- Как сделать резную трость из дерева своими руками
- Шаг 1: Материалы
- Шаг 2: Нанесение узора в виде кельтских лент
- Шаг 3: Разметка линий на дереве
- Шаг 4: Использование гравёра для разметки узора на древесине
- Шаг 5: Вырезание узора при помощи гравёра
- Шаг 6: Вырезаем гравёром углубления в форме бриллиантов
- Шаг 7: Используем долото для заострения углов резьбы
- Делаем резную трость «Орёл»
- Опорная трость для ходьбы: виды, описание и правила подбора
- Related Posts
- Трость как оружие.
Как сделать резную трость из дерева своими руками
Я решил изготовить для себя трость для ходьбы, которая очень пригождается при прогулках на природе, особенно по холмам и в горах.
Можно использовать для прогулок и простую жердь, но я решил декорировать её, чтобы её было интересней использовать и просто было приятно на неё посмотреть, ведь я люблю креативные вещи.
Чтобы сделать трость из дерева своими руками, вам понадобятся деревянная жердь (я использовал дуб), немного изоленты, ручка или маркер, долото и, опционально, гравёр.
Я записал несколько видео о том, как изготовить трость. В них я использую электроинструменты, но если у вас нет их под рукой — можно обойтись просто долотом.
Шаг 1: Материалы
- Тасманский дуб диаметром 25 мм и длинной 1,8 метра
- Изолента
- Карандаш или фломастер
- Долото — я использовал набор плоских инструментов
- Гравёр (шлифовальная машинка)
- Защитные очки
- Наждачка
Финальная обработка трости остаётся за вами. Я использовал воск, вы же можете использовать масло для дерева, лак, полиуретан. Я также использовал стальную вату класса 0000 и старую футболку в качестве тряпки для нанесения воска.
Для придания трости тона, можно использовать различные красители, но я экспериментировал с естественными химическими реакциями. В дубе содержатся танины, которые можно активировать разными субстанциями. Сначала я использовал гидрокарбонат натрия и воду, что придало дереву оттенок, но он был едва заметен. Затем я опустил 4 чайных пакетика в кипящую воду, дал им настояться около часа, затем нанёс получившийся настой на дерево. Это придало древесине значительно более тёмный оттенок, я нанёс несколько слоёв, но всё еще не был доволен. Последним экспериментом в изготовлении трости было поместить стальную вату в уксус и дать настояться 4 дня, периодически помешивая настой. Этот компонент окрасил дерево куда лучше, и я был доволен.
Шаг 2: Нанесение узора в виде кельтских лент
Видео поможет вам лучше понять то, как наносится узор. Я взял изоленту и обмотал ею шест. Угол, под которым изолента оборачивается вокруг шеста, должен быть 45 градусов. Убедитесь, что расстояние меду каждой линией изоленты одинаковое, видео поможет вам понять, как этого добиться.
Шаг 3: Разметка линий на дереве
В этом видео я использовал долото для разметки линий на дереве. Делая линии, следите за тем, чтобы части вашего тела не находились по ходу движения долота. Также убедитесь, что жердь упирается в прочную поверхность — скамейка или пол.
В этом шаге мы прорезаем волокна древесины, получая выемки на трости. Эти выемки называются стоп-разрезами. Они нужны для того, чтобы, когда вы вырезаете нужный элемент, ваше долото не ушло дальше нужной области, и вы не сняли часть древесины, которую не хотели трогать.
Шаг 4: Использование гравёра для разметки узора на древесине
Этот шаг идентичен предыдущему, отличие лишь в том, что я использую гравёр вместо долота.
Оденьте защитные очки — если на гравёре сломается битка, она может отскочить на большой скорости и повредить ваши глаза.
Для этого проекта я использовал режущую битку. Использование гравёра очень ускорить процесс.
Шаг 5: Вырезание узора при помощи гравёра
Используя определённый тип битки (посмотрите на видео), я вырезал узор на месте разметки. Не забудьте надеть защитные очки.
Шаг 6: Вырезаем гравёром углубления в форме бриллиантов
Процесс схож с предыдущим шагом. Я опять использую гравёр, но с биткой другой формы, для того, чтобы вырезать между лентами углубления, напоминающие по форме алмаз.
Битка, которую я использовал — круглая, и она оставляет округлые углубления в дереве, с ними я буду работать в следующем шаге.
Шаг 7: Используем долото для заострения углов резьбы
В этом видео я использую долото для того, чтобы заострить края резьбы. В конце видео общий вид трости всё еще грубоват, но после съемок я заточил долото и срезы стали очень чистыми.
Финальное состояние срезов не показано, так как после заточки долота я не снимал видео.
После этого я зашлифовал дерево наждачкой на 320 и окрасил раствором, который я описывал выше. Я нанёс краситель в два слоя, дав древесине просохнуть после каждого нанесения.
Последним этапом обработки резной трости было вощение. Я взял стальную вату и с помощью неё обработал трость воском, делая движения вдоль волокон древесины. Затем я проделал то же самое с помощью старой футболки, создавая сильное давление, чтобы воск плотно вошел в поры дерева.
У меня есть запись того, как я обрабатывал воском скамейку. Посмотрев это видео, вы можете познакомиться с техникой вощения древесины.
Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.
Источник
Делаем резную трость «Орёл»
В этот раз будем делать резную трость с резным шафтом и рукоятью в виде орла.
