Мастер-класс изготовления куклы-оберега «Шаманочка»
Оксана Теликова
Мастер-класс изготовления куклы-оберега «Шаманочка»
Давно задумала смастерить куклу-оберег «Шаманочка «. Теперь, когда свободного времени появилось очень много — «отвела душу».
По-моему, ещё и своевременно, в свете происходящих с нами событий.
Деятельность шаманки связана с лечением. Одна из важных задач, которую выполняют шаманы, заключается в защите психической целостности общества. Шаманы являются хранителями древних традиций, обрядов и шаманских практик для призывов родовых духов. Они находятся в неразрывной связи со всем миром и даже космосом. Шаман — неотъемлемая часть природы и един с ней.
Так я ладила свою шаманочку.
Интересно было наряжать куколку, украшать её. В ход пошли старые бусы из чёрного агата, сломанное во время бурных рукоплесканий серебряное колечко, цепочка, перья, кусочки меха, детали украшения для волос стали серьгами.
Для обычного человека бубен – это всего лишь музыкальный инструмент, а для шамана – это универсальное изображение мира, верный проводник в путешествиях по Миру Духов. С помощью музыкального ритма бубна человек входит в транс (камлание, а также может проводить ритуалы по приманиваю или отпугиванию духов.
Бубен — это круглый или овальный обод обтянутый кожей. Этот ритуальный инструмент изготовляют из особой древесины. Ведь не каждое дерево может быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. Имеются свои традиции в разных уголках мира. Например, алтайским шаманам на нужные деревья указывают духи, а сибирские – выбирают дерево, в которое ударила молния, значит оно было отмечено свыше.
Иногда на бубне можно наблюдать рисунки, которые имеют сакральное значение.
Внутри инструмента расположены рукоятка и прутья, на них могут крепиться различные подвески, чтобы увеличить силу бубна.
Считается, что бубен для шамана не только ритуальный инструмент, а и проводник в иные миры. Во время транса он является своему владельцу в воплощении коня, оленя, лося или лодки.
За всю жизнь у шамана может быть несколько бубнов. Но, как правило, не может быть двух и более одновременно.
Раньше считалось, что шаман на протяжении всей своей жизни мог использовать не более девяти бубнов. И когда изнашивался последний, это означало, что вскоре шаман покинет этот мир.
Неотъемлемая часть бубна — колотушка (ладорбц). Обычно её изготовляют из дерева и обтягивают шкурой животного. К ней могут быть привязаны медные кольца или колокольчики, которые звенят при ударах. Этот ритуальный предмет имеет для шамана не меньшее значение, чем бубен.
Сегодня я отправилась в магазин за продуктами, по дороге у сосны запечатлела шаманочку специально для вас, мои друзья и читатели блога! Будьте здоровы!
Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: — научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.
Мастер-класс изготовления куклы Метлушки — оберега для дома и здоровья С незапамятных времен с особым почитанием относились к метле-обрегу. На Руси считалось, что метла прогоняет тёмные силы, «выметает» дурное.
Мастер-класс изготовления куклы-оберега «Медведь-охотник» Рада вам, мои друзья, коллеги, гости! Медведь издавна считается хозяином леса. Как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным.
Мастер-класс изготовления оберега для путника «Подорожница» Есть на карте множество дорог, — Выбирай любую, если хочешь. Важно, чтоб понять ты мог: Главная дорога всех дорог Каждого ведет на свой.
Мастер-класс изготовления куклы по мотивам народной куклы «Деревенский ангел» Тепло вас приветствую, мои друзья и гости странички! Сегодня выдалось свободное утро, и решила я смастерить подарок ко дню рождения маамовской.
Мастер-класс изготовления уральской тряпичной куклы-оберега «От худого слова» «Слово не воробей!» — гласит народная мудрость. В обыденной жизни нам очень часто приходится слышать слова, которые причиняют нам боль и.
Мастер-класс по изготовлению из ткани куклы-оберега «Ангел-хранитель» Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, и гости моей странички! Тысячелетия назад наши далёкие предки, старались защитить себя и.
Мастер-класс по изготовлению куклы — оберега из ниток «Десятиручка» Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья, и гости моей странички. Предлагаю Вашему вниманию очередной мастер — класс по изготовлению обрядовой.
Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Крупенички С древних времён тряпичная кукла-мотанка использовалась славянами в качестве оберега или ритуального предмета. Такие талисманы были спутниками.
Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица» Поверья славян упираются в убеждение, что в такие дни, когда зима с весной борются, врата между иным и явным миром приоткрываются, границы.
Источник
Круговой обзор: секреты одеяния и атрибутов сибирских шаманов
Зачем шаману бубен, колотушка и трость?
Во многих музеях нашей страны хранятся уникальные экспонаты, связанные с шаманизмом — древней системой религиозно-обрядовых верований, которая до сих пор распространена во многих районах Сибири. Среди этих реликвий особый интерес представляют одеяния шаманов и их главные атрибуты: бубен, колотушка, трость. Все эти вещи еще около ста лет назад использовались в обрядах, которые приводили людей в состояние благоговейного трепета.
Шаманский ритуал принято называть камланием. Это слово происходит от названия шамана у алтайцев — кам. Во время проведения обряда шаман вводии себя в состояние транса, особого экстаза, позволяющего, согласно древним верованиям, общаться с духами и путешествовать в иные миры. Кам в состоянии транса был способен ходить по углям, протыкать себе различные части тела, не чувствовать холода. Многие исследователи изумлялись, как дряхлые пожилые шаманы в костюмах, весивших порою под двадцать килограммов, умудрялись по нескольку часов танцевать, петь, демонстрировать чудеса ловкости. После обряда перед наблюдателями вновь стоял немощный, зачастую больной старик.
Как правило, шаманами становились «по наследству», но бывали и исключения. Например, человека могли призвать духи, подав ему знак — «подбросить» избраннику священные небесные камни или зеркало, или наслать болезнь. Шаманская болезнь сопровождалась галлюцинациями, обмороками, припадками, человеку казалось, что духи «переделывают» его. К примеру, нганасанский шаман Дюхадэ, в 30-х годах XX века утверждал, что его тело вываривали, пока кости не отделились от мяса, голову закаливали, будто железо в холодной воде, вынули глаза и вставили новые. Таким способом шаман как бы перерождался, полностью менялся. Затем он должен был пройти посвящение, после чего получал необходимые атрибуты.
Пожалуй, один из самых известных атрибутов шамана — бубен. Этот музыкальный инструмент воспринимался как шаманское верховое животное, переносившее исполнителя в иные миры. Чаще всего таким зверем оказывался олень или конь. Буряты, монголы, хакасы, якуты считали, что душа шамана путешествует верхом на чудесном белом коне-бубне. Несомненно, образ коня — относительно поздний. Он сформировался под влиянием коневодства. Более архаичен образ оленя, что подтверждается многочисленными этнографическими наблюдениями и археологическими данными. Якуты нередко изготавливали бубны, называвшиеся конями, но имевшими два деревянных рога и уши. На Алтае в древности коню, положенному в могилу вместе с хозяином, придавались характерные оленьи черты. Естественно, что на обод бубна натягивалась кожа того животного, на котором должен был путешествовать шаман. Духи говорили в грезах каму, когда и из какого дерева следует изготовить обод, кожу какого именно зверя натянуть на него. К дереву для обода предъявлялись особые требования: оно должно было быть неоскверненным, расти вдали от жилья, в каком-либо месте, определенном духами. Интересно, что шаман получал бубен не сразу, а по прошествии некоторого времени после призвания.Кроме того, инструмент мог олицетворять душу шамана. Колотушка к бубну так же наделялась магическими свойствами и выполняла функцию «погоняла» ездового животного. На рукояти обычно вырезалосьизображение зверя. Изготавливали колотушку из оленьего рога или дерева. В последнем случае ее обтягивали шкурой с ноги лося, марала.
Источник
Одежда шамана
Одежда шамана
автор Медуза Вт Авг 21, 2018 6:07 pm
Re: Одежда шамана
автор Медуза Сб Авг 25, 2018 10:07 pm
Символика шаманской одежды
Символика шаманской одежды
По наряду шаманов можно изучать их религиозную систему, так как костюм, в который облачается шаман, означает божественное присутствие, выраженное в космических символах.
