4 способа улучшить дизельное топливо
Несоблюдение правил хранения и транспортировки – самые частые причины снижения качества дизельного топлива. Иногда оно само по себе относится к низкопробному. Вместо того чтобы смириться и изо дня в день «убивать» двигатель и другие ключевые узлы, можно повлиять на эту ситуацию. Предлагаем несколько эффективных способов улучшения качества ДТ.
Способ 1. Фильтрация.
Если профильтровать горючее механическим путем и избавить его от твердых вкраплений и частиц пыли, это значительно повысит эффективность сгорания. Как правило, дизельное топливо с доставкой в Москве редко нуждается в столь экстремальных мерах. Речь идет о ДТ, купленном у непроверенных поставщиков.
Способ 2. Сепарация.
Если «дизель» загрязнен настолько, что фильтрации недостаточно, подключается эта методика. Современные сепараторы устроены на комбинированном принципе – удаляют твердые частицы, пыль, воду путем химического и механического воздействия. Гораздо эффективнее иметь аппараты с подогревом.
Способ 3. Присадки.
Путем введения в топливо определенных присадок, можно значительно улучшить свойства ДТ. Тип подбирают в зависимости от поставленных целей: на рынке представлены цетаноповышающие, антибактериальные, противоизносные присадки.
Депрессоры улучшают низкотемпературные свойства дизеля, а деспергаторы нужны для его депарафинизации. Помимо них, пользуются популярностью многоцелевые присадки, снижающие токсичность выхлопов и улучшающие сгорание ДТ.
Способ 4. Правильное хранение.
Даже если вы покупаете качественное топливо по картам, при неправильном хранении его эксплуатационные свойства могут пострадать, что приведет к повышению расхода и быстрому износу деталей. ДТ не рекомендуют хранить на открытом воздухе. Оптимальное решение – закрытые складские помещения. Вследствие колебаний температурного режима возможно изменение давления в емкостях, способное спровоцировать конденсацию.
Очень важно, чтобы в емкость с горючим не попадала влага, а хранить их лучше в наклонном состоянии. В закрытом помещении необходимо предусмотреть зону без пыли для отлива топлива. Доступ к погрузочно-разгрузочному участку должен быть удобным с точки зрения контроля и инвентаризации. Если все условия соблюдены, дизельное топливо останется чистым, в противном случае лучше воспользоваться рекомендациями по его очистке, а не рисковать работоспособностью узлов.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы
Самарская, Челябинская область.
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Санкт-Петербург, Архангельская, Иркутская область, Республика Бурятия.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Источник
Методы и способы улучшения дизельного топлива
На этой странице мы рассказали о том, что нас ожидает с топливом для дизельных моторов. Получилось уж очень мрачно и почти безнадежно. Чтобы развеять это впечатление, познакомим с методами выживания и некоторыми способами улучшения дизельного топлива, которые помогут и бюджет сохранить, и мотору жизнь продлить.
Что делать с соляркой
Начну с простого повтора: поскольку владельцы дизельных автомобилей являются носителями точной информации о качественных заправках, где можно залить в канистры (или в бак) приличное дизельное топливо, не стесняйтесь и спрашивайте этих «иномарочников-дизелистов» о том, где, что, да как. И хотя оно будет, скорее всего, иметь цетановое число 45 (подавляющее большинство стационарных моторов пока «питается» именно таким), но, по крайней мере, окажется чистым, с малым процентом содержания серы и парафинов.
Цетановое число отечественного топлива, судя по результатам многочисленных проверок компетентных и не очень компетентных органов в России, как правило, производителями выдерживается более или менее четко. Как это не удивительно, на некоторых заправках, прежде всего в крупных городах, цетановое число может даже немного превышать норму, установленную ГОСТ. Но бывает, что и в центре «столицы пяти морей» можно залить солярку с цетановым числом ниже положенного. Об этом печальном факте вы легко догадаетесь по работе мотора. Если ЦЧ ниже требуемого для вашего конкретного двигателя, то он, вместо того, чтобы работать, как положено, ровно и мягко, а вспышка воздушно-топливной смеси была затруднена, начнет «выдавать» металлические нотки. Разумеется, разговор идет об исправном двигателе, который неожиданно стал работать жестко. Если ЦЧ имеет более высокий показатель, чем эго требуется, двигатель начинает хуже тянуть, и в выхлопе появится обильный дым вследствие преждевременной вспышки смеси. Стоит сразу же отметить, что подобные симптомы могут обозначиться и в связи с большим количеством в топливе смол и прочей «гадости», но к этому мы еще вернемся.