Всё начинается с пластилина и эскиза, лепим модель. Эскизом может быть любое фото. В моём случае мне выслали эскиз на почту.
Подбираем подходящий материал (берёза) и склеиваем необходимый размер массива.
Склеиваем, зажимаем струбцинами и оставляем в таком состоянии на сутки сохнуть. Беремся за шафт. Точим его на токарном станке, материал берёза. Шафт будет резным поэтому заранее продумал рельеф и геометрию шафта. Также сразу протачивается на конце шафта углубление по внутреннему диаметру кольца для наконечника.
Шафт готов, наносим разметку.
Берём стамески, косячки и начинаем преображать шафт.
Резьбу начинаю с лепестков. Не забывая о Т.Б. Резать на цилиндре сложнее чем на плоскости, да и диаметр очень мал. Зазеваешься и нож соскочит.
С листиками всё. Подчистили где это требуется. Вырезаем винт.
Вырезали, пока отложили в сторону шафт. Возвращаемся к рукояти. Обрисовали контур и выпиливаем заготовку.
Нам нужно будет соединить шафт с рукоятью, для этого мы берём саморез-глухарь.
Обрезаем нужной длинны. Сверлим отверстие нужного диаметра (по центру) в рукояти где будет соединяться шафт. И вклеиваем глухарь на клей эпоксидный. Расклиниваем зубочистками глухарь чтобы он стоял строго перпендикулярно по отношению к рукояти.
Оставляем сохнуть. А пока шлифуем шафт.
Рукоять готова, начинаем черновую обработку стамесками и гравёром.
Давим ещё малость.
Теперь стамесочками и косяками делаем деталировку.
Прорезаем глаза и шлифуем наждачкой 80-кой.
Берём игольчатый бор.
И погружая на 1-2 мм в дерево делаем зигзаги, волны на голове орла.
Меняем бор на алмазную шарошку 1-2 мм диаметром.
И проходим шарошкой по насечкам.
Проверяем как садится шафт. Если нужно подгоняем и шлифуем до финиша.
Делаем наконечник. Отрезаем нужной длинны латунную трубку, шлифуем торцы, края. Полируем паста гой.
Вырезаем резинку, формуем на шлиф машинке.
Проверяем как всё садится на трость. Если все отлично!
Наводим порядок, убираем инструмент, пыль. Уходим на покраску. Красим, тонируем, лакируем.
Источник
Опорная трость для ходьбы: виды, описание и правила подбора
Далёким предком изящной трости является посох. В начале своей истории он был обычной суковатой палкой, неоценимой помощницей в нелёгком пути каждого путника, основное предназначение которой — поддержка при ходьбе. Этот атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек, и называлось приспособление не тростью, а посохом.
Уже тогда путешественники пытались преобразить корявую ветку дерева, укорачивая её до нужной длины и украшая. Особо талантливые люди при помощи ножа вырезали на верхнем конце посоха различные фигуры, узоры. Самые удачные свои эксперименты продавали в ближайшем городе, через который пролегал его путь.
Трость менялась, приобретая разные характерные особенности: в Древнем Риме крепкая трость, обитая медью, высотой около метра была боевым оружием. В древнем Китае и Японии посох, и трость претерпели огромное множество изменений, превращаясь в боевое оружие от нунчаков до двух метровых боевых посохов которых было более 10 видов. С появлением окованного наконечника появилось копьё.
Но самым распространенным видом посоха является пастушеский посох или «валашка». Пастушество было сопряжено с определенным риском: волки, разбойники и прочая прелесть, поэтому пастухи владели посохом как своим телом. Аналогичные посохи мы можем видеть у украинских и польских гуралей, он носит название «чупрага».
Время шло, боевой посох модернизировался, превратившись в современную дубинку ОМОНа. А посох странника, употребляемый именно как «палка, на которую человек опирается во время ходьбы» со временем превратился в трость.
Чтобы определить, что перед нами – палка или обычная трость, надо как следует приглядеться к этому предмету. Разница между палкой и тростью заключается в том, что у палки обычно имеется загнутая ручка или набалдашник, на которые можно опираться при ходьбе. А вот у трости круглый или цилиндрический набалдашник, предназначенный просто для красоты.
В XVII веке это нехитрое приспособление претерпело серьёзные изменения и стало эффектным дополнением к костюму, подчёркивающее социальный статус своего владельца.
В России интерес к этому аксессуару появился во времена правления Петра I. Благодаря великому российскому реформатору элегантные трости надолго становятся элементом российского светского костюма. Оно и не мудрено. Известно, что царь с огромным любопытством воспринимал все новшества, зарождающиеся в Европе, и был хорошо знаком с европейской культурой. Петр I лично собрал большую коллекцию тростей, среди которых есть: трость-шпага, трость-линейка, трость с подзорной трубой. По эскизам царя изготовили трость, которую царь Пётр пожаловал своему сподвижнику А. Д. Меньшикову в связи с победой при Калише (1706г.) Её рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом. Придворные знали слабость Петра Великого и дарили ему трости на всевозможные праздники. Часть коллекции составляли трости доставшиеся в наследство от отца Царя Алексея Михайловича, например, одна необычайно роскошная с набалдашником из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями. А другая трость украшена золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами.
