Как установить бортовой компьютер своими руками

Установка бортового компьютера своими руками — все о авто

Установленные производителем штатные диагностические компьютеры, не обладают достаточным количеством индивидуальных настроек и широким функционалом. Чтобы компенсировать данный пробел, известные производители автомобильной электроники стали производить собственные маршрутные компьютеры. Среди автолюбителей СНГ, огромной популярностью пользуется БК от Multitronics.

Среди продукции от Multitronics наибольшую популярность обрели следующие устройства:

  • Multitronics TC 750;
  • Multitronics TC 740;
  • Multitronics VC 731;
  • Multitronics CL-550;
  • Multitronics RC-700.

Эти бортовые компьютеры способны анализировать, отображать и хранить всю поступающую информацию из различных узлов транспортного средства. Это имеет огромное значение, ведь таким образом устройство способно своевременно обнаружить неисправность, предупредить водителя и тем самым обезопасить от больших финансовых затрат в будущем. А так как маршрутный компьютер способен отслеживать мгновенный расход топлива, это позволит экономить на расходе горючего.

Характеристики

БК делятся на универсальные и узконаправленные. Устройства первого типа, определяют географические координаты, могут воспроизводить мультимедийные файлы и имеют возможность подключения к интернету. Что касается узконаправленные бортовых компьютеров, то их областью применения является диагностика транспортного средства, управление электронными системами авто, а также построение маршрута движения транспортного средства.
Что касается характеристик, то они полностью зависят от разновидности устройства. Так, универсальные БК, малопригодны для проведения диагностики транспортного средства, ну а узконаправленные, к примеру, предназначенные для построения маршрута движения авто, не подходят для загрузки и воспроизведения мультимедийного контента.

Важно! В зависимости от разновидности бортового компьютера, те или иные характеристики устройства, играют важную роль. Например, разрешение и диагональ экрана важны для мультимедиа файлов, или же просмотра карт при составлении маршрута. Ну а наличие огромного числа опций для управления электронными системами автомобиля, подойдут для узконаправленных бортовых компьютеров.

Что такое маршрутный компьютер?

Маршрутный компьютер представляет собой устройство, оповещающее о главных параметрах передвижения – скорости, частоте коленчатого вала, различных температурных параметрах (двигателя, салона и за “бортом”), напряжении электрической системы и ещё массой функций. Конечно, частично такую информацию можно узнать из показаний штатных датчиков, но покупкой бортового компьютера вы ничего не испортите, а наоборот приобретёте, и ,как говориться, “маслом кашу никогда не испортишь”.

Так, положительной чертой с той точки зрения потребителя является тот факт, что такой прибор точно отображает информацию и даже может корректировать данные для различных вычислений, которые необходимы после замены разных деталей и систем.

Качественно исполненные и дорогие приборы способны не только производить вывод на экран тривиальных показаний, но и планировать ваш маршрут. При этом они подбирают оптимальную скорость движения на любом участке движения и даже подсчитывают километраж согласно оставшемуся количеству горючего в вашем баке. Бортовой компьютер также может проверять все узлы и системы автомобиля на предмет “нестандартных” ситуаций. При этом он молниеносно оповещает водителя о поломке или возникшей проблеме.

Маршрутный бортовой компьютер в авто


Особенности моделей

Как упоминалось ранее, модели бортовых компьютеров различаются, в зависимости от области их применения. Так, узконаправленные подразделяют на:

Бортовые компьютеры данного типа, позволяют проложить маршрут движения транспортного средства. К особенностям устройства можно отнести возможность автоматически определять координаты, и полноценный функционал навигатора. Из дополнительных показателей, можно отметить информацию о скорости передвижения, расходе топлива и погоде «за бортом».

Рассчитаны на управление электронными системами. Позволяют вручную регулировать работу, начиная от топливных заслонок силового агрегата, и заканчивая системой «климат-контроль».

Устройство также носит название сервисного компьютера. Оно предназначено для поиска неисправностей транспортного средства. Важно отметить, что диагностический бортовой компьютер, встречается довольно редко. Функциями этого устройства, могут оснащаться универсальные бортовые компьютеры. Что касается функций сервисного БК, то к ним относят: Контроль состояния устройств электрообеспечения транспортного средства. Позволяет выявить такие проблемы как замыкания, перенапряжение, неисправность датчиков и осветительных приборов авто, утечки электрического тока. Мониторинг износа тормозных колодок и дисков. Мониторинг уровня масла и охлаждающей жидкости. Диагностика работоспособности всех систем транспортного средства. Реализована возможность сохранить полученные данные.

