- Как сшить папаху?
- Из чего будем шить?
- Выкройка шапки
- Технология пошива
- Особенности шитья папахи казака своими руками
- Папаха казачья — Традиции, виды папах, и как сшить своими руками!
- Традиции папахи
- Виды папах
- Как сшить своими руками
- kak_eto_sdelano
- Как это сделано, как это работает, как это устроено
- Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Как сшить папаху?
Папаха, как вид мужского головного убора, является неотъемлемой частью у многих народностей земного шара, а так же как один из элементов военного обмундирования. Изготавливается она, как правило, из овечьей шкуры или каракуля. Имеет форму цилиндра или полусферы с плоским или вогнутым дном. Как сшить самому такую вещь, вы узнаете из нашей статьи.
Из чего будем шить?
У казаков она называется кубанка. Для них этот предмет одежды считается символом культуры и чести ещё со времён Первой мировой войны. Существует две разновидности, отличающиеся между собой по высоте. Это непосредственно сама кубанка – около 10 см, и папаха, её высота достигает 19–20 см. Мы будем шить именно кубанку. Есть несколько способов, но хотим предложить вам самый простой из них. Для этого необходимо приготовить:
- швейную машинку;
- оверлок;
- ножницы;
- роликовый нож для раскроя;
- мех цигейку (натуральный или искусственный каракуль чёрного цвета);
- красное сукно (драп, кожа, фетр);
- тесьму узкую серебристую (шириной примерно 1 см);
- флизелин клеевой для усиления деталей;
- хлопчатобумажную тесьму;
- подкладку, желательно с утеплителем из синтепона;
- выкройки из плотной бумаги;
- нитки;
- булавки;
- сантиметровую ленту;
- линейку;
- мел портновский;
- маркер.
Выкройка шапки
Мы будем строить выкройку для 58 размера высотой 12 см. Если у вас имеется опыт шитья, вы сможете расчертить сразу на ткани. А новичкам советуем сделать её сначала на бумаге. Итак…
Нарисуйте прямоугольник 58х14 см.
- Отложите по верхнему краю по 2 см с обеих сторон. А с нижней части по 2 см на боковых частях.
- Найдите центр, проведите линию. Соедините все точки, и у нас получится закруглённая деталь.
- В верхней части по центральной прямой вниз отступите 1,5 см и тоже соедините все точки. Это будет бортик.
- Теперь для того, чтобы сделать дно, нужно просто нарисовать окружность диаметром 16 см.
Важно! При раскрое не забывайте оставлять с каждой стороны необходимые расстояния для припусков на швы.
Разложите на ровной поверхности меховую ткань, так чтобы направление ворса лежало в левую сторону. Снизу у нас уже имеется припуск 2 см, а вот сверху и по бокам следует добавить по 3–5 мм. На изнаночной стороне меха обведите выкройку маркером. На красном лоскутке и деталях подкладки обведите мелом или мылом. Из подкладочной ткани вырежьте детали с припусками 1 см кроме нижнего края.
Внимание! Меховые детали следует раскраивать только лезвием или острым скальпелем, когда нет в наличии специального инструмента.
Технология пошива
Начинаем собирать детали. Если у вас подкладка идёт без утеплителя, необходимо её соединить с синтепоном и простежить на машинке, установив длину интервала на максимум. Но лучше купить уже готовую, это сэкономит время и облегчит работу. Итак…
Стачиваем с изнаночной стороны оба прямоугольника из основной и подкладочной ткани.
- Швы обмётываем. При отсутствии оверлока обработать зигзагом.
- С лицевой стороны делаем декоративную строчку, отступив от шва в обе стороны 2–3 мм, чтобы он получился вразутюжку. Важно! При работе с меховыми деталями обращайте внимание на то, чтобы он не растягивался и не ложился складками. Иначе вещь получится перекошенной, деформированной.
- Вшиваем круглую деталь в боковую часть, предварительно сколов, а затем сметав их.
- На изнаночную сторону надеваем деталь из флизелина для придания изделию более плотной формы.
- Совместите швы и пришейте вручную методом вперёд иголка, при этом прокладывая размерную хлопчатобумажную ленту.
- Низ папахи подворачиваем и пришиваем к флизелину, одновременно слегка захватывая кожу.
