтехнике
  27. На вездеходах
  28. На ж/д транспорте
  29. На водном транспорте
  30. Заключение

Полезные статьи о КМУ:
Технология и этапы правильного монтажа КМУ

В этой статье будут рассмотрены все этапы, которые необходимо пройти для качественного и правильного монтажа КМУ начиная с подбора и заканчивая оформлением

Этапы монтажа КМУ

Установка КМУ (крано-манипуляторной установки) на грузовой автомобиль существенно расширяет его возможности. Кроме грузовых перевозок, автомобиль с манипулятором может самостоятельно выполнять погрузо-разгрузочные операции, подавать грузы на этажи, выполнять различные монтажные работы.

Однако установка манипулятора на шасси грузовика имеет и свои недостатки. У автомобиля с КМУ снижается грузоподъемность и полезная площадь грузовой платформы.

В этой статье мы рассмотрим все этапы грамотного монтажа с самого начала (подбора КМУ) и до конца (оформления техники в ГИБДД).

ЭТАП 1. ВЫБОР МАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ

В настоящее время на рынке можно найти множество различных КМУ, различающихся грузовым моментом, максимальной грузоподъемностью, длиной стрелы и другими возможностями. При выборе манипулятора обязательно учитывается грузоподъемность базового автомобиля и другие его характеристики.

Грузовые автомобили средней (3-5 т) и малой (1-2 т) грузоподъемности оснащаются манипуляторными установками малых размеров с максимальной грузоподъемностью 1-3 т. Они отличаются высокой маневренностью и гибкостью, которая позволяет им выполнять работы в стесненных и ограниченных условиях, недоступных для больших КМУ.

Тяжелые грузовики оснащаются манипуляторными установками с грузоподъемностью до 25 тонн и вылетом стрелы 20 метров и более. Такая техника способна подавать грузы на нижние этажи зданий прямо с грузовика, минуя этап их промежуточного складирования.

ЭТАП 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДРАМНИКА

Процесс монтажа начинается с разборки грузовика. Необходимо демонтировать грузовую платформу (в случае с бортовым грузовиком), бензобак, аккумуляторные батареи, воздушные ресиверы, задние крылья, инструментальные ящики.

Если КМУ не имеет откидных лап, то впоследствии баки, АКБ, ресиверы и ящики придется переносить на новые места. КМУ европейских производителей, как правило, имеют откидные лапы и не требуют переноса многих элементов.

Если задние крылья крепятся непосредственно к бортовой платформе, а сама она после установки КМУ будет смещена, перенос задних крыльев будет также необходим.

После разборки изготавливается подрамник. Это необходимо по следующим причинам:

Во-первых, производители грузовых автомобилей запрещают установку специализированного оборудования непосредственно на раму.

Во-вторых, подрамник выполняет функции усилительного элемента для рамы, которой придется выдерживать дополнительные нагрузки.

В-третьих, подрамник будет служить своеобразным буфером между краном и рамой грузовика, смягчая удары и пиковые нагрузки, передающиеся от крана к грузовику при погрузо-разгрузочных работах и от грузовика к крану во время движения.

Подрамник должен представлять собой стальную конструкцию, по ширине превышающую раму не менее чем на 1 м. В настоящее время подрамники изготавливаются в двух вариантах:

Первый — короткий подрамник под основание манипулятора;

Второй — длинный, под основание КМУ и бортовой платформы.

При установке подрамника необходимо также предусмотреть боковые листы, которые усилят крепление подрамника, специальные распорки на раму базового авто.

Монтаж КМУ осуществляется на смонтированный подрамник и закрепляется специальными шпильками и болтами с учетом соблюдения технологических зазоров между установкой и кабиной, между кабиной и кузовом, а также с учетом общей высоты конструкции, которая не должна превышать требования ПДД. При этом рекомендуется выбирать шпильки и болты, изготовленные из углеродистой стали как можно большего диаметра с маленьким шагом резьбы. Шпильки закрепляются двумя болтами с каждой стороны, болты — двумя гайками.

Читайте также:  Модель парового корабля своими руками

ЭТАП 3. КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ

Следующий этап установки — подбор и приобретение нужной коробки отбора мощности, которая бы по конструкции подходила к коробке передач базового автомобиля. Коробка отбора мощности (КОМ) предназначена для привода гидравлических насосов используемых краном.

Перед монтажом коробки отбора мощности из КПП сливается масло, снимается заглушка под КОМ. При монтаже КОМ на КПП обязательно устанавливается уплотнение между этими агрегатами, монтируется гидравлический насос.