Важно! Кроме вышеперечисленного, устройство способно хранить сведения о возникновении тех или иных неполадок. После, на основе информации, формируется особый отчет, в котором предоставлены сведения о работоспособности систем транспортного средства, также в отчете даны рекомендации по системам, требующим ремонта.

БК – что это и с чем едят

Для начала уточним, что разделяют два типа этих устройств:

  • информационные;
  • диагностические.

Проще говоря, с их помощью водители могут в режиме реального времени мониторить работу всех систем: информация выводится на соответствующий экран. Словом, вы постоянно знаете, что происходит с транспортом и что идет не так. Учитывая, что, как упоминалось выше, сегодня даже на недорогие новые авто ставят неплохие штатные варианты устройства, рассмотрим отечественный автопром и наиболее злободневный по данной теме вопрос: как подсоединить компьютер к ВАЗ.

Нюансы выбора борткомпьютера

При выборе БК, учитывают ряд факторов:

Читайте также:  Олимпийский мишка поделка своими руками

В зависимости от модели БУ, нужно выбирать и соответствующий бортовой компьютер (БК, совмещает работу с БУ).

В зависимости от того, какой двигатель установлен на автомобиле, зависит и выбор БК. Так, карбюраторные моторы, практически не имеют подходящих БК, для дизельного движка, уже можно найти некоторые БК, а для инжекторных версий моторов, предоставлен самый обширный выбор бортовых компьютеров. Стоит отметить, что производители авто с инжекторным двигателем, подготавливают место для установки и подключения БК, правда, само устройство в комплект не входит.

  • Область применения бортового компьютера.

Еще перед покупкой, надо определиться, в каких целях будет использоваться устройство. Если аппарат будет показывать температуру «за бортом», расход топлива и показатели экономии, и пробег, то можно приобрести дешевую модель. Если же, потребуется серьезная диагностическая электронная единица, то тут уже придется потратиться на приобретение более дорогой модели.

При покупке, важно помнить о том, что бортовой компьютер будет вынужден функционировать как в мороз, так и в жару. Поэтому, важно выбрать устройство, устойчивое к длительному воздействию чрезмерно высоких и низких температур.

К линия ваз 2114

Статья архивная. 2001 – 2003 год.

Для подключения автомобиля к персональному компьютеру необходимо приобрести или изготовить интерфейс связи между СОМ – портом и диагностическим разъемом K‑LINE .

Первая надпись на экране диагностического оборудования или компьютера,вызывающая панику у новичков, как правило, что – то типа «Нет связи», «Нет ответа контроллера» или нечто подобное, но не менее интригующее. Мотор-тестер, к примеру, начинает предлагать варианты – от неподключенного питания до аппаратной неисправности адаптера. Хорошо, если первой на диагностику прикатила машина с иммобилизатором и Вы уверены, что с адаптером все в порядке. Причина отсутствия связи на автомобилях без иммо банальна и возможна только в отечественном автопроме – разрыв линии диагностики, идущей от диагностического разъема до ЭБУ. Иммобилизатор использует K‑Line для связи с ЭБУ и включается в разрыв линии диагностики. Если иммобилизатор не установлен, то линия диагностики висит в воздухе и связь с ЭБУ отсутствует. На этом месте предполагалось, видимо, заглушка,но… Для восстановления связи нужно просто установить перемычку между контактами 9 – 1 и 18 разъема иммобилайзера (или установить иммобилайзер) как показано на рисунке. На практике, для сохранения функций плавного гашения света, да и просто для отпугивания пионеров обрезают и сращивают эти два провода, оставив иммо в разъеме.

Самостоятельная установка БК

После приобретения подходящего устройства, нужно подключить приобретенное оборудование. Для функционирования БК, понадобится:

  • Источник постоянного напряжения +12В (как правило, эту функцию выполняет автомобильный аккумулятор).
  • Электропитание, поступающее на БК, в момент поворота ключа в замке зажигания. Благодаря этому, БК будет включаться одновременно с запуском мотора транспортного средства.
  • Напряжение при включении габаритных огней. Благодаря ему, БК автоматически настроит яркость экрана, и снизит ее при включении габаритов. Это же, позволит уменьшить расход запаса аккумулятора.
  • Масса.
  • Сигнал от датчика уровня топлива. Многие современные БК, не могут обойтись без него. Это связано с тем, что компьютеру нужны показатели датчика для автоматического расчета уровня расхода горючего.
  • Диагностические линии (K-line). Канал отвечает за предоставление информации обо всех системах авто.