Если ЦЧ оказалось пониженным, то здесь могут помочь специальные препараты — корректоры, которые сегодня в большом количестве продаются в автомобильных магазинах. С их помощью удается «поднимать» цетановое число на пять единиц и более. Версия с сильно завышенным ЦЧ «не лечится», придется потерпеть какое-то время. Утешает только, что подобное происходит крайне редко и на ресурсе мотора отразится не очень сильно.
Вернемся, однако, к жесткой работе мотора. Как уже было сказано, это может происходить и из-за «неправильного» фракционного состава. Нарушения в процессе производства дизельного топлива приводят к тому, что «классические» моторы с открытой камерой сгорания, достаточно чутко реагирующие на большое содержание легких бензиновых фракций, начинают работать в «жестком» режиме. Более «продвинутые» предкамерные и вихрекамерные моторы переваривают такое топливо относительно терпимо. Поэтому не стоит летом ходить на дизельном топливе, запасенном зимой для моторов старого поколения (пусть новых). Иными словами, зимняя солярка в теплых условиях — это расточительство (возрастают денежные расходы) и сокращение ресурса. Однако в данном случае все будет зависеть от каждого конкретного мотора и условий эксплуатации.
Большая часть дизельных стационарных моторов сегодня оснащается двухконтурной системой охлаждения, что позволяет поддерживать постоянный температурный режим их работы. Однако при одноконтурной схеме (есть еще такие моторы, и не только «б/у») надо быть довольно осторожным. Многие средние стационары (рабочим объемом около 2 л) классической конструкции «страдают» от применения зимнего дизтоплива при плавании в теплых водах, и летнего при температуре воды около 5 °С и воздуха — около 0 °С. Дело в том, что, к примеру, во время ночной стоянки топливо может «помутнеть» вследствие кристаллизации парафинов. Хотя оно еще будет прокачиваться через магистраль без проблем, но часть свойств солярки ухудшится, фильтр топливной магистрали начнет забиваться, снизится мощность мотора, часть фракций не сможет нормально работать и т. д., и т. п. В итоге мотор будет не только плохо заводиться, но может вообще «встать колом» — откажется исполнять свои прямые обязанности. Свою лепту могут внести холодный воздух и прочие неприятности. Что делать? Либо смешивать летнее ДТ с керосином (что имеет свои негативные последствия), либо добавлять специальные препараты, что, в принципе, одно и то же, либо греть дизельное топливо. Большие моторы, устанавливаемые на буксиры, небольшие траулеры и проч., меньше страдают в холодное время от летней солярки, хуже всего небольшим маломощным моторам. Для эксплуатации дизельных стационаров при среднесуточной температуре около 5 °С стоит позаботиться о приобретении соответствующего топлива. При этом надо помнить, что если температура помутнения ДТ 5 °С, то температура его же застывания будет от -2 до 0 °С (по ГОСТ температура помутнения летнего ДТ составляет -5 °С, застывания — -10. Но где гарантия, что ГОСТ выполняется в каждом конкретном случае). В последнем случае исправить положение поможет только теплый ангар.
В настоящее время в продаже есть достаточно большой выбор депрессорных препаратов и дизельных антигелей. Однако они эффективны только в том случае, если процесс помутнения еще не начался. Антигели не влияют на фракционный состав, а изменяют структуру парафинов, которые выпадают в осадок. А вот понизить температуру помутнения на 5 °С и температуру застывания примерно на 15 °С современные антигелевые препараты способны.
Теперь перейдем к примесям в топливе. Не самая приятная вещь, причем не только в холодное время года, — вода в дизельном топливе. Именно при ее наличии в ДТ резко увеличивается износ ТНВД (плунжерные пары) и поршневой группы, ускоряется процесс коррозии. Ухудшаются технические показатели двигателя. С водой тоже можно бороться путем введения в топливо специальных препаратов — кондиционеров и антигелей, которые выводят воду и снижают эффект от ее деятельности. При эксплуатации дизельных моторов на воде имеет смысл регулярно применять такие препараты.
