Как украсить стены гипсом своими руками

Идеи декора с рельефной гипсовой лепкой на стенах, которые помогут украсить дом

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Оригинальные гипсовые панели, рельефные рисунки могут украсить интерьер, в каком бы стиле не задумывалось оформление. Столь универсальный декор, созданный из натурального и доступного материала, можно не только заказывать в художественной мастерской у профессионалов, но и создавать самостоятельно. А для того, чтобы знать стоит ли заменить приевшиеся обои на нестандартное панно, неплохо бы взглянуть на варианты оформления, которые мало кого оставляют равнодушными.

1. Почему стоит обратить внимание на гипсовый декор

Гипсовые элементы декора — это простой и оригинальный способ украшения интерьера любого помещения. Даже несмотря на то, что современный стиль тяготеет к ровным поверхностям стен и потолков без всяких вычурных коробов и разноцветных огней, от элементов декора в виде небольшого панно или эффектного 3D-рисунка отказаться сложно.

Если правильно расставить акценты, декор из гипса выгодно подчеркнет достоинства интерьера и скроет его недостатки. Помимо эстетической стороны использования этого популярного материала, он обладает еще и рядом положительных свойств:

— экологически безопасный материал;
— высокая огнеупорность;
— выдерживает резкие перепады температур;
— поддается дополнительной обработке (окрашиванию, золочению, патинированию);
— можно использовать для оформления фасадов;
— без проблем реставрируется и имеет довольно длительный срок эксплуатации.

Несмотря на неоспоримые плюсы, у это материала есть и свои минусы:

— гипс впитывает влагу, что приводит к образованию грибка (можно предотвратить с помощью специального покрытия);
— значительный вес, что требует установки только на крепкой основе, которая не реагирует на вибрации.

2. Какой гипсовый декор в интерьере квартиры/дома выбрать

Купить готовые гипсовые панели легче всего, но они не всегда могут подойти по размеру. Поэтому лучше создавать особенный стиль интерьера собственными руками, ведь работа с гипсом особых художественных талантов не требует, да и семейный бюджет при этом пострадает минимально. Единственное, что нужно – это иметь желание, вдохновение и небольшие навыки работы с пластичными материалами (лепка из пластилина и даже тугого теста) или просто использовать готовые формы для отливки материала.

Перед тем как приступать к работе, нужно определиться с художественной концепцией, которая должна дополнять интерьер, а не идти в разрез со стилем оформления. Авторы Novate.ru советуют обратить внимание на то, что объемные и масштабные композиции хорошо будут смотреться на больших площадях, а вот в крошечных комнатах лучше подумать об утонченных рисунках или нежных панно.

Так же не стоит забывать, что гипсовые элементы декора привлекают к себе основное внимание, поэтому в проблемных местах их лучше не делать, чтобы не усугубить ситуацию. Хотя в качестве маскировки различных коробов, за которыми прячутся коммуникации, подобное декорирование будет как нельзя кстати.

Если вы хотите украсить комнату городским пейзажем, сценами средневековой жизни или создать карту мира с природным ландшафтом со скульптурным изображением континентов и островов, то с такими идеями нужно обращаться уже к профессионалам, самостоятельно подобные картины создать мало кому удастся.

3. Как правильно отливать гипсовые элементы

Первое, что нужно запомнить, что гипс очень быстро схватывается, особенно при густом замесе, поэтому у вас не будет времени на поиски нужного инструмента или вспомогательных жидкостей. А это значит, что все необходимое должно быть под рукой.

Важный момент: Если хотите, чтобы декоративные элементы были гладкими и долго прослужили, не стоит покупать обычный строительный гипс. Для этих целей подойдет гипс повышенной прочности или специальная скульптурно-литьевая смесь. Эти материалы так же экологически чистые, натуральные, гипоаллергенные, но при этом они более точно воспроизводят рельеф формы, имеют высокую механическую прочность, долговечность и совместимы с любыми красителями.

Сначала подготавливаем инструмент (кисточку, шпатель, канцелярский нож), формы (силиконовые, резиновые или сделанные самостоятельно), исходный материал (любой из вышеперечисленного), вспомогательные жидкости, которые помогают отделить застывший элемент от формы и воду. Если форма будет из силикона или резины можно ничем не смазывать, в других случаях необходимо приобрести жидкий силикон, разделительную смазку, также можно использовать обычное растительное масло или мыльную воду.