ЭТАП 4. УСТАНОВКА НАСОСОВ ГИДРОСИСТЕМЫ

При выборе насосов ориентируются только на требования гидросистемы конкретной модели манипулятора и на возможность сопряжения с конкретной КОМ. То есть, насос должен обеспечивать необходимые для манипуляторной установки давление и производительность. Эти характеристики можно уточнить как в технической документации, так и на табличке с основными характеристиками оборудования.

Большинство крано-манипуляторных установок рассчитаны на давление в гидросистеме в диапазоне от 180 до 220 атмосфер. Соответственно и насосы для КМУ выполняются с учетом возможности обеспечения такого давления. Однако нередки исключения. Например, отечественные насосы НШ третьей серии обеспечивают давление не более 160 атмосфер.

Гидравлические шланги высокого давления подключаются к насосам. Проверяется герметичность соединений и правильность соединения всех элементов, подключается другое оборудование.

ЭТАП 5. МОНТАЖ МАНИПУЛЯТОРА И ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

Монтаж КМУ начинается с ее основания и центральной колонны. Затем крепится грузовая стрела, тросовая подвеска, крановый крюк. Этот порядок установки удобен тем, что в большинстве случаев манипуляторные установки поставляются потребителю в разобранном состоянии и их сборка осуществляется вместе с монтажом на автомобиль.

Так как крано-манипуляторная установка занимает пространство в базе автомобиля, старую грузовую платформу установить, скорее всего, уже не выйдет.

Согласно требованиям, грузовая платформа автомобиля не должна превышать длину рамы более чем на 1 м. Все, что выходит за этот показатель, необходимо укорачивать. При уменьшении длины кузова необходимо помнить, что между манипуляторной установкой и грузовой платформой должен оставаться зазор не менее 200 мм.

При монтаже грузовой платформы необходимо использовать только новые стремянки. Под грузовую платформу устанавливаются технологические проставки, высотой около 800 мм в количестве 4 штук.

После установки кузова проверяется работа задних фонарей, после чего проводятся испытания КМУ на функциональность, устойчивость к максимальным нагрузкам, герметичность гидравлики, работу аварийных систем безопасности. Проводятся соответствующие действия по подготовке манипулятора к работе.

ЭТАП 6. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Перед началом всех работ необходимо написать и зарегистрировать в ГИБДД заявление о переоборудовании транспортного средства. После этого составляют заявление в органы, уполномоченные выдавать заключения о внесении изменений в конструкцию ТС.

Заключение выдаётся только специализированным организациям, имеющим сертификаты на проведение работ.

Желающим выполнить такие работы своими силами необходимо сертифицировать используемый инструмент, производственные площадки, технологические процессы.

Автомобиль должен быть зарегистрирован. Устанавливаемый кран должен иметь все правоустанавливающие документы (ДКП, таможенную декларацию и др.) и пройти таможенный контроль (для зарубежных КМУ).

АВТОМОБИЛЬ С КМУ ГОТОВ К РАБОТЕ

После проведения всех вышеописанных этапов, Вы получите пометку в ПТС автомобиля и сможете использовать его по назначению.

Если Вам нужен качественный монтаж КМУ «под ключ», то есть начиная от подбора и заканчивая оформлением всех необходимых документов, обращайтесь в нашу компанию.

Мы выполним подбор и продажу крана с нужными Вам характеристиками. В случае необходимости выполним поставку необходимого шасси. Мы занимаемся продажей, как новой, так и б/у техники. После этого выполним качественный монтаж с гарантией на всё установленные оборудование и выполненные работы. После этого подготовим и оформим все необходимые документы, либо сами зарегистрируем технику без Вашего непосредственного присутствия.

Вам останется только использовать технику по назначению!

Источник

Установка КМУ: варианты, особенности монтажа

КМУ – кран-манипуляторная установка, которая предназначена для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. И может монтироваться на шасси грузового транспорта.

Читайте также:  Парафиновая маска для рук своими руками

Такое оборудование оснащается грузозахватным механизмом, конструктивно состоит из опорного устройства, стрелы (телескопической или сочленённой), пульта управления. КМУ отлично подходит для работы со штучными грузами, а также стройматериалами, упакованными на паллетах.

Манипуляторная установка обычно монтируется на шасси грузового транспорта вместе с открытым кузовом или эвакуаторной платформой. В отличие от автокрана, такая техника обладает максимальной мобильностью, может разворачиваться и выполнять работы в условиях ограниченного пространства.