Ускоряет коррозию не только вода, но и сера (в различных соединениях). Но здесь уже препаратами не поможешь, так как специальные присадки можно вводить только в заводских условиях по специальным технологиям. В данном случае целесообразно использовать специальные масла с высокими антиокислительными присадками. А так как по российским (советским) ГОСТ процентное содержание серы в ДТ допускается «не более 0,2%» (меркаптановой серы — до 0,01%), специальное масло с высокими антиокислительными свойствами надо применять постоянно.
И, наконец, абразивы, куда же в России без них. Эти мелкие частицы песка, ржавчины и еще черт те чего присутствуют почему-то и в бензине, и в ДТ постоянно и в больших количествах. Причем, чем дальше от столицы, тем их больше. Для дизельных моторов абразивные частицы намного страшнее, чем для бензиновых, ведь большинство дизелей оснащаются ТНВД с плунжерными парами, которые очень не любят эти абразивы и выходят из строя значительно раньше срока. Что делать в этом случае? Искать чистое дизтопливо или отстаивать его. Пусть смеются великие химики, но в России накоплен приличный опыт общения с соляркой. Метод прост: на заправке (если она под подозрением, а другой нет) заливаем ДТ в канистры, привозим в гараж и сливаем все в бочку. Топливо отстаивается в бочке от двух недель до месяца, а потом аккуратно, не потревожив примерно 10 см нижнего слоя, шлангом «отсасываем» то, что всплыло. Метод действовал раньше, не потерял актуальности и сегодня.
Отличить плохую солярку от хорошей сложно, но можно. В основном надо обращать внимание на цвет. Налитое в стакан ДТ должно быть прозрачным, однородным и желтоватого цвета. Если то, что вы налили в емкость, имеет мутную консистенцию, темного цвета и (или) неоднородно, то таким дизельным топливом лучше не заправлять мотор иностранного производства, а сначала удалить воду, инородные примеси, если надо — поднять цетановое число, и только после этого «кормить» свой мотор.
Итог: жить можно даже с плохой соляркой, но имеет смысл время от времени вспоминать о том, что скупой платит дважды. Безусловно, на перечисленные препараты и специальное моторное масло уйдут какие-то средства, однако ремонт обойдется дороже. Да и кто у нас нормально может перебрать зарубежный дизель с гарантией? Такого мастера еще найти надо.
И. Лагутин, «Катера и яхты», 2006 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Фильтрация. Польза, которую приносит фильтрация, очевидна. Топливный бак периодически открывают, через горловину в него могут попасть грязь и посторонние вещества. На любой стройке пыли более чем достаточно, и неудивительно, что она проникает в систему питания машин. Попадая через форсунки в цилиндры двигателя, она может стать причиной серьезных неисправностей. Частицы пыли могут засорить каналы и отверстия распылителя форсунки, в результате в камеру сгорания будет подаваться недостаточное количество топлива, а мощность двигателя уменьшится.
Эффективность сгорания очищенного топлива выше, и, следовательно, выше мощность двигателя, и лучше топливная экономичность, а токсичность отработавших газов – меньше. Фильтрация позволяет защитить от твердых частиц пыли трущиеся поверхности и другие детали системы питания. Фильтр состоит из корпуса и фильтрующего элемента, обычно изготавливаемого из специальной бумаги, целлюлозы или синтетического волокна. Эффективность фильтра описывается различными характеристиками (нормативный документ: ANSI/B93.31). Это может быть максимальный диаметр частиц, которые могут пройти сквозь фильтр. Используется и так называемая бета-норма фильтрации, когда оценивается отношение количества частиц определенного размера в поступающей в фильтр жидкости к количеству таких же частиц в выходящей жидкости. По этой оценке фильтр с высоким значением бета-нормы является «хорошим» для частиц размера Х. Самое главное – правильно подобрать фильтр для фильтрации частиц определенного размера, в противном случае фильтр не будет выполнять своей задачи. Некоторые фильтры задерживают не только твердые частицы, но и часть содержащейся в топливе воды.
При эксплуатации важно следить, чтобы такой фильтр не был переполнен водой, так как вода полностью его заблокирует, и неочищенное топливо потечет в обход фильтра. Как следует выбирать фильтр? При выборе фильтра надо оценить – «солидный» и надежный ли это бренд, кто производитель? Не советуем покупать фильтры неизвестных марок. Если вам предлагают новый продукт, попросите предоставить справочные документы, тщательно ознакомьтесь с ними. Если заявленные характеристики фильтра необычайно хорошие, следует подумать: а правда ли это? Чаще всего такие «суперхарактеристики» неправда. Будьте осторожны! Кроме того, на рынке много подделок под «надежные» марки. Постарайтесь приобретать товар, в происхождении которого вы уверены. И все же фильтрация – не панацея от всех дефектов топлива, и возможности этого метода ограничены.