Драгоценные трости были излюбленным подарком среди вельмож и коронованных особ. Неравнодушна к тростям была Екатерина II. По случаю победы в русско-турецкой войне, датчане ей преподнесли в подарок уникальную трость с вмонтированным часовым механизмом, он приводил в движение 21 изящную миниатюру с батальными сценами. Прусский король Фридрих Великий преподнёс императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами.
Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправляли к ювелиру, и тогда стоимость трости могла быть равна фамильному состоянию. Такие трости являлись не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Их привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров, многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими произведениями искусства. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам.
Интерес к трости проявляли короли, вельможи, дипломаты, писатели и т.д. Например, у того же А. С.Пушкина тростей было много: «рабочая», «спортивная», «по необходимости» и «просто так».
Трости были мужскими, женскими, детскими, они больше не являлись символом власти, а стали знаком состоятельности, их носили разные слои населения. В зависимости от моды, в трость могли вставляться: лорнеты, зонтики, фонарики, часы и так далее. В трости врача можно было обнаружить всю аптечку, у курильщика- набор для курения, художники носили в ней кисти, а музыканты нотные листы. В одном из рассказов
О» Генри описана трость, у которой можно было отвинтить набалдашник трости а внутри была потайная фляжка. Трость дарили юноше как символ вступления во взрослую жизнь. Кроме того, трость должна была соответствовать настроению её владельца и модным течениям времени. Считалось, что каждый уважающий себя светский человек должен иметь с десяток всевозможных тростей. Именно ношение трости отличало благородного человека от простолюдина. Одним словом, трость была очень популярной. С ней ходили Шаляпин и Есенин, Маяковский и даже известный марийский поэт и киноактёр Йыван Кырля щеголял с ней.
Эта популярность не могла обойти стороной славный купеческий город Козьмодемьянск. Каждый, уважающий себя купец имел несколько тростей: повседневных, деловых, прогулочных, парадных «на выход» и так далее. Среднее сословие города, стараясь выглядеть «модно» также щеголяло с тростями, но мещане не могли позволить себе купить дорогие экземпляры. Поэтому совершенно не удивительно, что именно здесь появился не характерный для данной местности народный промысел – изготовление тростей.
Первым мастером-кустарём являлся житель Козьмодемьянска Калашников Фёдор Дмитриевич. Кустарное изготовление тростей он начал с 1863 года. Первые свои трости он изготавливал из берёзы, яблони, клёна и карельской берёзы. Мастерство мастера росло из года в год и в 1896 году его изделия экспонировались на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Что послужило толчком к развитию этого промысла в Горномарийском районе. К сожалению, до настоящего времени не сохранились трости, которые изготавливал Фёдор Дмитриевич, и о самом мастере сохранилось очень мало сведений. Но его дело продолжили и расширили жители деревень Нижние и Верхние Шелаболки.
Продолжателем дела Калашникова Ф.Д. и основоположником кустарного производства в деревне Нижние Шелаболки, ещё до революции стал Тимофей Кузьмич Барышкин. Он внёс новшества в изготовление тростей. Будучи на военной службе в Дагестане он перенял опыт и секреты изготовления раскрашенных и лакированных узорных тростей у мастеров Унцукуля. Соединив полученные знания с опытом Калашникова Ф.Д., добавив марийский национальный колорит, Тимофей Барышкин стал изготавливать уникальные, колоритные трости. От насечки серебром, составляющей важный элемент декора унцукульских тростей, местному умельцу за неимением нужных материалов, традиций, условий для развития этого дорогостоящего, ювелирного искусства пришлось отказаться. Зато хорошо была освоена характерная для унцукульского промысла декоративная система обжига тростей с помощью свечи, раскраски и покрытия поверхности лаком, отчего трость обретала нарядный вид. Форма тростей при этом постепенно модифицировалась и наряду с толстыми палками с гнутой ручкой, похожими на унцукульские, марийский резчик начал выделывать тонкие тросточки. К производству тростей мастер привлёк отца Кузьму Петровича Барышкина, а в последствии и сына Петра.
В первое время техника производства хранилась кустарями в секрете, заготовку материала производили тайно от других. Но со временем к изготовлению тростей присоединились и другие жители деревни: Никодим Сергеевич Данилов, Иван Осипович Ромашкин, Степан Львов и другие. В итоге к 30-м годам XX века только в одной деревне Нижние Шелаболки изготовлением тростей было занято 35 кустарей из 20 дворов. В день они производили 15-17 изделий. Их заработок составлял 80 – 100 рублей. Художественное изготовление тростей у горных марийцев приобрело характер промысла. Их стали изготовлять в деревнях – Шындырьялы, Носёлы, Шелаболки, Чермышево. Трости получили широкое распространение среди местного населения, а также в Поволжье, а позднее и по всей России. В первое время сбыт готовых изделий производился скупщиками из города Козьмодемьянска, от кустарей они закупали трости партиями за 3-5 копеек за штуку и отправлялись с ними по Волге от Нижнего Новгорода до Саратова, перепродавая трости на волжских пристанях. Скупщики не давали кустарям самим продавать свои изделия, создавая помехи вплоть до привлечения милиции. И только к последним предвоенным годам кустари получили доступ к свободной продаже. Их продукция быстро распространялась по Поволжью, трости стали продавать по всей России, даже в Москве и Петербурге. В послевоенные годы мода на трости прошла, и спрос на изделия мастеров упал. В последние годы XXI века изготовлением тростей занимались лишь три мастера: Ободькин Николай Константинович, Трофимов Иван Никитич и Юадаров Иван Фёдорович. На ярмарке народных художественных промыслов, которая проводилась в Козьмодемьянске 22 июня 1985 года, принимал участие только Н.К. Ободькин.