Непосредственно перед разведением водно-гипсовой смеси смазываем форму, потом строго по инструкции делаем раствор и сразу же приступаем к заливке. Медленно выливаем часть состава, затем мокрой кисточкой распределяем раствор по дну формы, выгоняя пузырьки воздуха и выливаем остальной материал.

Чтобы избавиться от пузырьков воздуха формы с залитым гипсом немного постукиваем, создавая вибрацию, причем все эти манипуляции делаем сразу, пока раствор не схватился. А когда материал немного застынет следует привести в порядок обратную сторону изделия, убрав лишний гипс.

Читайте также:  Клинок ассасина сделанный своими руками

После полного высыхания материала форму переворачиваем и извлекаем готовый элемент. Если на краях образовались неровности их лучше аккуратно срезать канцелярским ножом, можно сгладить и наждачной бумагой.

4. Закрепление элементов гипсовой композиции на стене/потолке

Когда вся композиция или ее часть будет готова, на подготовленную стену/потолок тонкими линиями наносятся контуры рисунка или четкие линии. При необходимости нужно использовать уровень. А вот способы монтажа этих деталей зависят от их веса, объема, а также от того где они будут закреплены. Небольшие гипсовые элементы как на стену, так и на потолок обычно крепятся с помощью шпаклевки. Более массивные и тяжелые части композиции мастера рекомендуют закреплять с помощью дюбелей и шурупов. Но для того, чтобы металлические детали не испортили ржавчиной всю картину, их предварительно обрабатывают антикоррозийными средствами.

Хитрости закрепления: Чтобы шпаклевка хорошо сцепилась с гипсовыми элементами как на поверхности стены/потолка, так и на самой детали, лучше сделать насечки. При соединении двух поверхностей лишний материал шпаклевки/цементного раствора нужно убирать сразу.

После того, как композиция завершена можно приступать к окрашиванию деталей и прилегающих поверхностей. В этом процессе стоит руководствоваться общей концепцией стиля, но не перегружать разноцветьем и обилием золотых вкраплений, чтобы не свести все усилия на нет. В большинстве случаев дизайнеры советуют использовать белые тона, которые точно не удешевят ваш интерьер, а только подчеркнут изысканный дизайн.

Пришло лето, а это значит, что ремонты в квартирах могут и подождать. Как правило, те, у кого есть загородные дома или дачи, в эту пору уделяют больше внимания их обустройству и украшению. И следующие 5 идей помогут определиться, как же все-таки организовать уютную зону отдыха на летних верандах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Барельеф своими руками для начинающих

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

    Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

Основной инструмент для формирования рельефа при декоративной лепке на стенах

  • Шпатель. Это технический инструмент. Им накладывают на кельму раствор, подбирают излишки, очищают. Также с его помощью наносится раствор на стены, создавая базовый слой, добавляя затем в нужных местах для глубины.
  • Мастихины. Небольшие по размерам лопаточки разной формы. Ими можно наносить состав, убирать его, формируя нужный рельеф.
  • Скульптурные стеки. Двусторонний профессиональный инструмент скульпторов с разного вида и размера небольшими лопаточками и лезвиями. Используется для формирования мелкого рельефа, детализации и точной прорисовки. Этот инструмент стоит приобретать, если вы решили сделать не один барельеф на стене или потолке, а превратить это занятие в основное.
  • Медицинский скальпель. Без него можно обойтись, но он делает очень точные срезы. Профессионалы имеют несколько скальпелей разного размера и формы.

    Для точной прорисовки и коррекции

  • Стамески для резьбы по дереву. Свежий гипс они режут не хуже древесины. Стамески есть самые разные, с разными формами и размерами режущей части. Подбираются в зависимости от формы, которую надо вырезать.
  • Кондитерский шприц. Специальных инструментов такого плана нет, так что приходится пользоваться таким. Им удобно добавлять небольшие порции материала. Такая необходимость возникает, когда срезали лишнее. При выборе обратите внимание на то, чтобы поршень плотно прилегал к стенкам тубы, иначе раствор будет вылезать. На одну работу приходится покупать несколько штук — шприцы быстро ломаются.
  • Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

    Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

    Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

    Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

    Подготовительные работы

    Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

    Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

    Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

    При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

    В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

    Формирование мелких деталей

    Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

    Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

    Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

    Формируем основные рельефы

    При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

    Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

    В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

    Самое толстое место — голова

    В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

    При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

    Для детализации прорисованы чешуйки

    После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

    По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

    Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

    Барельеф на стене на морскую тему готов

    Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


    Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

    Барельеф на стене: фото-идеи

    Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.

    Источник

    Читайте также:  Как сшить боксерскую грушу своими руками
    Оцените статью
    Своими руками