Технологии изготовления штанцформ
Сегодня на производстве упаковочной тары используют штанцформы для картона. Они позволяют увеличить скорость выпуска продукции, сократить затраты и улучшить качество товара.
Что такое штанцевание и вырубной штамп
Штанцевание — процесс высекания фигурного контура на бумажном материале при помощи острых ножей. Для этого потребуется штанцформа — специальное оборудование, предназначенное для массового производства упаковки из бумаги, картона, гофрокартона и микрогофрокартона. Ее основу составляет фанера из твердых пород дерева, так как подходит для лазерной резки. Вырубной штамп для картона — инструмент, используемый в прессах для вырубки. Штамп вырубка помогает превратить обычный лист в готовое изделие в развертке для последующей сборки. Станки работают по принципу давления. При нажатии на картон получается изделие. Для создания линий разного назначения, устанавливают штанцевальные линейки:
- режущие для прорезания контура насквозь,
- рицевальные для частичного прорезания материала,
- биговальные для формирования линий сгиба,
- перфорационные для созданий линий отрыва.
На фанере делают пропилы лазером. Высокоточность лазерной установки позволяет получить точные по длине и толщине прорези. В эти прорези вставляют штанцлинейки, которые спроектированы по форме будущего изделия. Данная процедура проводится вручную или с использованием роботов-автоматов.
Этапы изготовления штанцевальных форм
В самом начале нужно разработать макет. Этим занимается дизайнер. Он делает макет высечки с припусками в 2-3 мм. На рисунке отмечают места биговки, перфорации, надсечек. Готовый макет распечатывают и пробуют собрать. Это позволяет исключить брак при изготовлении реальной упаковки.
Проектирование — важный этап. От него зависит качество и эргономичность будущего изделия. Даже небольшой просчет приводит к снижению параметров по надежности и прочности тары. Поэтому данному этапу уделяют достаточное количество времени и внимания. После получения и согласования макета переходят к самой процедуре получения заготовки.
Процесс штанцевания бывает двух видов:
- Плоское — обработка листового или рулонного бумажного материала на плоском фанерном основании. В штанцформе работают биговальные контр-матрицы или каналы.
- Ротационное — представляет собой полукруглое основание из фанеры. Применяют для высокоскоростного изготовления упаковок в большом объеме.
Оба способа создают красивые и плавные очертания. Подходят для обычного и гофрированного картона, разного типа бумаги, пластика. Позволяют воплотить любые дизайнерские задумки.
Технология штанцевания сложна и требует учета многих аспектов:
- выбор основания в зависимости от сроков эксплуатации матрицы и объема партии,
- для установки ножей-линеек нужно заранее знать, на каком материале будет печататься рисунок и какова его толщина,
- подбор правильных деталей для фиксации листа и контроля силы нажатия влияет на долговечность матрицы и точности формы.
Где применяется данная технология
Есть определенные сферы деятельности, которым не обойтись без изготовления штанцформ. Особенно это актуально в полиграфии для создания открыток, рекламных материалов, подарочных коробок. Также для производителей продуктов и техники, которым нужно упаковывать свой товар в оригинальную тару. Штанц формы необходимы для точного воспроизведения изгибов и контуров спроектированного макета.
Где можно заказать вырубную оснастку
Чтобы получить упаковку высокого качества, нужно приобрести хорошее технологичное оборудование. От техники зависит точность размеров и формы, аккуратность и надежность сборки. Стоит оно не дешево. К тому же, изготовление вырубных штампов — сложный технологический процесс. Он требует определенных знаний, навыков и опыта. Перед началом работ нужно составить проект, правильно выставить все ножи и линейки.
Сейчас нет необходимости заниматься закупкой, установкой и работой за оборудованием. Многие производственные компании предлагают услуги по изготовлению штанцформ для вырубки. Одна из таких компаний, которая представлена на рынке уже очень давно — «Кристалл». Здесь выполнят проект любой сложности и объемов. Работы ведут на станках ведущих зарубежных производителей с ножами высшей марки стали.
Заказывайте вырубную оснастку у профессионалов. Это сэкономит ваш бюджет и время. А в результате за не большие деньги вы получите готовое изделие хорошего качества.