- В той же последовательности проводим все операции с подкладочной тканью.
- Разутюживаем швы.
- Вывернув основу и подкладку на изнаночные стороны, скалываем вместе по низу. И также вручную через край сшиваем, аккуратно совмещая, чтобы захватить все участки.
- Выворачиваем шапку. Слегка проводим влажной рукой по меху, чтобы он лежал ровным слоем, а затем проходим щёткой. Ворсинки, попавшие в швы, освободить с помощью иголки.
- Надеть на какую-нибудь кастрюлю, чтобы дать просохнуть. После этого расчесать ещё раз. Наша кубанка готова.
Особенности шитья папахи казака своими руками
Для пошива этого изделия обычно используется натуральный или искусственный каракуль, грубая овчина или облагороженный мех. На дне шапки обязательно располагаются полоски в виде креста. Раньше считалось, что это несёт в себе смысловую принадлежность к православной вере. Но некоторые историки утверждают, что в этом нет определённого скрытого смысла. Это просто дань традициям, самобытной культуре.
Немаловажное значение имеет цвет верхней части. На территории РФ существует около двадцати разновидностей казачества, в зависимости от места проживания, имеющих свои отличия. Например, кубанские казаки носят красные оттенки, терские – синие, астраханские – жёлтые.
Все они поклонники нравственности и морали, считают, что нужно заслужить право носить данный головной убор. Для этого проводятся состязания для демонстрации физической силы и навыков рукопашного боя. Проверяются теоретические знания по истории, владение боевым оружием и способность работать в команде.
Источник
Папаха казачья — Традиции, виды папах, и как сшить своими руками!
Папаха казачья — непременный атрибут казачьего костюма. Высокая шапка из меха овцы с суконным верхом не просто согревала владельца, а была символом чести, ответственности, достоинства. Папаха для казака — продолжение его головы. Потеря папахи наказывалась исключением из казачьего сословия. Казачий магазин Атаман 77 предлагает папаха казачья купить в Москве.
Каталог казачьих папах в магазине Атаман — https://ataman77.ru/catalog/group23
Традиции папахи
Первоначально донские и кубанские казаки шились для войны из меха волка, медведя и барана, так как только такой мех мог смягчить удар сабли или шашки. Затем папахи прочно вошли в казачий быт. Интересны некоторые традиции казачества, связанные с ношением папахи:
- Недопустимо было выйти на улицу с непокрытой головой без папахи.
- Молодые казаки забрасывали папаху в окошко избранницы и ждали какой будет ответ. Если шапка быстро выкидывалась обратно, значит отказ.
- Папахой голосовали на круге.
- Перед атаманом шапку снимали.
- Брошенная папаха в споре на землю означала последний аргумент.
За отворот папахи прятали важные бумаги и зашивали дорогие вещи: молитвы охранные и иконки.
Виды папах
Сейчас папахи шьются из овчины. Шапки различаются по цвету, по высоте шапки, по длине ворса, по форме. Традиционные цвета казачьих папах из овчины: черный, бурый, серый, белый. Суконное донце может быть разных цветов: красного, желтого, синего, черного, зеленого. На габардиновый верх часто нашивались 2 тесьмы крест-накрест. Высота головного убора могла быть разной от 10-12 см до 22 см. В 19-ом веке предписывалась военная папаха 22 см, красноармейские кубанки шились высотой 10-11 см, с 1955 года шапки шились высотой 17 см. Высота папахи Али Аскерова — от 12 см до 20 см.
Как сшить своими руками
Сшить папаху несложно, но для этого необходимо обладать навыками работы с мехом. Например, для 58 размера, чтобы начертить выкройку нужно:
- нарисовать прямоугольник 58х14;
- отложить по верхнему краю 2см с обеих сторон, с нижней части по 2см на боковых элементах;
- найдите центр, проведите линию и соедините все точки. Получится закруглённая деталь;
- Сверху по центральной прямой отступите вниз 1,5см и так же соедините все точки. Получится бортик.
- Дно — это окружность диаметром 16 см.
При раскрое сверху и по бокам добавьте 3-4мм на припуск. При пошиве подкладку нужно соединить с синтепоном для придания формы изделию. Сначала стачиваются основная и подкладочная ткань. Затем в боковую часть вшивается круглая деталь. Вшивается форма из флизелина. В конце подшивается низ.