У разных народов существуют разные традиции не только оформления ритуального костюма, но и облачения в него. Алтайские шаманы зимой одевают свой костюм на рубашку, а летом — на голое тело. Тунгусы в любое время года одевают шаманский наряд на голое тело. То же самое можно встретить и у других народов Арктики. Но у народов, расселяющихся на северо-востоке Сибири и у эскимосских племён вообще не существует шаманского наряда. У эскимосов, например, шаман обнажает торс и единственной одеждой на нём остаётся пояс. Скорее всего такая практически полная нагота связана с религиозными представлениями.
Однако независимо от того есть шаманский наряд или его нет понятно одно: шаман не может выполнять свои функции, пока одет в будничную одежду. В том случае, если наряда нет, его заменяют бубен, пояс, шапка. Например, у шоров, чёрных татар и телеутов шаманского наряда нет, но они используют ткань для обматывания головы. Без этой ткани заниматься шаманством просто недопустимо.
Наряд представляет собой микрокосмос, который отличается своими качествами от окружающего пространства обыденности. С одной стороны он представляет собой символическую систему, а с другой — наполнен разными духовными силами, духами, которые формировали собственное пространство в процессе посвящения. Шаман преодолевает мирское пространство и готовится войти в контакт с духами, когда одевает своё облачение. Такое приготовление становится прямым вхождением в духовный мир, потому что наряд одевается с использованием многочисленных традиционных церемоний, которые предваряют шаманский транс.
Само получение, приобретение наряда сопровождается определёнными ритуалами. Шаман должен из своих снов узнать, где его будущий наряд. Найти его он должен сам. У бирарченов наряд по цене коня покупается у родственников умершего шамана. Наряд не может покинуть пределы рода. Он имеет отношение ко всему роду, который заботился о приобретении и сохранении облачения. Но гораздо важнее то, что шаманский наряд насыщен духами, и его нельзя носить тем, кто не может ими управлять. Вырвавшиеся на свободу, духи могут принести вред всему роду. Когда наряд изношен, его вешают в лесу на дереве, чтобы живущие в нём духи покинули его и поселились в новом наряде.
У оседлых тунгусов наряд шамана после смерти хранится в его доме. При этом духи, которые населяют этот костюм, проявляют себя: костюм без видимых причин начинает вздрагивать и шевелиться. У тунгусов-кочевников наряд умершего шамана принято класть возле его гроба. В некоторых регионах считается, что наряд может утратить силу. Это определяют по таким признакам, как смерть больного при лечении с использованием костюма шамана.
Наряд сибирского шамана
У каждого сибирского шамана, по описанию С.С. Шашкова, должны быть кафтан, на который навешаны представляющие мифических животных фигурки и кружки, маска, медный или железный нагрудник, колпак. У самоедов вместо маски был платок, который закрывал глаза шамана и помогал попасть в мир духов через внутренний свет.
На спине кафтана якутских шаманов среди представляющих солнце висящих колец располагался просверленный кружок, который назывался ойбон кюнгете, что означает «отверстие солнца». Однако обычно считается, что он означает Землю с центральным отверстием, с помощью которого шаман попадает в потусторонний мир.
На спине также располагаются полумесяц и железная цепь, которые символизируют выносливость и силу шамана. Железные бляхи нужны на костюме для защиты от ударов злых духов, а бахрома, которую нашивают на мех, считается перьями. Вообще наряд якутского шамана содержит 30-40 фунтов (13-18 кг) металлических украшений. Все металлические предметы на наряде шамана имеют свою душу и не ржавеют.
Украшения из металла располагаются на костюме определённым образом. Вдоль рук они размещаются таким образом, чтобы воспроизвести кость руки. На грудной клетке пришиваются бляшки, которые изображают рёбра. Выше располагают грудь, печень, сердце, другие внутренние органы. Пришивают изображения птиц и животных, вешают небольшой металлический эмегет — дух бешенства — в форме лодки с человечком. У забайкальских и северных тунгусов существуют два вида костюмов: один изображает оленя, другой — утку. Голову коня напоминают резные концы палок. На спине висят ленточки длиной 1 м и шириной 10 см. Их называют кулин — башня. Кони используются в путешествиях шамана.
