Мастер-класс по изготовлению русского народного костюма южных регионов (поневный тип)
Лилия Бровкина
Мастер-класс по изготовлению русского народного костюма южных регионов (поневный тип)
Русский народный костюм представляет собой сложную систему мироздания,это космология крестьянской жизни. Народный костюм сложный,интересный и необычный по своему содержанию,нам современным людям уже странно видеть такие комплексы одежды и представить себя в них сложно. Сложилось стойкое убеждение у большинства людей,что русский народный костюм это сарафан чуть расклешенный к низу с аляповатыми цветами,нет это не является народным костюмом, а лишь его подражание. В русском костюме нет случайных цветов,все цвета имеют сакральное значение: белый,черный,красный. Так же как и орнамент,нет случайных рисунков на костюме –это зашифрованное послание для окружающих. Еще в эпоху матриархата, когда сложился культ роженицы, находили статуэтки матери прородительницы,ее образ можно найти: в резьбе на наличниках домов, причелин, на резных полотенцах домов,в русской народной вышивке и соответственно и в костюме. Женщина богато украшала наряд, еще будучи не замужней девушкой она вышивала себе приданое с пожеланиями счастья и процветания ее семьи. После замужества она уже вышивала и семейный статус и количество детей,и пожелания еще иметь детей и многое другое. Все символы и образы уходят глубоко в древность их смысловую нагрузку хорошо и подробно описал в своих книгах Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян», он находит завитки – змеи символ воды,ромб с точкой –плодородие… Тоже самое в костюме,все символично. Красным цветом вышивали края рукавов,горла,подол рубахи для того, чтобы злые духи не проникли и не навредили человеку. Голову замужняя женщина покрывала и волос не показывала, чтобы не навредить своей семье. На голову одевали сороки, кички, платок сверху на кокошник. На шею вешали гайтан –оберег с плетеным орнаментом, бусы в больших количествах.
Поневный тип – Я делала костюм тульской области,наиболее яркий архаичный в своих представлениях и самобытности. Делала не один раз,но каждый раз он завораживает своей красотой. Состоит из рубахи сшитой из холста и богато украшенной вышивкой по подолу,горловине и рукавам. Понева -юбка самый древний ее тип – прямой кусок холста сшитый из трех прямых полотен и собран на веревку на талии, шили поневу из шерсти в клетку красного цвета.Низ ее богато украшен вышивкой :как правило это ромбы, клетка с точкой,завитки-змеи. В более прохладное время одевали душегрею по краю также ее украшали орнаментом. На шею плели из бисера гайтан-пояс с языческим орнаментом так же это ромб,ромб с точкой по середине, очень интересны они по своей красоте и самобытности плела такой еще будучи студенткой –полностью сделав копию орнамента. Сзади на поневу нашивали бутоны-розетки из ярких лент и к ним пришивали ленты основных цветов,но в более поздние годы добавляется синий,зеленый,желтый. На голове сорока из ярких разных лент. Край также украшался висящими лентами,пушками,помпонами,бисером. Если посмотреть на него в целом то сравнение с птицей явно прослеживается в нем, для древнего человека петух символ солнца. Корова символ плодородия-отсюда кичка головной убор с рогами.
Изготовление.
Нам понадобится для рубахи: белая ткань желательно похожая на тканую,ленты с красным орнаментом славянский рисунок-это ромбы,геометрические цветы, женщина с поднятыми руками в верх, птицы, конь, солярные знаки. Размер ткани — длина рук от пальцев одной руки до пальцев другой руки.
Для поневы: черная шерсть с рисунком в клетку, я строчила клетку сама на машинке красными нитками. Лента с золотым рисунком огурца, или славянскими солярными знаками, красная лента, лента для пояса. Размер 1,5 обхвата бедра куклы.
Сзади вешали на поневу розетки из лент,могли пришивать и колокольчики,по низу розеток пришивали ленты разноцветные.
Для душегреи: черная шерсть,размер обхват груди помноженный на 3 (для складок на спине).Лента для лямок и декорирования верха и низа душегреи. На спинке закладываем складки,спереди складки не делать.
Для сороки: ткань для основы шириной высота от лба куклы до макушки + 5 см., и длиной 3 обхвата вокруг головы. Ленты разных цветов,маленькие ленты шириной 0.5 см для декорирования сзади,лента для декора спереди на лбу.