Особо надо рассказать о талантливом резчике, мастере по изготовлению тростей — Ободькине Николае Константиновиче.(1909 года рождения). Творческий стаж мастера насчитывает шесть десятилетий. Юный Николай Ободькин начал работать с 17 летнего возраста, с 1926 года, в это время почти вся деревня, примерно около 40 дворов, была занята этим промыслом, приносившим мастерам доход и славу. Изготовление тростей для него – это увлечение на всю жизнь. В свободное от работы время допоздна засиживался он над своими изделиями, каждое из которых отличается оригинальным узором. Трости, изготавливаемые Н.К. Ободькиным, выделяются резными ручками в виде клюва птицы, головы почтенного старца, ежа с иголками или изящными красивыми ручками, разукрашенными в зелёные и красные тона. В руках мастера, сучковатая палка или деревянная чурка превращались в настоящее чудо. Вот описание выжженного узора на одной из тростей: в верхней её части пять различных сюжетов, разделённых полосками из двух линий, между которыми идут точки. Центральное место занимает изображение солнышка с лучиками, а затем почти до самого низа убегают по винтовой линии цепочки с точками, а в середине сложный орнамент, скопированный с фриза деревянного дома. Орнаменты, которыми мастер украшал трости, был самым разнообразными: до 20 – 25 вариантов. Даже в преклонном возрасте Николай Константинович работал продуктивно, вдохновенно, с выдумкой и фантазией, с уверенной, окрепшей с годами сноровкой. Помимо тростей и палок мастер изготавливал указки, которые пользовались не меньшим спросом. Его произведения закупил Всероссийский музей декоративно — прикладного и народного искусства, Трости Н.К. Ободькина имеются в коллекциях многих этнографических и художественных музеях, например, Санкт Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Козьмодемьянска. Его работы не раз экспонировались на зарубежных выставках в Финляндии, Венгрии, Канаде. Вот как описал свою встречу с Николаем Константиновичем фотограф, журналист и путешественник Левенштейн Генри — Ральф Рудольфович (Джонстон): «В одной из деревень я обратил внимание на старика, который сидел на крылечке избы и держал в руках две трости. Он, видимо, услышал, что приехали сотрудники музея для приобретения экспонатов, и хотел предложить свои изделия. Трости меня заинтересовали. Крепкие, добротно сделанные, с изогнутой крючком рукояткой, их гладкую поверхность украшали спиральные и волнообразные линии, разные комбинации геометрических и растительных орнаментов. Трости имели резиновый наконечник и были, по всему предназначены для пожилых людей, имеющих проблемы с ногами. Я к таким в то время ещё не относился, но сейчас жалею, что тогда не приобрёл одну из этих красивых и удобных тростей.
Трудно сейчас, — пожаловался он – продавать трости, не то, что было раньше. Помню, когда пароходы с туристами причаливали к берегу, мои трости шли нарасхват.
Лишь годами позже я узнал, что разговаривал с последним из «могикан», который занимался изготовлением тростей – Николаем Константиновичем Ободькиным, жителем деревни Нижние Шелаболки. Сейчас его уже не стало, а с ним производство тростей прекратилось.»
Изготовлялись палки и трости трёх видов: толстые, сучковатые с изогнутым крючком – рукояткой и тонкие тросточки с резной ручкой, изображающие животных, птиц, змей и т.п. Каждый мастер заготовку материала производил тайно от других, соблюдая ряд правил и ритуалов. Дерево, с которого берут материал, должно быть здоровым, без гнили и порубов. Оно должно производить впечатление силы и надёжности, если это куст, то вызывать чувство радости, благополучия. Две ветки или сучка с одного дерева не берут. В некоторых случаях используют дерево, в которое попала молния. Подходят к дереву, кусту с востока, левая рука на сердце, правая кладётся на дерево, чтобы с ним сразу быть в контакте. Далее произносится извинение, идущее из души. Просится прощение за причиняемый вред. Затем мастер просит у дерева помощи для удачного изготовления трости, палки или жезла. Если это не сделать, в вашей памяти, отложится на подсознательном уровне, тот факт, что вы нанесли ущерб дереву, лишая его ветки, срезая её. И в дальнейшем негативная энергия скажется на работе при изготовлении изделия. Многие, когда режут живое дерево, не понимают, что ему больно. И это порождает негатив, а на изделии не должно быть никакого исходящего негатива. Если срезается или выкорчёвывается небольшое деревце целиком для трости, извинения приносят роще, лесу, деревьям вокруг. После того, как срезали – произносится благодарность, слова надо найти в душе. Срезанную заготовку сразу кладут в мешок, чтобы его никто посторонний до поры до времени не видел. Срезом вверх – к завязке мешка. На краю леса или поляны в благодарность оставляют требу – хлеб, три заговорённых каравая кладут треугольником, вершиной к дереву, последнее не обязательно, достаточно положить хлеб.