Источник
ручная вырубка штанцформой
Здравсвуйте. Делаю магниты. До сих пор приходилось обходится прямоугольной формой, сейчас нашел производителя штанцформ.
Если какой либо ручной пресс или другое недорогое решения для вырубки. Ходить на сторону не интересно, тиражи не большие, но достаточно постоянные. Покупать дорогой пресс нет смысла
Спасибо
Поищи обжимной переплетный пресс. Или закажи слесарям.
Я встречал оригинальную приспособу. Берется тележка, которая поднимает 2т., нагружается под завязку, поднимается груз, под нее подкладывается приспособа для вырубки и на нее опускается груз. Рубит на ура. Дешево и сердито
У меня такае же проблема.
Делаем бумажные вымпела. Бывает по 1000 в день. Сейчас режем сабельным резаком (ideal). Резак ломается раз в полгода (то ножи затупятся (но это не проблема), то прижим сломается, то еще что-нибудь). Давно приглядываюсь к штанцформам. Есть задумки (например, что-то типа ручного отжима от старых стиральных машин), но надо найти конструктора все просчитать (а это уже проблема).
Чтоб не изобретать велсипед облазил и-нет, но ничего не нашел.
Помогите кто может. Кто может помо
У меня знакомы их украины рассказывал, что в конторах победнее народ
молотком дубасит.
Но хотелось бы как то этот процесс облагородить, не опускаться до уровня молотка.
Подобные методы проходили. Купили даже пресс ручной советский 2-х тонный. Думали будет нам счастье. Пресс был хорош, даже тиснение на нем делали — после часа настройки получалось вполне сносно. Но пришлось его бросить в связи с переездом на другое место и потому, что больше 10 х 10 см. вырубить качественно на нем не возможно. Время уходило уйма — все же делается вручную! И весил он столько же, сколько и выжимал. Пришел к выводу — лучше профессионалов никто не сделает. Сейчас отдаем заказы в контору, которая профессионально занимается вырубкой. Качество — супер, головняков никаких. Получается реально дешевле, чем иметь пресс, площадь под него и человека работающего на нем. Ведь в данной работе самое дорогое — штамп.
А к чему такие муки творчества? Купить тигель, ПТ-4 или что еще луше БПП-75. Б/у-шные такие стоят примеро 500 уе. Деньги-то не большие (относительно) а отбить такое микровложение можно на высечке очень даже быстро. Высекают до третьего формата. Очень даже качественно. Правда в таком случае качество высечки на прямую зависти от качества исполнения штанц-ножа.
И еще. Возможность высеч то или иное изделие оцениватся не размерами изделия, типа 10*10см, а длиной ножей. Биговальных, рицовочных или высечных, используемых в данном ноже. У каждого пресса есть свой предел — несколько тонн. Или сот кг. Вот от этого и нужно исходить — потянет или нет длину линеек вашего штампа.
А про высекать молотком — это круто!! Ну, было одно время, уж совсем в кризисные времена высекали прижимом резальной машины…. Но не молотком.
PS. ИМХО, обжимной пресс не потянет. Пробовали.
А насколько реально использовать для высечки из картона 300г/м корейский ручной пресс TC — 800 T (давл. 2000кг)? Т.е. что его можно использовать — это вроде бы известно, но какой макс. размер можно высечь? Ни кто не работал с этой штукой?
А как ввобще расчитать необходимое усилие ?
Есть ведь где-нибудь расчетные коэфициенты для разных типов материалов, например, бумага 200 гр. — 10 кг/см. ножа (цифра от фонаря). Допустим мне надо вырубить следующее: бумага 200 гр. ламинат 125мк. с двух сторон, длина реза (ножа) 30-40 см. Мне можен дунуть достаточно и все вырубится.
SeYV сказал:
>
> А как ввобще расчитать необходимое усилие ?
> Есть ведь где-нибудь расчетные коэфициенты для разных типов
> материалов, например, бумага 200 гр. — 10 кг/см. ножа (цифра
> от фонаря). Допустим мне надо вырубить следующее: бумага 200
> гр. ламинат 125мк. с двух сторон, длина реза (ножа) 30-40
> см. Мне можен дунуть достаточно и все вырубится.