Наряд бурятского шамана
Исследователь второй половины XVIII в. Паллас оставил описание бурятской шаманки. У неё были две палки, на которых висели колокольчики, и оканчивались они набалдашником в форме конской головы. С её плеч спадали до земли 30 змей из белых и чёрных мехов. На голове был шлем с тремя рогами.
По описаниям М.Н. Хангалова и Н.Н. Агапитова у бурятского шамана должны быть меховой кафтан, колпак в виде рыси, железная или деревянная палка с конской головой. Все эти предметы шаман получает в процессе посвящения. Колпак он получает после пятого очищения. Деревянную палку шаман получает после первого посвящения. Её изготавливают из берёзы таким образом, чтобы не повредить дерево. Вторую железную палку получают только после пятого посвящения. Её украшают колокольчиками.
По цвету кафтана отличают белого шамана от чёрного. Белый кафтан носит шаман, которого поддерживают добрые духи, а чёрный — тот, которому помогают злые духи.
Верхушка железной шапки образована железными кольцами и украшена рогами. Сзади находится железная цепь из девяти звеньев, на конце которой прикреплен кусок железа в форме наконечника. Эта цепь, идущая от шапки, называется позвоночником. На висках с каждой стороны шапки расположено по одному железному кольцу с тремя колбугами. Колбуги — это скрученные полоски железа длиной 4,5 сантиметра. Они означают связь, союз, единство двоих. Сзади и по сторонам к шапке крепятся ленты из шёлка, сукна, полотна и меха, скрученные в виде змей. С ними привязывают кусочки в форме бахромы из ткани цветов, имитирующих мех горностая, ласки и белки.
Под воротником кафтан завязывается полоска полотна шириной 30 см, к которой прикрепляются шкурки животных и изображения змей. Этот аксессуар называют джибер (плавник, крыло) или далабчи (крыло).
Палка с изображением конской головы грубо отёсана. Её длина составляет полтора метра. К шее палки прикрепляется кольцо с тремя колбугами — так получается грива коня. Такие же колбуги крепятся к противоположному концу, образуя хвост. Спереди палки крепится ещё одно кольцо с колбугой и миниатюрные железные стремена, меч, копьё, молот, топор, лодка, наконечник гарпуна, весло. Ниже ещё размещаются три кольца с колбугами. Эти кольца символизируют ноги.
У шамана также есть кнут с рукояткой, восьмикратно обмотанной кожей мускусной крысы и снабжённой железным кольцом с тремя колбугами. Вместе с кольцами привязывают меч, копьё, дубинку с заострённым концом, молот — всё это в маленькое. Также прикрепляют кусочки полотна и шёлка. Этот аксессуар называется «кнут живого». Обычно кнут шаман использует вместе с палками для совершения обрядов и ритуалов.
Наряд алтайского шамана
Кафтан алтайского шамана изготовлен из кожи оленя или козла. К нему пришито множество платочков и ленточек, которые символизируют змей. Некоторые ленточки имеют форму головы змеи с открытой пастью и глазами. У больших змей хвост раздваивается, а иногда встречается, что у трёх змей всего одна голова. Считается, что у богатого шамана должно быть 1070 змей.
Также на кафтане находится несколько железных предметов. Среди них есть небольшой лук со стрелами, предназначенный для отпугивания духов. На спине костюма пришиты два медных круга и шкуры животных. Воротник украшается бахромой из перьев коричневых и чёрных сов. Там же расположены семь фигурок, у которых вместо головы перья коричневой совы. Они символизируют семь небесных дев. Семь колокольчиков, которые украшают костюм, считаются голосами этих дев. В некоторых регионах небесных дев девять. Считается, что это дочери Ульген.
Среди висящих на шаманском костюме предметов, есть также два маленьких урода — Джутпа и Арба. Они живут в царстве Эрлик. Одного из них делают из коричневого или чёрного материала, а другого — из зелёного. Каждый имеет по паре ног, полуоткрытую пасть и хвост.
Костюм шамана, как и всё, что связано с шаманством, наделён силой, которая сохраняется после смерти хозяина. Поэтому большинство народов не сохраняют шаманское облачение, а оставляют его в погребении умершего шамана. Ритуальный наряд продумывается до мелочей, так как в своих духовных путешествиях шаман нуждается в защите и помощи, которую ему дают символические изображения духов-помощников.
Источник