Дерево близко вибрационному фону человека, с ним легко найти контакт. Чем старше дерево, тем оно сильнее, потому что накопило энергию за много, много лет. Уже дома, на заготовке счищается маленький участок коры и на это место наносится знак, заготовки кладутся сушиться на год, вся кора не снимается, иначе от быстрого высыхания древесина даст трещины. В мешок, где лежат заготовки, кладут травы в отдельном мешочке: ромашка, валериана, зверобой, корень аира, корень папоротника. Через год работу продолжают. Заготовить материал можно с весны, начала таяния снега и до самых заморозков.
Для изготовления тростей использовали лиственные породы деревьев и кустарников с твёрдой древесиной: клён, дуб, вяз, жимолость, шиповник, орешник иногда яблоня. Но если мастер видел разнообразные по конфигурации наплывы на корнях, ветках, то обязательно срезал такую ветвь или выкапывал интересующий его корень. Такие наплывы использовали для украшения ручки. Инвентарь мастера состоит из ножа, долота, гнула, рашпиля, трубки со светильником для выжигания, шкурки, кисти для лакировки.
Работа над тростью начиналась со срезки сучков со ствола, после чего снимали кору и клали заготовки в тёплую печку для размягчения и выправления. Затем сглаживали поверхность ножиком, рашпилем и шкуркой.
После обработки на тростях выжигали различные узоры, которые наносили при помощи сальной свечки, за неимением она заменялась салом с опущенным в него фитилём, который горит тонкоструйным пламенем. На пламя через феевку дуют с соответствующей силой, направляя его на подлежащие выжиганию места, и получают рисунок, постепенно поворачивая трость. Позднее узоры наносили при помощи металлической паяльной трубки (ревка) и парафинового светильника. После выжигания трость нужно промыть водой, просушить и покрыть лаком или протереть говяжьим жиром.
Узоры были самыми разнообразными, сочетая геометрический и растительный орнамент. Особое внимание уделялось изготовлению рукоятки. Тонкие тросточки изготавливались с резной ручкой в виде птицы, змеи. Более массивные рукоятки тростей, особенно с наплывами, вырезались с более интересными композициями, в зависимости от величины и формы наплыва. Это могла быть голова животного, фигурка птицы, голова старца и так далее. Ободькин Н.К. вырезал человека сидящего на стуле. Наибольшей популярностью пользовались трости с ручкой в виде фигурки птички. Она раскрашивалась в жёлтый, коричневый цвета, красный цвет использовали для клюва и гребешка, чёрный – для глаз. В яркой, натуралистической раскраске, покрытые лаком, казалось, они выпорхнули из марийских лесов и сели отдохнуть на тросточку.
При художественном оформлении мастера избегали цветных фонов, сохраняя, светлую поверхность древесины, подчёркивая её природную красоту небольшим количеством яркой росписи. В росписи использовали гуашевые краски, которые разводили трёх – пятипроцентным раствором столярного клея. Эта красочная масса хорошо набирается на кисть, легко ложится на предварительно отшлифованную поверхность. Гуашью такой консистенции можно писать и по незагрунтованной древесине: она не растекается. Для росписи используют мягкие беличьи кисти. Изделия лакируют после просушки в течение двух – трёх часов при комнатной температуре. Под лаковой плёнкой краски приобретают звучность и сочность, а изделие – законченный вид. Мастера были настоящими волшебниками, в руках которых незамысловатый сук превращался в настоящее чудо.
Со временем трость утратила свою привлекательность и начала отходить в прошлое. В новой современной жизни места изящной тросточке уже не нашлось, их можно увидеть только в музеях. В Этнографическом музее под открытым небом им. Романова собрана небольшая коллекция палок и тростей. Каждый экспонат отличается древесиной, из которого он изготовлен, декором, орнаментом и резной рукояткой. В коллекции имеются несколько тростей, набалдашники которых выполнены с одинаковым изображением – голова старика в головном уборе, но каждая трость выполнена в своей манере.
Трость-дубинка изготовлена из ствола яблони, структура коры ярко выражена, корявость, бороздки, неровности подчёркнуты искусственно. Набалдашник цельный, вырезан в виде головы старика в папахе. Головной убор высокий, с маленьким отворотом, украшен геометрическим узором в виде ромбов в технике выжигания по дереву. Волосы и борода выделены чёрной краской, а также краской выделены и брови, что придаёт лицу выразительность. Борода в нижней части раздваивается, вырезана так тщательно, что можно различить волоски.
На другой трости голова вырезана не с такой тщательностью, как на предыдущей трости. Папаха меньшего размера, без узоров, выкрашена в тёмный цвет, борода изображена условно. Трость покрыта точечным рисунком в технике выжигания по дереву.
Среди них выделяется трость со съёмным набалдашником в виде головы старика с папахой на голове. Папаха не высокая, вырезана с широким отворотом, черты лица тщательно вырезаны, на лице ярко выделены усы и короткая окладистая борода, волосы длинные. В изготовлении данной трости мастер не применял краску, чтобы была видна структура древесины. Не смотря на то, что резьба крупная, немного грубоватая общее впечатление от трости достаточно лёгкое, изящное. Сама трость богато украшена растительно-геометрическим спиралевидным рисунком, что придаёт трости солидность.