Казачья лавка предлагает папахи разной формы и размеров для повседневного ношения и для парадной казачьей формы по недорогой цене.
Источник
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
— Будем шить папаху, как у Хабиба, — у него простая овечья. Курбан достает подготовленную шкурку из стопки на полу и раскладывает на невысоком столе. Лекала несложные, напоминают круг и прямоугольник. Прикладывает к шкурке и обводит ручкой. — Я за Хабиба болел, да не только я, все болели, — говорит он и достает большие железные ножницы для стрижки овец. Темные, массивные и очень старые.
В дагестанском селе Тебекмахи, где живут мастера-шапочники, каждой победе бойца смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова радуются особенно. Вместе с популярностью Нурмагомедова растет спрос на традиционную кавказскую папаху, в которой боец выходит с первого дня выступлений в UFC. Поначалу на западе ее принимали за парик, но теперь этот головной убор прочно ассоциируется с дагестанцем.
Хабиб часто дарит такие друзьям из спортивного мира, а сам носит белую папаху, которая досталась ему от деда, и очень ею дорожит. В Тебекмахи эти папахи называют кукка, и она только один из множества головных уборов, которые шьют здешние мастера.
Дорога из Махачкалы в Тебекмахи занимает два с половиной часа. За окном мелькают сады, капустные поля, похожие на зеленые озера, встречаются грузовики, груженные белокочанной. Гравийная дорога серпантином вьется в горы, к голым скалам. Навигатор в машине выдает — высота 1600 метров над уровнем моря.
— Не ждем ни дождя, ни солнца, как соседние села, у нас работа есть всегда, — говорят тебекмахинцы. В селе гордятся тем, что им никогда не приходилось голодать: выручал промысел. Рассказывают, что когда-то в Тебекмахи пришел житель села Салта, по имени Бек. Он поселился на окраине, в пещере — поговаривали, что скрывался от кровников. У него сельчане и научились обрабатывать коровью кожу, делать уздечки, седла для лошадей, грубую кожаную обувь, а постепенно взялись и за обработку овчины. Дело было выгодным.
Сегодня в селе 800 хозяйств, почти в каждом шьют разнообразные головные уборы. Кто-то работает на оптового покупателя, кто-то выезжает «на сезон» в «Россию» — так называют тут все части страны, что не Кавказ. В прежние времена уезжали только мужчины, однако имам местной мечети призвал сельчан не оставлять семьи. Теперь чаще уезжают вместе, детей устраивают в школу и в детсады по месту прибытия.
Привозят товар, а на месте покупают новые модели, чтобы «разбавить свои»: покупатель избалованный и требует ассортимента. На выезде не сидят сложа руки — забирают с собой станки, сырье, инструменты. Женщины вяжут шерстяные носочки, платки, шапочки — реализуют вместе с шапками.
— Если сезон хороший будет, много детей будет. Что еще надо? — задает сам себе вопрос житель села Магомедрасул. — Наши люди работящие, дружные, организованные — скинулись и забетонировали пять километров дороги, построили накопители для воды возле родников.
Солнце слепит, он надвигает козырек шапки на глаза: руки крупные, грубые, в трещинках.
— Молодежь редко переезжает в города. В селе есть работа, зачем уезжать? — удивляется он вопросу.
— Строят новые дома, семьи заводят, вон, у нас новый детский сад на 120 мест, а уже нужно в очередь записываться. Шерстяные руки Дом мастера Курбана Курбанова стоит за высоким каменным забором с коваными воротами, запертыми на тяжелый засов. На колышки натянута сетка, сверху сушатся овечьи шкурки. Во дворе пристройки из пиленного дербентского камня — здесь хранятся шкуры и всевозможные инструменты. Двери нараспашку, однако стоит отчетливый запах овчины.
— Купил 700 штук — все лето стирал, — говорит Курбан. — Те, что идут на папахи, выделываю сам, те, что на чехлы для сидений авто и жилетки, сдаю на выделку — получаю мутон. Мастерская в доме светлая, просторная, видны лекала, тиски и швейная машинка, в углу стопкой лежат овчинки, прошедшие выделку. — Работает в дальней комнате, а шерсть по всему дому, — сетует жена Курбана Хазинат.