На некоторых старых моделях, диагностическая колодка с наличием сигналов, не устанавливается. Для того чтобы получить напряжение +12 Вольт, потребуется подать питание на БК с замка зажигания, а габаритные огни подключить к прикуривателю. Массу можно взять с корпуса, либо с прикуривателя.

ВАЖНО! Перед проведением работ по подключению БК, нужно отключить питание АКБ.

Для подключения БК к топливному датчику, нужно внимательно изучить электрическую схему транспортного средства. Благодаря этому, можно отыскать нужный кабель для подключения. После, остается определиться с местом соединения, и подсоединить туда провод от БК. K-line, обыкновенно, располагается на диагностической колодке. Разъемы «Евро 2», оснащаются им в гнезде «М», а в «Евро 3», в гнезде «7».

Как правило, в стандартную комплектацию БК, включен датчик температуры. Его необходимо установить снаружи транспортного средства. Наиболее частым местом закрепления устройства, является левая часть бампера. Таким образом, на устройство не будет оказываться никакого лишнего теплового воздействия. Ну а провод от датчика, проводят в отверстия между моторным отсеком транспортного средства и салоном.

Что касается времени установки бортового компьютера на автомобиль, то оно занимает не больше 1–2 часов, но при этом, позволяет существенно сэкономить денежные средства (так, средняя стоимость установки бортового компьютера, равна 50 долларам США).

Наши рекомендации

Устанавливая бортовой компьютер, следует пользоваться следующими правилами:

  1. Строго руководствоваться инструкцией и схемой. Если место подключения к бортовой схеме точно не определено, лучше даже не пробовать производить подключение, так как можно вывести узел автомобиля из строя;
  2. Не желательно устанавливать бортовой компьютер в пределах обзора дорожной ситуации. Лучше найти свободное место на центральной консоли либо вблизи зеркала заднего вида.
  3. Диагностический OBD-разъем автомобиля часто находится в области левой ноги водителя. При подключении к нему кабеля бортового компьютера будет создаваться помеха управления транспортным средством. Следует рассмотреть возможность демонтажа OBD-разъема, перенос его в другое место.
  4. При подключении дополнительной электропроводки к различным системам и узлам автомобиля нельзя «прихватывать» провода хомутами к кузовным деталям. Лучше пустить их вдоль имеющихся жгутов.
  5. В процессе подключения электропроводки к датчикам использовать метод скрутки и пайки с дальнейшей изоляцией термоусадочными трубками и термостойкой изолентой.
Читайте также:  Ошейник с поводком для собак своими руками

Установка бортового компьютера – сложная и ответственная работа даже для опытного автоэлектрика. При выполнении данной работы привлекайте специалиста высокой квалификации, желательно прошедшего подготовку для конкретно устанавливаемого оборудования.

Как перепрошить бортовой компьютер?

Перепрошивка программного обеспечения бортового компьютера, позволит получить более точные показания с датчиков, а также исправить ряд ошибок, связанных с работой предустановленной системы. Образно говоря, перепрошивка БК, ничуть не сложнее переустановки операционной системы «Виндовс». Что касается конкретных моделей БК, то каждая имеет свою версию прошивки, но алгоритм замены ПО, на более совершенное индивидуален:

  • На ПК или ноутбук устанавливается программа для перепрошивки (например, BootLoader.exe).
  • Далее, следует подключить БК к персональному компьютеру.
  • Дальнейшим шагом, станет подключение питания.
  • В утилите для перепрошивки, нужно задать значение порта, к которому подсоединен кабель для передачи данных СОМ1.
  • При верно выполненном предыдущем шаге, появится кнопка «загрузить файл», и после ее активации, откроется окно, в котором необходимо выбрать файл прошивки формата «hex».
  • Далее остается нажать кнопку «Старт ISP», и через клавишу включения/выключения, перезагрузить бортовой компьютер. Индикатор загрузки будет доступен на дисплее ПК.
  • После завершения загрузки обновленного ПО, на экране высветится сообщение «загрузка окончена», а также системой будет предложено запустить контроллер. После подтверждения операции, необходимо проверить функционирование новой прошивки БК.