Отдельную группу составляют трости с рукоятками в виде птиц и животных. Особый интерес вызывает трость с набалдашником в виде головы собаки. Она вырезана очень тщательно, натуралистично, тонко. В декоративной отделке трости мастер отказался от применения краски, показывая красоту натурального дерева. Узоры спиральные, нанесены в технике выжигания по дереву, слабо выражены. Благодаря этому изделие внешне выглядит лёгким элегантным, не смотря на некоторую массивность. Рукоять изогнутая, составляет единое целое с тростью.
Излюбленным изображением на тростях у мастеров являются птицы. В музейной коллекции имеется несколько таких тросточек. Одна из них изготовлена в 1960 году Н.К. Ободькиным из ствола молодой жимолости. Его трость богато разукрашена спиральным геометрическим орнаментом. Рукоять прямая, в виде летящей птицы, оперение яркое, перья покрашены зелёным, красным цветом.
Но не все трости имели резные ручки, достаточно много тростей и палок имеют простые гнутые рукоятки. Такие трости богато украшены орнаментом, красота которых подчёркнута яркими красками.
Можно бесконечно описывать красоту тростей и палок, мастерство местных кустарей – резчиков. Становится, немного жаль, что их изделия не пользуются спросом и ушли в прошлое. Будущие поколения смогут прикоснуться к искусству Козьмодемьянских и Шелаболкинских мастеров, только посетив музеи.
В наше время трости и палки можно встретить только у престарелых и больных людей, у которых проблемы с ногами. А палки и трости служат для них опорой, но изготовлены они не ручным, а промышленным способом. Нет в них индивидуальности, тепла человеческих рук, доброй энергетики мастеров.
Лобанова Софья Юрьевна
Старший научный сотрудник Отдела учёта и хранения
- Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XXI века/ Под ред. Проф. Воробьёва Н.И..- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство,1956.-160с.
- Народные художественные промыслы Марийской АССР / Материалы научно – практической конференции «Актуальные проблемы развития народных художественных промыслов и декоративно – прикладного искусства Марийской АССР».- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1988.- 120с.
- Смирнова Д.А. Кустарные промыслы (конец XIX и начало XX вв.).- Козьмодемьянск.; Козьмодемьянское издательство, 2009.- 64с.
Мануфактура находится на территории Сочинского деревообрабатывающего завода. Отсюда каждый день самолетом трости вылетают в Москву, Питер и по всей России. Курьез. На заводе только мы работаем с деревом. Остальные покупают и продают.
Вы присылаете нам скан контура ладони. Можно просто обвести руку фломастером на листе А4 и сфотографировать.
А так выглядит чертеж будущей рукояти трости. Ни одна рукоять не повторяется. Всё по науке.
Так выглядит доска заказов на трости. На каждый заказ консультант оформляет наряд. Согласовывает с вами детали. И наряд оказывается на этой доске.
В зависимости от веса и опорной нагрузки вычисляется будущий диаметр шафта. Шафт вырезается на токарно-фрезерном станке из костяного дерева, дуба или ясеня.
Елена Востротина делает огранку и гравировку на тростях.
После нанесения покрытия трость полируем и защищаем жироотталкивающим покрытием
Илья Востротин вытачивает из бронзы различные наконечники. Имиджевые, автоматические.
Готовые трости ждут упаковки и отправки курьером.
Сегодня с нами поделились красивой работой самодельной трости. Выглядит потрясно.
Для изготовления трости нам потребуются следующие материалы: медное кольцо, деревянный брусок из красного дерева, алебастр, любая старая монетка в пару копеек хорошо выглядящая и эпоксидная смола.
Далее обрабатываем брусок из красного дерева с помощью столярного инструмента, под суковатую палку на которой остались небольшие остатки сучков. А из пластилина или подобного материала делаем модель ручки для будущей трости, например в виде дельфина, который ныряет в воду. Из алебастра или гипса делаем форму из двух половинок, в которую мы и будем отливать саму ручку. В полученную форму вставить металлический стержень, который изогнуть по форме в виде ручки. А литьевую форму заполнять эпоксидной смолой с добавлением алебастрового наполнителя, что бы сымитировать кость.
Отливку обработать влажно шкуркой и очень осторожно полировать, желательно не допуская ее нагрева. В лакированную палку, после сверления под стержень, вставить ручку на клею и закрыть шов медным кольцом, тоже предварительно обмазанным эпоксидкой. Затем в ствол под ручкой врезать монету предварительно изогнутую монета орлом наружу, а на самый нижний конец трости поставить резину, которую можно отыскать в практически любой аптеке за 20 рублей.
Related Posts
Наверно никто не будет спорить с тем, что занятия спортом являются основой здоровья. А так как в зал можно успеть сходить не всегда, в силу занятости и недостатка свободного времени,…….
Сегодня уважаемый редактор ragroman, поделился с нами с еще одной интересной конструкцией. Прошу встречать самодельные качели для детей. Эх, люблю деток)) Преимущество конструкции этих детских качелей от многих других состоит…….
При строительстве любого здания, рано или поздно дело доходит до перекрытия крыши Но вот чем крыть крышу? Сейчас на рынке огромный выбор материала, но знаете, хочется чего-то долговечного и удобного…….
Я просто обожаю слушать музыку. Слушаю я её везде и дома и на работе и даже когда сплю, у меня играет музыка. Но вот досада, гонять комп из-за музыки дороговато,…….