Сепарация топлива. Этот метод – одна из разновидностей фильтрации. В некоторых случаях топливо может быть так загрязнено, что фильтрацией невозможно очистить его полностью. В таких сложных случаях можно использовать сепаратор. Сепараторы способны удалить из топлива посторонние вещества, даже если концентрация их очень высокая. На рынке предлагаются сепараторы, способные удалить из топлива и твердые частицы, и воду. Принцип действия сепараторов комбинированный: механический и химический. Используется метод отделения в центрифуге воды и твердых частиц и сбора их на дне корпуса очистителя, а также фильтрации через особую бумагу, пропитанную специальным веществом, например Aquacon. Это вещество способно связывать водную эмульсию, по массе в 25 раз превышающую его собственную массу. Сепараторы топлива нуждаются в техническом обслуживании, но являются единственным спасением, если топливо сильно загрязнено. Некоторые сепараторы достаточно периодически промывать и сливать из корпуса отстой, чтобы восстановить их работоспособность. Некоторые руководители считают, что применять дорогостоящее дополнительное оборудование для сепарации и фильтрации топлива рентабельно в случае, когда потребление топлива превышает в месяц 150 т и на предприятии есть несколько больших емкостей, между которыми можно перекачивать топливо при очистке. Можно также организовать очистку топлива в момент слива из топливозаправщиков в емкости.
Присадки. Метод использования присадок принципиально отличается от фильтрации, поскольку предназначение присадки – улучшить определенные свойства топлива, вводя в него химическое вещество. Здесь имеется широкое поле деятельности для шарлатанов, и доверчивый покупатель может быть сильно разочарован, когда «исключительно надежная» и отнюдь не дешевая присадка не даст эффекта, обещанного в рекламе. Кроме того, если вы собираетесь использовать присадки к топливу, надо помнить, что и у самых эффективных из них могут быть отрицательные свойства.
По этим причинам наученные горьким опытом большинство руководителей парков техники отрицательно относятся к применению присадок. Особенно категорично настроено общее мнение против присадок к топливу для импортной техники, и это понятно: современные западные и японские двигатели особенно чувствительны к качеству горючего, а неразумное введение в него присадок может привести к порче дорогой техники. Следовательно, в основном возможно только централизованное применение присадок в месте отпуска дизтоплива. В нашей стране имеется порядка ста нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и около трех тысяч производителей топлива! НПЗ выпускают чистое топливо и «химией» – добавлением присадок – предпочитают не заниматься. Доведение топлива до кондиций осуществляют поставщики – базы ТСМ. Именно у поставщиков есть оборудование и опыт для проверки эффективности этих химикатов. И именно поставщики идут порой на нарушение норм и повышают содержание в топливе присадок выше допустимого предела – государство это слабо контролирует.
Антибактериальные, противоизносные и цетаноповышающие. Одни из наиболее полезных и эффективных присадок – составы, предотвращающие рост микроводорослей и бактерий в топливе – необходимо применять, если топливо хранится в баках длительное время. Однако они не могут улучшить остальные характеристики топлива, такие, как цетановое число, вязкость или смазывающую способность. Необходимо упомянуть противоизносные присадки. В настоящее время, когда выпускается все больше дизтоплива с низким содержанием серы, как правило, обладающим недостаточной смазывающей способностью, эти присадки позволяют значительно продлить срок службы топливной аппаратуры. Еще одна группа присадок увеличивает цетановое число, повышение которого позволяет улучшить пусковые качества двигателей в холодное время года и в целом улучшить эффективные характеристики машины. Присадки, увеличивающие цетановое число, не оказывая при этом отрицательного действия на другие характеристики топлива, – весьма полезный инструмент в арсенале руководителя парка строительной техники. К сожалению, эти присадки обычно ухудшают смазывающие свойства топлива. Если смазывающая способность топлива высока, введение «цетановой» присадки не окажет фатального действия на его «жирность», но если смазывающая способность топлива находится на среднем или ниже среднего уровня, использование такой присадки приведет к ускорению износа деталей двигателя и, возможно, к выходу из строя форсунок.