Установка КМУ своими руками возможна, однако операция довольно сложная, поэтому если нет уверенности в собственных силах, переоборудование лучше доверить профессионалам.

Как установить КМУ на грузовик?

Для начала, необходимо определиться с типом оборудования, которое будет устанавливаться на платформу. Несмотря на то, что выполняют кран-манипуляторы одинаковые функции, они различаются конструкцией и параметрами грузоподъёмности. Одна из ключевых особенностей оборудования – компоновка стрелы.

Здесь возможно два варианта:

  • Z-образная. Это шарнирно-сочленённая конструкция, способная забирать груз за преградами. Однако такой стреле нужно пространство для раскладывания, при работе возникают мёртвые зоны.
  • L-образная. Может перемещать груз под любым углом, осуществлять подъём и опускание ниже основания рамы. Однако здесь часто приходится менять тросовый механизм.

В среднем, вылет стрелы такого оборудования варьируется в пределах 5-23 метров, что определяет грузоподъёмность до 10 тон. При этом следует учитывать, что чем больше выдвинута стрела, тем меньше груза она сможет поднять.

Из перечисленных особенностей следует, что КМУ подбирается по характеру груза и условиям работы оборудования.

Подготовка к переоборудованию

Сразу нужно уточнить, что вносить изменения в конструкцию ТС могут только сертифицированные компании, у которых есть действующая лицензия на выполнение такого вида работ. Если переделка выполняется своими силами, придётся получать сертификаты соответствия на оборудование, которое будет использовано в процессе.

В любом случае, установка КМУ на автомобиль начинается с получения:

  • Заключения технической лаборатории, подтверждающего возможность внесения таких изменений в конструкцию транспортного средства;
  • Разрешения на переделку грузового шасси, которое оформляется в территориальном подразделении ГИБДД.

Если переоборудование ТС разрешено и согласовано, можно двигаться дальше.

Этапы монтажа кран-манипуляторной установки

Установка КМУ на КАМАЗ или другое грузовое шасси производится в несколько последовательных этапов. Если работы выполняются сертифицированной компанией, производятся инженерно-технические расчёты, на основании которых определяются участки рамы, нуждающиеся в усилении, подбирается оптимальный тип оборудования.

Составленное техническое задание согласовывается с заказчиком, при необходимости вносятся корректировки. После этого начинается процесс переоборудования шасси.

Демонтаж грузовой платформы

Перед установкой КМУ, рама полностью освобождается, имеющиеся надстройки демонтируются. Этот этап обычно не доставляет сложностей. Узлы крепления срезаются, следы сварки зачищаются. Шасси фиксируется специальными опорами, колёса блокируются.

Установка насоса и КОМ (коробки отбора мощности)

Насосную станцию необязательно выбирать от того же производителя, что и КМУ. Главное, чтобы соотносились параметры и производительность гидравлического оборудования. Кроме того, направление вращения вала насоса и КОМ должны совпадать.

Выполняется монтаж по такой схеме:

  • Из коробки сливается масло;
  • С трансмиссии снимается заглушка, для подключения КОМ;
  • Выполняется монтаж коробки отбора мощности, на нужных участках соединения ставятся уплотнительные элементы;
  • Устанавливается и подключается насос.

После завершения перечисленных манипуляций, проверяются узлы соединения, в коробку заливается масло.

Подготовка рамы

Необходимость этого этапа зависит от выбранной КМУ. Оборудование европейского производства обычно комплектуется откидными лапами, поэтому подготавливать раму транспортного средства не нужно. В остальных случаях, может потребоваться перенос топливных баков, воздушных ресиверов и других элементов шасси.

Предварительная установка

КМУ устанавливается на посадочное место, но не фиксируется крепёжными элементами. Это необходимо для разметки рамы, измерения технологических зазоров и расстояний, определения оптимальной высоты подрамника. Если пренебречь этим этапом, свободное вращение КМУ вокруг своей оси может быть нарушено.

Монтаж подрамника

Это элемент способствует равномерному распределению нагрузки, и предотвращает деформацию рамы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Изготавливается подрамник в двух вариантах:

  1. Общий – монтируется по всей площади грузовой платформы;
  2. Зональный – ставится только под основание кран-манипулятора.

В любом случае, чтобы подрамник выполнял свою функцию, не рекомендуется допускать перегруз КМУ. Кроме того, нужно регулярно проверять, и при необходимости подтягивать узлы крепления.