— Каждое утро начинается с генеральной уборки.
Курбан Курбанов Дед Курбана работал плотником — ему 96 лет, он и сейчас в хорошей форме, но ездил в другие районы продавать шапки. Отец — строитель, «золотые руки», брался за все, находил время и на шапки.
— С детства видел, как они работают, учился понемногу, — вспоминает Курбан.
— В первом классе помогал матери, работал на ножной швейной машинке. А через несколько лет освоил электрическую. Дела не всегда шли хорошо, пришлось потрудиться и в чужом цеху. Время было тяжелое, выгода небольшая, а конкуренция жесткая. Обрабатывали шкурки, шили ушанки из стриженой овчины.
— Работали там вместе с братом. Увидел у кого-то на голове или на чужой точке шапку — тут же готовил лекала и шил. Третья-четвертая точь-в-точь как оригинал выходила, — смеется мастер.
— Торговцы не любят конкуренцию — лекала никому не дают. Было время, когда Курбан забросил дело — ремонтировал автомобили, но снова вернулся к шапкам. У мастера большая семья — пятеро детей. Дочь Раисат окончила 9 классов и ушла из школы. В селе это не редкость, часто случается так, что в старших классах остаются одни мальчики. Теперь Раисат вместе с мамой ведет домашнее хозяйство, помогает отцу. — Двое сыновей еще совсем маленькие. Старший, Муслим, правду говоря, вообще не хочет заниматься шапками, уехал к дяде на ферму, за главного там, — рассказывает Курбан.
— А вот Гамиду интересно. Если прибыль будет хорошая, не бросит.
На изготовление одной папахи уходит два дня. Сшить изделие можно довольно быстро, если рука «набитая». Главное же — это подготовка шкурки. Баранов режут в начале мая, до стрижки, в это время ворс — в самый раз. Овец разводят в селе и на принадлежащих тебекмахинцам кутанах в низменном Ногайском районе. Там находится один из крупнейших сельскохозяйственных производственных кооперативов в республике
— 11 тысяч голов мелкого рогатого скота. Если шкурок оказалось недостаточно, мастера докупают их на рынке в Хасавюрте по 130 рублей за штуку. Хороший мастер по шкурке сразу определит откуда барашек — выращенный в селе или в Ногайском районе, а может, в аварских или в лезгинских землях. Ошибаются редко. Чтобы сохранить свежую шкурку, ее солят и наносят на нее специальный раствор. Если обработать плохо — вылезет ворс. Сушат шкуры под открытым небом.
Прежде чем приступить к шитью, шкуры замачивают в воде и через несколько часов пробуют поскоблить внутреннюю часть. Если поддается легко, приступают к следующему этапу: лезвием косы соскребают со шкуры остатки мяса и жир. Дальше наступает время стирки. Стирают овчину ногами в горячей мыльной воде. Делают это на берегу речки Акуша, которую местные ласково называют Акушинкой.
Река извилистая, вдоль берега растут густые кусты облепихи и шиповника. За зарослями никого не видно, только слышны голоса — переговариваются мужчины, женщины, дети. Здесь же, на берегу, расставлены ржавые железные бочки для «мочки», закипает вода на кострах. Под кустом наспех брошенные резиновые сапоги и перчатки, другие аккуратно развешены на ветках — сушатся. Рассказывают, что летом тут много народу — чаще мужские компании, реже приходят семьи.
— Стирать — мужское дело, а женщины просто помогают. Мокрая шкура тяжелая, нелегко женщине справиться, — говорит тебекмахинец Али.
— А дети что? Считай, на экскурсии. Его жена Патимат рассказывает, что Али скоро уедет на сезон. — Зовет с собой, но я сама не хочу — в селе лучше останусь с детьми. Говорит, что не переживает вовсе. Это прежде не знали, как живут вдали родные, и ждали писем. А теперь — достаточно взять в руки телефон. Стираные шкурки опускают в реку на деревянных досках, где поток воды промывает заготовки. Овчину надо постирать несколько раз. С каждой новой стиркой она все красивее — ворс «распускается». Остается перевезти ее домой и хорошенько просушить.