Такой опыт может дорого обойтись, поэтому, прежде чем использовать «цетановую» присадку, следует тщательно проверить и убедиться, что ее характеристики соответствуют заявленным в документации, а также в том, что она не уменьшит смазывающие свойства топлива ниже допустимого предела.
Депрессоры и деспергаторы. Присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива (депрессоры), весьма актуальны в наших условиях. Они снижают температуру застывания парафина, тем самым улучшая фильтруемость топлива при низких температурах. В России даже разработаны специальные марки дизельного топлива ДЗп (дизтопливо с присадкой), их получают, вводя депрессор в летнее топливо. Это частично решает проблему обеспечения техники зимним топливом. Почти все низкотемпературные присадки не предотвращают расслаивания топлива во время хранения при низких температурах: сверху отстаивается прозрачный слой, а снизу – мутный, насыщенный парафинами. Если заправлять машину в основном топливом из нижнего слоя, двигатель будет работать неустойчиво, с перебоями. Эту проблему решают другие присадки – диспергаторы, или антиосадители парафинов, которые вводят в топливо вместе с депрессорами. Деспергаторы способствуют образованию очень мелких кристалликов парафинов, которые не осаждаются вниз, а остаются равномерно распределенными по всему объему топлива.
Моющие и многоцелевые присадки. Моющие присадки – наиболее широко применяемые в мире. В России их применение не регламентируется законом. Моющие присадки к топливу весьма популярны, главным образом потому, что они удаляют отложения из загрязненных и старых двигателей. В двигателях с большим ресурсом накапливается нагар и лаковые отложения, ухудшающие процесс сгорания и повышающие токсичность отработавших газов. Введение моющей присадки в топливо позволяет удалить эти отложения, в результате токсичность выбросов снизится и, вероятно, даже немного повысится мощность, а расход топлива сократится. Некоторые присадки изготовители объявляют «многоцелевыми», «гарантируя» многостороннее действие. Такие обещания вызывают серьезные сомнения, и эти заявления необходимо тщательно проверить, чтобы «отделить зерна от плевел».
«Мирное сосуществование». Есть два совершенно разных метода улучшить качество топлива, причем методы эти не всегда совместимы. Фильтр рассчитан на работу с топливом, имеющим определенные характеристики. Если в топливо вводят новую присадку, нельзя быть уверенным, что она не изменит характеристики топлива до такой степени, что фильтр станет бесполезным. Или же фильтр может отделить присадку от топлива, сделав ее применение бессмысленным. Обычный потребитель часто не понимает этих взаимосвязей и в описанной выше ситуации будет ругать «плохо работающий» фильтр или «неэффективную» присадку. Поэтому мы еще раз советуем очень осторожно подходить к использованию новых непроверенных присадок и фильтров новой конструкции: они могут дать неожиданный и вредный эффект.
Где же ее применять? Если вы выберете использование присадок, следующим вопросом станет – на каком этапе применять эти средства. Вводить химическую присадку непосредственно в бак каждой машины трудоемко и вероятность допустить при этом ошибку весьма велика. Проще ввести присадку в цистерну топливозаправщика, но в этом случае надо, чтобы топливо из цистерны каждый раз сливалось полностью, иначе трудно будет правильно рассчитать количество вводимого химиката. Идеальным решением стало бы введение присадки в топливо в месте отгрузки с завода или нефтебазы. Однако это решение скорее всего невозможно реализовать, так как конечный потребитель не может контролировать работу нефтебазы и вновь возникает проблема разделения ответственности и обязанности предоставления доказательств. Технологические решения этой проблемы тем не менее есть: разработаны устройства, позволяющие вводить присадки в процессе закачки топлива в цистерну топливозаправщика (при доставке). Для этого вводят точное количество присадки, которое рассчитывается по расходу потока. Этот метод позволяет очень точно контролировать содержание присадки в топливе.
Применение фильтрации, сепарации или присадок к топливу – задача, чреватая опасностями. На рынке предлагают множество продуктов. Некоторые из них действительно оказывают на топливо положительное влияние, другие не влияют никак, а иные приносят больше вреда, чем пользы. Если, прочитав статью, вы сделали выбор, что же использовать – дополнительную фильтрацию или присадки, не забудьте: приобретать необходимые для этого компоненты надо осмотрительно и лучше известных марок, иначе последствия могут быть очень неприятными.
Источник