Читайте также:  Монтаж открытой проводки своими руками

Усиление и удлинение рамы

Благодаря этому этапу, можно увеличить полезную грузовую площадь шасси. При удлинении рамы, продольные балки разрезаются и наращиваются специальными вставками. Если на шасси устанавливается общий подрамник, раму можно не резать. Усиление выполняется стальным уголком или швеллером.

Монтируются эти элементы на участках рамы, которые в максимальной степени подвергаются нагрузкам.

Укорачивание кузова

Это необходимо в ситуациях, когда грузовая платформа и КМУ устанавливаются отдельными блоками. Здесь кузов придётся обрезать примерно на полметра. Для этого разрезаются борта и днище, перевариваются узлы крепления. Укороченный кузов монтируется на подрамник, при необходимости переносятся задние крылья.

Монтаж стрелы

Для начала, на подрамник крепится основание манипуляторной установки. Делается это посредством шпилек, которые протягиваются через крепёжные отверстия. Фиксируется конструкция двумя гайками, которые рекомендуется подтягивать через каждые 10-14 часов работы оборудования.

Насосная станция и стрела подключаются к трубопроводам. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, лучше использовать оригинальные шланги и штуцеры.

Установка КМУ

Оборудование поднимается на основание при помощи подъёмника. Крепление выполняется в соответствии с инструкцией производителя. Кузов ставится при помощи установленного ранее КМУ. Для подготовки оборудования к работе, необходимо залить масло в систему гидравлики, проверить давление, провести пробную погрузку и разгрузку.

Документальное оформление

После завершения монтажных работ, техника проходит повторную экспертизу, и получает сертификат технической безопасности. Далее придётся пройти технический осмотр и получить диагностическую карту.

Со всеми документами на руках, автовладелец обращается в ГИБДД, где после уплаты государственной пошлины, в ПТС вносятся соответствующие изменения.

Варианты установки кран-манипуляторного оборудования на различные виды транспорта

Одно из ключевых преимуществ КМУ – универсальность. Такое оборудование можно установить практически на любую технику. Разумеется, в каждом из доступных вариантов установки кран-манипулятора имеются свои особенности, требующие детального рассмотрения.

На грузовой транспорт

Это самый распространённый вариант, процесс установки которого был рассмотрен выше. Однако на грузовой платформе КМУ может монтироваться разными способами.

  • Сразу за кабиной. Это один из самых практичных и удобных вариантов. В этом случае не нагружается задняя ось грузовика, обеспечивается возможность перевозки негабаритных грузов.
  • На заднем свесе. В таких ситуациях, сразу за кабиной идёт грузовая платформа, за ней монтируется кран-манипулятор. Для такой установки идеально подходят установки с Z-образной стрелой, которая в сложенном состоянии занимает минимум места.
  • На седельных тягачах. Здесь эффективность техники обеспечивается независимо от места расположения КМУ.

На сельхозтехнике

Здесь грузоподъёмное оборудование монтируется на прицепное устройство, которое агрегатируется с универсальными тракторами.

Такие машины после переоборудования заменяют несколько единиц техники, используются для доставки зелёных кормов, удобрений и других грузов.

На вездеходах

В этом случае обеспечивается возможность проведения погрузочно-разгрузочных операций в труднодоступных районах или условиях плохой проходимости. Кран-манипуляторными установками обычно оборудуется военная техника и машины, которые используются для геологоразведки.

Помимо этого, спецтехника на вездеходном шасси с КМУ применяется для обслуживания линий электропередач, магистральных трубопроводов и других коммуникаций, проходящих в труднодоступных районах.

На ж/д транспорте

Здесь КМУ монтируются на железнодорожных платформах. Оборудование выбирается с максимальной грузоподъёмностью. Используются такие кран-манипуляторы для обслуживания подвижного состава, проведения ремонта на путях, погрузочно-разгрузочных операций.

Для железнодорожников КМУ являются незаменимыми помощниками, ведь далеко не всегда к путям удаётся подогнать автокран.

На водном транспорте

Как и в остальных случаях, судовые кран-манипуляторы предназначаются для локального ремонта и перемещения грузов. Однако с учётом условий эксплуатации, устройства обязательно проходят антикоррозийную обработку, несущие узлы конструкции усилены и выполнены из нержавеющей стали.

Заключение

Кран-манипуляторные установки представлены на рынке широким ассортиментом, поэтому подобрать нужную модель не составит труда. Цена установок КМУ напрямую зависит от комплектации и технических возможностей оборудования.

В любом случае, чтобы устройство работало в безаварийном режиме и полностью справлялось с поставленными задачами, монтажные работы лучше доверять профильным специалистам.

Источник

Оцените статью
Своими руками