Ну это смотря с каким усилием дунуть…)
Честно говоря когда-то все эти значения (нагрузка на метр линеек) помнил, да со временем от ненужности этих цифр в ежедневной практике забыл. Мы поступаем следующим образом: у нас есть очень хороший подрядчик, который изготавливает нам штанц формы. Мы присылаем ему макет ножа, сообщаем, на каком пресе он предполагается использоваться — у нас их четыре, три первого и один второго форматов — и заказчик нам все проверяет и изготавливает.
Обратитесь в нормальную фирму, производящюю штанц ножи. Думаю, они вас более подробно проконсультируют.
Наверное я не совсем правильно объяснил, что мне нужно. Заказы как правило небольшие, в приделах 100 штук из винилового магнита, толщина его меньше 1 мм. режется и ножом и ножницами элементарно.
На а4 помещается от 4 до 8 таких наклеек, причем мне не обязательно высекать сразу весь лист, можно каждую наклейку поотдельности.
500 $ мне не жалко, но вот хотелось бы, что бы оборудование было не слишком габаритное, площадь у меня маленькая, я к примеру так и не нашел, какие габариты у ПТ 4
Идешь в фирму торгующую швейным оборудованием покупаешь ручной ударный пресс (молоток XXI века). К нему, там же, продаются насадки разного диаметра для вырубки из кожи . Думаю магнитный финил возьмет. Этим прессом я рублю пятаки для медалей из люминия (d25,38,50) для сублимации (правда насадки заказал на заводе) на нем же закатываю значки, на нем же и брелоки GAMAX. Раньше от стоил 4000 руб. сейчас где-то 6000 р. В принципе под него пожно сделать маленькие штанцформы.
А магниты я режу на CO-лазере, сам понимаешь хоть буквой зю.
Пресс ТС 800 может, но не предназначен для вырубки. Если вырубать, то неболшой формат. Для мягких сортов бумаг (хромолюкс) не более А5.
Для рубки магнитного винила подходит ОТЛИЧНО.
Как же на нем можно закатывать значки если он лупит как молоток?
Сила удара регулируется.
А с помощью высокотехнологичного приспособления в виде обрезка трубы
d30мм длинной где-то 8 см. удара вообще нет.
Хотя конечно, для закатки значков лучше использовать безударный пресс.
У меня штанцформа для вырубки картонной коробочки. Общая длина ножей (и для резки и для биговки) там порядка 2 м.. Что на ТС 800 это не вырубить я уже понял (жаль однако. Пресс с каким давлением с этим может справиться? Т.е. я ищу способ как самому это делать при небольшой мастерской и ограниченном бюджете.
кто небудь может мне посоветовать что лучше всего использовать для вырезки формы на коже к примеру листка, цветка и в этом роде! ?
Штанц-нож. Штамп, выполненный из ленточных стальных ножей, в пропиленной фанере. Делается практически любой сложности контура. Но в нормальных, специализированных фирмах.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Ищу способ вырубать кожу до 5мм толщиной на маленькие ( до 5*5 см) фигурные детали. В штанц фирме говорят толстая кожа и мелкие изгибы- проблематично. И пресс какой нужен? Помогите советом, кто знает такую фирму или способ.
«кожу до 5мм толщиной»
кожа гиппопотама?
Простая кожа 5мм это нормально. вот как раз на столе вырубка валяется — кожаный магнит подарили
Если мелочи совсем нет, то штанцформой, а рубить найди пресс обувной. Если есть мелочевка, то лазером, но запах мягко говоря неприятный, причем изделие потом тоже долго пахнет.
Кожу 5 мм лазером ? Достаточно сомнительное занятие. Врят-ли получиться. Вернее порезать получиться, но кожа по краям силно обуглиться. И проходов делать придется не меряно.
Стандартная штанцформа то же не потянет.