Сегодня я хочу рассказать о своем горьком и одновременно смешном опыте по установке спутниковой антенны Оказывается, установить тарелку не составит никакого труда. Если честно я устанавливал тарелку 2 дня, но…….
Я решил изготовить для себя трость для ходьбы, которая очень пригождается при прогулках на природе, особенно по холмам и в горах.
Можно использовать для прогулок и простую жердь, но я решил декорировать её, чтобы её было интересней использовать и просто было приятно на неё посмотреть, ведь я люблю креативные вещи.
Чтобы сделать трость из дерева своими руками, вам понадобятся деревянная жердь (я использовал дуб), немного изоленты, ручка или маркер, долото и, опционально, гравёр.
Я записал несколько видео о том, как изготовить трость. В них я использую электроинструменты, но если у вас нет их под рукой — можно обойтись просто долотом.
Трость как оружие.
Трость – это короткая и прямая палка. Она не имеет изогнутости, тип дерева из которого сделана трость и ее длина варьируются.
Как оружие боя палка используется весьма давно. У египтян, а позднее у греков и римлян она входила в форму тренинга военного искусства. Полиция всего мира применяет дубинки как удобные и эффективные средства принуждения.
Короткая палка или трость являются весьма популярным видом оружия в современных боевых искусствах. Это объясняется прежде всего тем, что работа с длинным оружием развивает координацию и точность движений, «выстраивает» тело, позволяет в дальнейшем легко переходить к технике боя на других (подручных) предметах и к технике безоружного поединка. Кроме того, умение фехтовать палкой является составной частью подготовки «универсального» бойца, способного вести бой на любой дистанции. Наиболее популярной техникой для достижения перечисленных выше целей является, на сегодняшний день, филиппинская техника боя на палках, однако, наряду с ней, существует и французская система фехтования тростью. Она менее эффективна, так как существует, на данный момент, как спортивно-боевая дисциплина, но более доступна для самостоятельного изучения.
-Тренировочная трость. Подобна прогулочной или защитной трости. Она сделана из очень прочного дерева, вроде терновника или кизила. Такая трость очень тяжелая, что представляет двойную выгоду. Во-первых, при тренинге, так как она принуждает к полному выполнению движений и позволяет развить гибкость. Во-вторых – при защите, где благодаря мулине, она со своей большой инерцией бросается со всего размаха в направлении противника. Диаметр этой трости от 2 до 3 см.
-Боевая трость. Она делается из легкого дерева (главным образом из каштана), ибо должна обеспечить быстроту (для красоты и интереса боя) и совершенно исключить возможность травм. Там, где тренировочная трость сломает конечность, тонкая боевая трость причинит боль и только. Диаметр ее около 1,5 см.
-Мулине Трость представляет собой тупое оружие, предназначенное для выведения противника из строя. Она призывает придерживаться лишь тех движений, которые позволяют собрать достаточно сил, чтобы остановить или убить нападающего.
Позиции: -Сосредоточенная позиция: стойте прямо; пятки вместе, носки разведены, левая рука естественно опущена вдоль тела. Правая рука выпрямлена и слегка отведена от бока тела; кисть держит трость обычным хватом, а кончик трости располагается у середины внешнего края правой стопы.
-Боевая позиция – это положение, благоприятствующее атаке и защите. Рука, которая более ловка и сильна, размещается спереди, чтобы держать трость и маневрировать ею. Правши располагаются в правой стойке, левши – в левой. Эти две стойки симметричны.
Правая стойка наиболее распространена; впереди при этом находятся правая рука и правая нога.
Стопы разведены на один шаг, так как стойка является компромиссом между устойчивостью (боковой и продольной) и подвижностью. Правая стопа выдвинута вперед, левая стопа находится сзади и развернута примерно на 45 градусов влево. Вес тела распределен на обе ноги, но больше на задней. Корпус развернут на 3/4 влево; на прямой, голова также располагается прямо. Взгляд фиксирует глаза противника. Левая рука помещается за спину, кисть на поясе. Необходимо, чтобы в стойке слева не торчал локоть, а справа – кисть, так, как и в том и в другом случае вы рискуете задеть их при вертикальных мулине. Таким образом, с точки зрения безопасности, эта рука укрывается и прячется. Для атаки и защиты служит правая рука. Ее положению в основных движениях следует уделять большое внимание. Рука полусогнута, локоть расположен на переднем продолжении бока тела, кисть на уровне и в переднем продолжении правого плеча, ладонь повернута вниз. Трость должна держаться таким образом, чтобы ее “пятка” смотрела наружу, а “кончик” внутрь (т.е. влево от правой руки) на уровне и переднем продолжении левого плеча. Когда оба противника в правой стойке, каждый из них должен видеть кончик своей трости на уровне правого плеча противника.
Это первое упражнение, в котором ученик должен практиковаться постоянно. Ладонь обращена к земле, кончики четырех пальцев размещаются на одной стороне рукояти трости, а большой палец с другой. Держать оружие надо кончиками пальцев прочно, но гибко, уверенно, но не стискивать. Захват всей кистью лишен изящества и относительной самостоятельности действия, которые нужны для гармоничного движения. Трость – это “маленькая птичка, которую держат в кисти. Если сдавите сильно – задушите, если не прижмете достаточно – улетит”. Этот афоризм старого мастера великолепно определяет трудное искусство “держания трости”. Наше оружие должно иметь контролируемую свободу. Рука и кисть дают трости импульс, и она действует уже подчиняясь своей инерции. При мулине кисть закрывается и приоткрывается для направления трости по траектории или приноравливаются к ее движению. Не сдерживайте трость, балансируйте ею. Размещение пальцев на оружии называется “захватом трости”. Трость захватывается в 15 см от ее толстого конца, оставляя “рукоятку” выше кисти для балансирования мулине. Этот захват варьируется в зависимости от особенностей трости, быстроты движения, а также от его типа и фазы.