Украшения на шею бусы красных,черных и белых цветов,либо сплести гайтан.
Свою крестьянку я делала для ознакомления с искусством-русским народным костюмом.
«Тип Кишечнополостные». Конспект урока по биологии 7 класс Конспект урока по биологии 7 класс Учитель – Майко Е. А. Дата: Тема: Тип Кишечнополостные. Цель: изучить характерные черты внешнего и внутреннего.
Консультация для воспитателей «История традиционного русского костюма» Консультация для воспитателей на тему : «История традиционного русского костюма.» Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему.
Мастер-класс «Изготовление ростового костюма для персонажа «Мойдодыр» Уважаемые, коллеги!Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению ростового костюма для персонажа из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Мастер-класс по изготовлению костюма «Арлекин» Недавно в нашем городе проходил творческий конкурс среди детских садов, в котором было несколько номинаций. В первой номинации нужно было.
Мастер-класс по изготовлению костюма богатыря Однажды в журнале » Музыкальный руководитель» (не помню какой номер и за какой год)увидела замечательную идею, как сшить кольчугу из пакетов.
Мастер-класс по изготовлению рожек для костюма козлят к сказке «Волк и семеро козлят» Каждый год в нашем дошкольном учреждении проводится инсценировка сказок. В этом году мы с ребятами подготовительной группы решили поставить.
Мастер-класс по изготовлению элементов костюма сказочных героев-животных для организации театрализованной деятельности в ДОУ Авторский коллектив: учитель-дефектолог Бебякина Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования Попова Галина Васильевна, старший.
Мастер-класс Элемент костюма «Вифлеемская звезда» Ежегодно в Ленинском районе Нижнего Новгорода проходит конкурс — фестиваль «Вифлеемская звезда». В этом году воспитанники моей группы приняли.
Проект-презентация «Из истории народного костюма» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.
Источник
Мастер-класс «Юбка панева»
Понева, как элемент традиционной русской женской одежды
Юбка как национальный элемент костюма.
Панёва (понёва, понява, поня, понька) — это поясная одежда из трёх и более сшитых кусков ткани, специально сотканных из шерсти специально изготовленных на ткацком стане. Понёва оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника – шерстяного шнура.
Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда. Понёва была распространена в южных регионах Руси .
Панёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие. Оба типа присущи областям южной России. Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная. Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная юбка, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.
В России ещё в начале 20 века по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина.
Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Калужскую, Орловскую, Рязанскую и Тамбовскую области предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.
Количество же украсов, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Вот так! Посмотрел на одежду и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской одежды.
Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три несшитых полотнища. Почему полотнищ было несколько, становится понятным, если учесть, что ширина ткацкого станка была от 0,35 м.
В Рязанской, Пензенской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовск о й губерниях понёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс. Вариантом является понёва-плахта с разрезом спереди.
В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое – «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.
Воронежские и Тамбовские понёвы очень знамениты своими расписными узорами. Они украшались яркими нитками, украшались различными блестками и необычными швами. Кроме орнаментов, еще и яргамы украшалась понёва. Что это за декоративные элементы? Это символ солнца, бога Ярилы. Ярг на подоле юбки могло быть от одного до одиннадцати. Каждому празднику соответствовало определенное их количество. Саму праздничную юбку одиннадцати ярг девушка надевала на важнейшее событие в жизни — свадьба. Ближе к старости носили поневу, на которой было только такое обозначение.
Во времена древних славян даже существовал обряд, который заключался в надевании понёвы девушками, готовыми к сватанию. После того, как девушка вышла замуж, она не имела права снимать такую юбку, до самой смерти.
Такая очень удобная вещь, как понёва, просуществовала вплоть до 20 века. Через некоторое время ее стали считать элементом крестьянской одежды, и городские девушки отказались от такой своеобразной юбки. Образ сельской барышни больше не привлекал городских человек. Об этом говорят источники, в которых описывается повседневный быт крестьян. Но несмотря на это, поневу не исключили из ряда традиционных российских нарядов, которые будут хранить история на протяжении долгих лет. Сохраняя традиции наших предков годы, мы отдаем дань уважения и памяти нашей истории. Быть может, кто-то посчитает необязательным интересоваться бытом своих предков, но и лишними такие знания никогда точно не будут.
ПОШИВ ЮБКИ «ПАНЕВА»
Инструменты для изготовления юбки «Панева»:
Источник