У обувщиков и швейников есть ножи из них делают вырубные штампы для вырубки кожи и ткани. Но обнозначно без мелких деталей, т.к. сами ножи толщиной 2-3 мм. А ими можно уже и молотком, можно и пресса купить — это уже к продавцам швейного оборудования.
Юрий, у меня кожа одно из направлений. Китайский гравер за 4-5 проходов чепрак прорезает, чернеет — да, но чепрак в основном или черный или темно коричневый, так что срез смотрится нормально.
Формой, т.к. изделие маленькое и периметр ножей небольшой рубить можно, у нас идет один из постоянных тиражей вырубаем окошко размером примерно 5х15 см., рубим на тигеле, обычной штанцформой.
Скорняки и обувщики рубят штампом очень похожим на проходной, типа как кольеретки вырубают, но у них один штамп на десятки тысяч изделий, а тут как понимаю такой задачи нет.
не знаю, я когда кожу лазером резал у меня край не то что темнел, он обугливался, и долго потом пачкался, причем чем толще кожа дем больше
Посмптрите валковый пресс.
Есть разные от 30см шириной.
У нас Grandmark, но он весь игрушечный какой-то. Есть польские и китайские чугунные — те классные. На последнем полиграфинтере чуть не купил — кончились.
Самый большой тираж магнитов 24000 (1000 листов SRA3) клеили на винил 4 дня, вырубал один человек 3 дня.
Для валковых не важна длина ножей т.к. он давит одновременно на маленькую площадь. 24 круглых магнита на лист — примерно 4,5метра ножей.
Нам подогнали на пробу Новосибирский, у него ширина валов 110 см., если покупать стоит вроде где-то 100 т.р. так же как китай на А3
В Новосибирске вроде еще на 60 см делают.
Рубить на нем нормально получается, коробки из гофры то же хорошо, а вот папки чё-то не получаются, проблемы с биговкой, то недодавливает, то передавливает.
Валковый пресс для биговки на тонких картонах однослойных не предназначен. Только микро-, гофрокартон.
Биг возможен на тигельном или стопцилиндре.
Приобретите тигель, впринципе любой, он рубит и бигует всё. но вот с кожей 5 мм у меня сомнения есть. вырубить он её вырубит, но не факт, что она в штанц-форме не застрянет. поэтому пресс с ручной подачей нужен. стоп-цилиндр не подойдёт. у БПП-75, усилие максимальное на давление порядка 60 т,
Прочёл ещё раз, какая задача стоит. А то уже за картон пошла речь, что и увело в сторону.
Кожа-значит пресс для обувной промышленности.
У них штанцформа по цене в 4 раза дешевле, недавно сделал штанц за 1850 р. простенький. Обувщики сделали это же за 450 р.
Их штанц удобней-не нужен верный угол (совмещение через ножи, т.к фанеры нет), смещаться не будет и рвать кожу, что обычно бывает на валковом.
А на стопцилиндре усилие такое-же, как и на валковом, минимальное. Это так, для справки. Все пробовал, кроме тигеля-хватило чужого опыта.
Но везде-тигель, валковый, стопцилиндр-нужен верный угол, проблемы с не прорубкой по контуру. Стопцил. к тому же захватывает изделие и оборачивает во круг цилиндра, что вообще не подойдет. Да и настроить его посложней, чем тигель, валковый проще, но он будет при рубке как бы сталкивать на ножах изделие, что для гофры не страшно.
Оптимально по отсутствии настройки на вырубку, размерам пресса, его веса и цене б.у.-обувной пресс
купите BIG SHOT А3 формата для скрапбукинга за 12 тысяч рублей и не заморачивайтесь! а на Ebay можно на аукционе выиграть его и за 100 долларов, только за достаку и растаможку заплатите столько же, но всё дешевле чем кулибинские методы. к нему подходят штанцформы всех производителей. имеет огромное количество родных форм стоимостью не дороже 20 долларов за штуку, можно марбах заказывать, тоже подходят. размер не большой, чуть шире и длиннее А3 листа и в высоту 25 см всего. крути себе за ручку и всё. а вы блин тележки, молотки. рукодельницы домой себе эти приспособы покупают на ровне с пылесосом и миксером, а вы бизнес делать можете на нём!…..