Как проверить к линию ваз 2110. К- линия диагностика

Всем доброго времени суток кто читает эту запись! И так начну с того, что у меня нету бортового компьютера, желание установить есть, но об этом позже. Возник интерес подаигностировать свою машинку, своими руками. В одном из прошлых б/ж я писал что после ливня я залил ДМРВ, загорелся чек и поехал я на диагностику: взяли с меня 100 грн. за 30сек обнаружив что не работает датчик — под замену. Мне не нужна профессиональная диагностика, если надо я поеду к диагносту, а так для легкого диагностирования было решено купить К-line сканер

VAG-Com 409.1 K — Line сканер

ах да еще, хотя машина у меня и 2004 года, но она 1,5л и 8кл с ЕВРО-2, и оборудывана разъемом ODB-1. Погуглил: оказывается одб-2 уже устнавливались но на 16кл машины с ЕВРО-3 более ранних годов. Пришлось покупать еще и переходник с

Переходник OBD-II 16pin на GM12

Заказывал все в интернет магазине, вместе с шнурами пришел диск с накиданными программами для диагностики и кучей разной инфы по диагностике. Настроил на наутбуке все ком порты пошел в гараж с ноутом пробовать. Подключил, включил зажигание бац и сразу загудел бензонасос без остановки, естественно ничего не получилось я и забросил это дело(а было это еще в прошлом году в конце осени). Ну вот уже тепло — есть желание возобновить это дело. Раззвонив переходник я так толком ничего и не понял, звонится на одном по 3 сразу, есть вообще не звонится, решил переделать это все. Как известно для диагностики по К-линии надо всего 3 провода(канала): 1) сама калиния 2) +12В 3) -12В она же земля, гроунд

Хочу заметить что на рисунке выше разрисованы контакты на адаптере как они должны быть, а не на переходнике или колодке! Так что воображайте прикладывайте адаптер и думайте где должны быть контакты на переходнике и колодке вот вам рисунок ниже

расположение контактов К-линии на колодках

Ламааать переходник! Ну а что делать, конструкция не разборная ( Разъем оказалось разломать не из легких дел))) корпус черный очень твердый, внутри еще все залито белым пластиком. Распаяно 4 провода, все вызвонил где куда какой идет на адаптер где К-линия, +12 и земля, четвертый судя по прозвонке это L-линия, которая нам не надо. На прямую в диагностическую колодку подключу эти 3 провода и снова попробую подключится к ЭБУ! Удачи мне! Читайте продолжение!

Обновить прошивку можно как стандартными средствами(выпаиванием процессора, он там, к слову сказать, PIC18F252, и прошивкой в колодке, или же подпаиванием проводов напрямую к ножкам, я сделал так), так и через К-линию с ПК. Есть сведения, что не со всеми К-лайн адаптерами это получалось, плюс для этого требуется иметь Win 95-98, у кого-то получалось и на XP, но у большинства возникали проблемы именно с XP. Чтобы не устанавливать Win 95-98 исключительно из-за прошивки БК, можно воспользоваться виртуальной машиной (спасибо Ивану Кучинскому за успешно проведённый эксперимент).

К-линия к колодке БК подключается просто, там используются довольно распространённые контакты. Заготавливаем контакт с проводом, вставляем в колодку подключения БК, и подсоединяем к 7 контакту колодки OBD-II. Далее выбираем в настройках свой контроллер, как это сделать описано в п. 3.8.3 инструкции БК:

  • ECU.0 — М1.5.4
  • ECU.1 — М1.5.4N или Январь-5.1
  • ECU.2 — МР7.0
  • ECU.3 — МИКАС 5.4, МИКАС 7.1, 301.3763 000-01
  • ECU.4 — Bosch 7.97

Связь с контроллером только при включенном зажигании. Информация появляется не сразу! Терпеливо ждём от нескольких секунд, до минут.

Кстати, с Bosch 7.9.7 работает неполноценно, но ошибки смотреть и сбрасывать возможность есть. Это я к тому, что в инструкции он вообще не указан. И еще, не надо боятся его убить! У вас всегда останется возможность купить такой же процессор PIC18F252 и прошить (попросить любого увлекающегося или работающего с микроэлектроникой) его отдельно, либо же впаять и прошить. Но это вовсе не отменяет аккуратность и обдуманность действий! Если есть какие-то вопросы, готов дать уточнения.