Передвижения: -Передвигаются в продольном и боковом направлениях, причем сначала движется стопа противоположная направлению перемещения. -Движение вперед. Повернитесь на правой стопе, чтобы переместить вперед левую стопу на длину стойки; затем повернитесь на левой стопе, вновь помещая впереди правую стопу и возобновляя стойку, продвинувшись на два шага вперед. Во время этого движения кончик трости должен постоянно смотреть на противника. -Промежуточная позиция этого передвижения – впереди левая нога, а вооруженная рука позади – называется “обратная стойка”, используется при ударах концом трости. -Обратная стойка на месте. Речь идет о размещении в указанной позиции путем скользящего прыжка из боковой стойки. -Движение назад. Движение аналогично движению вперед, но выполняется в другую сторону. -Выпад. Это удлинение стойки. Он представляет собой выдвижение вперед правой стопы, увеличивая расстояние между стопами. -Вольтижировка. Это совокупность передвижений в сочетании с уходами, позволяющие фехтовать тростью в перемещении.
Удары тростью являются рубящими ударами в противоположность ударам концами, которые являются колющими ударами. — Удары тростью простые
1.Это агрессивное применение мулине, которые развиваются в плоскости удара.
-Удар мулине в голову. Это «навесное» движение, которое проводится краем трости по верху головы благодаря вертикальному мулине. Оно может быть выполнено в кварте или в терции — как одиночное, так и в серии. Проводят его чаще всего с выпадом (для увеличения дальнобойности) и с более акцентированным колебанием вперед-назад (для увеличения амплитуды развертывания).
-Удар простой в голову. Раньше он назывался «глубоки проход». Это движение в глубину, которое навешивают по голове без мулине. Левая стопа быстро выдвигается на уровень правой стопы, чтобы создать опору. Одновременно правая рука бросает трость назад так, чтобы она свешивалась вертикально вдоль спинного желоба, ее край касается ягодиц. Правая стопа перемещается вперед в очень большой выпад, в то время как рука бросает трость вперед на голову противника. Удар должен выполняться очень быстро, он должен быть хорошо укрепленным и проводиться движением всего тела.
-Удар в лицо. Это «навесной» удар который проводится краем трости в шею или боковую часть головы противника благодаря горизонтальному мулине. Он может выполняться в кварте или в терции, одиночно или в серии. Ударяют с выпадом и движением корпуса.
-Прямой удар в лицо. Это такое же движение как при прямом ударе в голову , но проводится с поворотом и наклоном корпуса, что позволяет трости финишировать сбоку.
-Удар в бок тела. Это такое же навесное движение в кварте или в терции как при ударе в лицо, но плечи здесь наклоняются вперед таким образом, чтобы их линия определила траекторию удара трости.
-Удар по ноге. Это такое же движение как предыдущее, но с еще более выраженным наклоном плеч.
2. Удары рукояткой:
-Удар рукояткой с помощью одной руки. Он состоит всего лишь из резкого движения запястьем, которое бросает кончик трости назад, чтобы создать некоторую силу в рукоятке, которая, таким образом, выбрасывается вперед. Удар проводится снизу (в подмышечную впадину) или сверху (в лицо).
-Удар рукояткой сверху с помощью двух рук. Надо выдвинуться в обратную стойку и поместить левую кисть, ладонью вниз, на трость в 20 см. от ее кончика. Движение становится в таком случае коротким боковым ударом, проводимом рукояткой. Это соответствует удару прикладом винтовки. Удар проводится, главным образом, в лицо. -Удар рукояткой снизу с помощью двух рук. Надо выдвинуться в обратную стойку и захватить трость как в предыдущем случае, чтобы провести рукояткой апперкот в подбородок или под «ложечку».
Эти удары рукояткой проводятся на месте или с перемещениями.
3. Удары концами Удары концами являются колющими ударами. Они очень быстрые и могут использоваться как останавливающие удары.
-Удар кончиком с помощью одной руки. Он проводится в положении правой стойки с выпадом или перемещением вперед с силой вытягивая руку. Удар может быть ныряющим (сверху-вниз) или восходящим.
-Удар кончиком с помощью двух рук. В положении обратной стойки поместите левую кисть, ладонью вверх, на трость в 20 см от правой кисти и бросьте кончик оружия в направлении подложечной впадины. При начале из боевой стойки этот удар должен проводится с «ходом вперед». В темпе обратной стойки, трость сзади и, следовательно, буде с силой брошена к противнику, когда правая стопа вновь окажется впереди.
-Удар пяткой. Это движение выполняется при помощи двух рук, кончик трости направлен назад и на уровне лица. Левая кисть помещается на трости (ладонью к себе) в 20 см от ее кончика. Обе кисти бросают пятку в шею или подложечную впадину противника. Это движение выполняется, главным образом, при «ходе вперед» или прости при «выступании вперед».
Источник