я на нем открытки ручной работы делаю, а сейчас формы конвертов и коробочек заказала, сижу и думаю, может тоже бизнесок закатить дома на хозяйстве? конвертики «блястящие» дорого стоят, а бумажка из китая «перламутровенькая» копейки…. кстати коробки для дисков на нём тоже вмещаются. да на нём всё делать можно, что в формат А3 вмещается, а по длине вообще можно не ограничиваться. лоток на без бортов поставил из цельного листа 0,3 металлического и наслаждайся жизнью. машинки бывают и меньшего размера А4 например и соответственно дешевле.
ХэндМэйд наступает на пятки
Андрей КотПеч , а вы по всей вероятности станки дорогущие подаёте? ХендМейд давным давно все из профессиональной полиграфии взял, а вот полиграфисты почему то гнушаются в хенд мейд заглянуть…. а зря, очень даже…. там много интересного можно надыбать. например штампы очень легко заменяют шелкографию, и качеством не уступают. (изготавливаются из фотополимера для настенной шелкографии) а различные лаки и акрилаты продаются в строительно отделочных магазинах в больших и маленьких упаковках. многие просто не догадываются, что всю химию фасуют из одного ведра только для полиграфии в мизерные баночки и продают по цене всего ведра, а для дизайнерской отделки в большую фасовку по терпимой цене. ведь в полиграфии обрабатываются тиражи по 100-500 штук расход не большой, а дизайнеры уюта на стенах тоже самое используют, только вёдрами. и кракелюрные лаки и поталь и праймеры и лаки и закрепители и фотополимеры, всё тоже самое! Представьте себе, что и нейл арт и стоматология все тоже самое втирает нам. только в стоматологию и нейларт также как и в полиграфию фасуют в мизерные упаковки. а масса для слепка челюсти и на вид и на цвет и на запах похожа на силикон для изготовления гипсовых форм. который продается всё в том же отделочном магазине в упаковке 10 литров за 400 рублей. а у стоматологов литровая баночка этой массы в закупке 1200 рублей стоит. а никогда не видели как стоматологи намешивают пломбировочный материал? а знаете из чего? из акриловой пудры и полимера! мой сосед полы акриловые заливает на заводах и автостоянках из того же самого акрила и полимера. цвета пигментов только разные…. и ногти наращивают ваши жёны и сестры все тем же акрилом. иногда гелем, который продают 30 мл. за 1500 рублей. а дизайнеры интерьеров этим гелем финишируют свою работу на сотнях квадратных метров. так что если внимательно присмотреться и принюхаться, ваши бизнеса куда дешевле по себестоимости станут, если закупать не в насиженных полиграфистами местах, а в совсем не привычных для этого магазинах. к слову сказать тот же Клей «Cosmofen CA-12» стоимостью 3 евро за 20 грамм в строй отделке литр столько же стоит, только название имеет другое.
Vika,
Вы очень глубоко заблуждаетесь. Неужели Вы думаете что так всё просто .
Я не продаю оборудование, но с декорщиками дело имею и большую часть продукции изначально заказывают именно у нас — полиграфистов.
По шелкографии видно, что даже понятия не имеете о возможностях данного вида печати. Зачем так много строчить только на эмоциях ?
Тиражи по 100-500 шт — это для нас маленькие — гонятся тысячами и более, при том результат отработан и гарантирован. И поверьте — никакие штампы не заменят эти возможности — метод нанесения совершенно другой, как и результат
Мы берём обьёмами — тиражами. С нейлартом знаком в нескольких направлениях — наклейки и переводки заказывают по 50 -100 тыс штук. Да по 5-10 руб, потом продают в розницу по 100. Но не в этом суть — суть в обороте. Быстрее провернуть заложеные средства.
А по технике — Вы выше предложили — она не выдержит типичных обьёмов , сломается просто, да и производительность не та.
По фасовке согласен. Те же самые глиттера в косметике стоят заоблачных денег, хотя если брать оптом и тупо фасовать по 5-20 грамм, даже на опте и макс скидках можно заработать. Мне это всё знакомо, но розница и тиражи — это разные вещи…..