Читайте также:  Мастер класс для женщины своими руками

Блок управления является микропроцессорным устройством и может передавать информацию о своей работе по последовательному каналу связи. Стандартом такого канала в автомобильной электронике является К -линия. Диагностическая линия является средством передачи информации между электронным блоком и внешними устройствами: иммобилизатором, тестирующим оборудованием, приборами диагностики. Связь с иммобилизатором устанавливается после включения замка зажигания. Блок управления и иммобилизатор обмениваются по К -линии параметрами, заданными при обучении иммобилизатора. Если параметры соответствуют заданным условиям, электронный блок переходит к штатной работе управляющего алгоритма. Сбои и неполадки в линях связи с иммобилизатором, несовпадение параметров обучения переводят управляющую программу блока в режим, при котором работа двигателя невозможна. К -линия в автомобиле выведена на диагностический разъем, к которому может быть подключен тестер для диагностики работы системы управления. Стандарт программного протокола обмена данными между устройствами и электронным блоком, реализованный в этих устройствах, делает прозрачной работу всех устройств, подключаемых к К – линии. Отсутствие связи между блоком управления и диагностическим прибором может служить признаком неисправности и того, и другого устройства. Если такой связи нет, а ув еренность в работоспособности тестера не вызывает сомнений, то первым делом следует проверить диагностическую цепь. Сначала нужно убедиться, что есть питание бортовой сети на блоке управления и цепь К -линии от блока управления доходит до диагностического разъема. Напряжение на клемме К -линии диагностического разъема при исправной цепи равно напряжению бортовой сети. Поскольку цепь К -линии подведена к диагностический разъему через разъем иммобилизатора, то проверка цепи должна проводиться с учетом исправности иммобилизатора. Если функционально иммобилизатор не задействован в системе, лучше всего соединить напрямую провода (вход и выход К -линии) с разъема иммобилизатора. при подготовке производства предполагалось, что на часть автомобилей с системой управления на базе блоков от ф.Bosch, будут устанавливаться иммобилизаторы. Но серийное производство иммобилизаторов не было подготовлено в необходимые сроки. При этом, если жгут проводов предусматривает установку иммобилизатора, связь между диагностическим выводом блока управления и диагностической колодкой оказывается разорванной. Для исправления этой ситуации необходимо между выводами 9 и 18 разъема иммобилизатора установить перемычку. На автомобилях, где жгут проводов не предусматривает установку иммобилизатора, данная проблема отсутствует. Инструкция, как проверить К-линию ВАЗ

Нюансы настройки БК

После подключения БК, его нужно настроить. Для настройки БК, нужно выполнить следующий ряд действий:

  • Включить зажигание ТС и завести мотор.
  • Активировать режим установок.
  • Выбрать тип электронного блока.
  • Выбрать режим расхода топлива.
  • Выбрать показатели, которые будут отображаться на экране устройства, и отрегулировать яркость подсветки.
  • Завершающим, важным этапом настройки, станет определение условий включения вентилятора для охлаждения мотора. Чтобы задать условие включение «кулера», нужно указать температуру двигателя, при которой мотору требуется охлаждение.

От простого к сложному

Из более чем двадцати основных моделей наиболее простой и дешевой является бортовой компьютер штат Х1М Универсал. Прибор оснащен цифровым индикатором, очень мал в размерах и легко монтируется на приборной панели вазовских машин. Предназначен для установки на «Калине», «Ниве–Шевроле», ВАЗ 2110 или «Самаре 2».

Несмотря на скромный внешний вид, основные функции сверхкомпактного бортового компьютера вызывают уважение. Для подключения в автомобиле используется разъем диагностики OBD II или российская диагностическая колодка разъема.

Практически во всех даже самых простых бортовых устройствах, Штат реализован базовым набором функций:

  • маршрутный компьютер позволяет считать километраж и время пробега, расход топлива, средние показатели движения и пробег по запасу топлива;
  • диагностическое определение состояния двигателя с помощью чтения кодов из памяти контроллера, температуры двигателя и напряжения питания в бортовой сети;
  • система аварийной сигнализации в случае перегрева двигателя со звуковым сопровождением и индикацией при превышении температуры свыше 110 о С. Изделие может информировать о резком скачке напряжения питания выше 12-15 В . Также компьютером будет сигнализироваться превышение скорости движения авто.

Кроме перечисленного, в бортовых компьютерах Штат реализованы дополнительные сервисные функции. Одна из них предполагает программируемое включение вентилятора, позволяет запускать его для охлаждения радиатора при 97-98 о С вместо 101-104. Режим «Тропик» реализован в полном объеме только на более поздних версиях устройства. Помимо сигнальных функций контроля над тепловым режимом, возможно автоматическое включение режима по запрограммированному алгоритму.

Полезной принято считать опцию «Форсаж», позволяющую средствами бортового компьютера Штат вернуться к первоначальным программным установкам контроллера, если двигатель по каким-либо причинам работает в нерасчетном режиме. Это возможно при сбоях контроллера управления при переключении с газового режима на бензиновый и наоборот.

Также в Штате реализована возможность профилактической сушки свечей зажигания в режиме «Плазма» . По команде бортового компьютера подается на каждую свечу порядка 60 Дж импульсов высокого напряжения частотой 150 Гц в течение 2 мин , что прогревает свечи и проводку системы зажигания, улучшает условия пуска на морозе или при высокой влажности.

Источник

Оцените статью
Своими руками