Бой с папахой Из одной овчины обычно получаются две папахи. Курбан берет выкройки и направляется к швейной машинке. Складывает прямоугольник из шкуры пополам и сшивает концы. Прилаживает получившуюся «трубу» к круглой «крышке» — и папаха приобретает узнаваемую форму. Эти же лекала идут на внутреннюю часть. Готовая подкладка напоминает мешочек, осталось соединить ее и внешнюю часть вместе.
— Теперь заготовку сажаем на деревянную болванку, — показывает Курбан. Несколько поворотов рычагом — болванка расходится на две части и натягивает шапку. В таком положении папаха пробудет два часа. Но это только часть работы, теперь ворс нужно хорошенько вычесать. Курбан ловко орудует тяжелым гребнем — вокруг ложатся комки белой шерсти. Хазинат соберет шерсть, сделает нити и свяжет носочки или забьет шерстью подушки.
Папаха готова, правда, пока неказистая. Курбан делает ей «укладку». Прямо как в парикмахерской: шерсть увлажняют с помощью распылителя. В воздухе цветочный аромат — кондиционер для белья делает ворс послушным, да и перебивает запах овчины. С мокрых прядей падают редкие капли. Теперь папаху нужно как следует «выпороть». Курбан вертит ее на руке, то и дело подставляя под удар сырые бока. «Завивка» завершилась. Как только ворс высохнет, процедуру повторят два-три раза.
«Молодец Хабиб — такую рекламу сделал» Курбан работает с оптовиками. Клиентов находит через соцсети и «Авито». Папахи обычно берут партиями по несколько десятков сувенирные магазины и хореографические ансамбли из Дагестана, Москвы, Ростова-на-Дону, Томска и других городов. Иногда обращаются организаторы разных мероприятий.
— Чеченцы для участников авторалли в Грозном заказали 100 папах, весь коридор был в них перед отправкой. Как-то заказали совсем крохотные папахи — на годовалого ребенка. — В комплект к детским черкескам. Ни разу не видели такие? — удивляется Хазинат. Оптовая цена одной взрослой папахи — 500 рублей, в магазинах такие стоят 1500 рублей и выше. Козьи дороже — оптом 800 рублей, на руки — до 3 тысяч.
— Цены я поднимать не стал, — говорит Курбан. — Спрос вырос — уже хорошо.
Первый наплыв заказов случился, когда готовился бой Хабиба Нурмагомедова с Тони Фергюсоном. Курбану позвонили из США и заказали 1000 папах. — У меня столько не было, у всех родственников собрал и отправил товар в Москву, а дальше уже их люди переправили. Бой с Фергюсоном тогда в очередной раз не состоялся, но поединок с подобранным вместо травмированного американца бойцом Элом Яквинтой все равно вызвал ажиотаж — количество заказов подскочило в 10 раз. Папахи снова поехали в США.
А потом все стихло. До боя с Конором Макгрегором. — Сначала высоких продаж не было, пик пришелся на второй-третий день победы Хабиба. Получил срочный заказ, — вспоминает Курбан, — за сутки сшил 40 папах, вся семья помогала — весь дом в шерсти, всюду шапки. Они ведь мокрые — так не отправишь, нужно высушить. После победы Хабиба продал 300 папах. Темные папахи тогда оставались некупленными, хотя черных овец в Дагестане считают особенными. Уверяют, что у них вкуснее мясо, а в шкурку черного барашка раньше заворачивали больного человека, чтобы скорее поправился. Но заказчики, говорит Курбан, просили белые — как у Хабиба.
— Молодец Хабиб, такую рекламу сделал. Если бы специально, то мы, наверное, ему и не смогли бы заплатить. «Если бы Конор коснулся папахи Хабиба — мгновенно получил бы удар», — заявил Абдулманап Нурмагомедов, отец и тренер российского бойца, после потасовки между Хабибом и Конором Маккрегором во время публичного взвешивания перед боем.
— Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев — это больше чем просто головной убор. Ее носят не снимая. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Потерять ее можно было только с головой. Говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», — рассказывает сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслан Сефербеков. — Если по каким-либо причинам глава семейства погибал, то папаха обязательно оставалась в семье, носить ее имели право только сыновья.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Источник