Я вам тоже могу привести кучу примеров, но надо ли ? Кто-то продаёт поштучно и пыхтит пол дня, а кто-то вагонами и это делается круглосуточно — вот в чём разница. И тот кто делает вагонами, нуждается в конкретном оборудовании, которое будет работать не месяц, и не год, перерабатывая данные обьёмы ))) Вот, в большинстве случаев такие и сидят тут, на форуме
Иначе бы давно все уже купили эти «балалайки» и стали миллионерами ))) Не всё так просто, как кажется
в «балалайке» ломаться нечему! 2 металлических вала 8 см в диаметре и ручка 1,5 см толщиной металлическая. вес около 15 кг между прочем. это вид у балалайки гламурный с вензелечками, а на самом деле тем, кому телеги загружать и потом опускать на штанц форму вполне подойдет. и тем кто молотком долбасит по форме, вырывая ножи нахрен тоже вполне сойдет. они не вагонами грузят, они по двое-трое в девятиметровой комнатушке сидят на шестом этаже офисного муравейника и визитки шлёпают по 100 штук.
А что касается псевдо шелкографии… технология проста до умопомрачения! из полимера для резиновых печатей создаётся штамп (технологию изготовления печати в ютубе можно найти) полимеризуется в лампе для ногтевого сервиса. цена лампы в рознице 600 рублей(самая простая) в отличии от экспонирующей камеры в полиграфии цена которой зашкаливает за 30 тыс рублей-хорошая, и 12 тысяч по проще… за тем наносится на штамп липкий клей, переносится на носитель (бумага, клеёнка, и т д.) засыпается пудрой для тиснения, сушится феном и эффект получается глянцевый, выпуклый, и очень, подчеркиваю ОЧЕНЬ четкий! в отличии от шелкографии по правилам…, где порой кривые руки шелкографиста размазывают буквы так, что ни глянца ни четкости ни выпуклости не получишь ни при каких обстоятельствах. между прочим хорошего шелкографа нужно еще по искать! второй способ псевдошелкографии можно использовать такой… без штампа, просто на струйном принтере распечатывается рисунок на бумажном носителе, за тем пока не высох, также засыпается пудрой, стряхивается, сушится феном и вуаля. (только действовать нужно оперативно, так как краска от принтера оч. быстро высыхает. этот способ хорош для тачкавера и пленки) выбирать пытливым натурам… мне нравится использовать первый способ больше.
если необходимо перенести яркий и красивый рисунок на футболку… здесь шелкография не понадобится вообще! а возможность цветопередачи поражает даже самых взыскательных потребителей. себестоимость НОЛЬ (ну почти ноль.) Делается это так…. берёте подложку от оракала или клейкой стикерной бумаги, распечатываете на лазерном принтере на ней нужный рисунок, фотографию логотип и тд. берёте футболку, внутрь прокладываете что нибудь (бумагу, ткань) кладете подложку от оракала с распечатанным рисунком на футболку лицо к лицу и проглаживаете утюгом на максимальной температуре через минуту ваш оттиск при шпарен к ткани намертво. за тем берете прозрачный акриловый лак без запаха для покрытия деревянных поверхностей ( именно деревянных это важно и именно прозрачный). разводите его растворителем до консистенции жидкой но не тягучей, берете губку и тыкающими движениями закрепляете рисунок. (не размазывающими, а тыкающими) через 20 минут сушки отправляете футболку в стиральную машинку на 30-40 минут без отжима и простирываете. футболка не теряет цвета даже после многократных стирок а лак для деревянных поверхностей перестает быть жестким уже после первой технической простирки. такой способ не для вагонных поставок, а для тех кто молотком и тележками обходится. Также можно на ткани распечатывать на прямую на принтере, но футболку туда не засунешь (подходит только первый способ), а ткани разрезаной под формат А 4 вполне возможно. ткань чтобы не ерзала и не съезжала нужно предварительно вымочить в клее ПВА разведенном 50% на 50% с водой. за тем высушить на ровной поверхности. (я использую дверь в мастерской у себя) ткань становится гладкая и шуршит как бумага. на такой ткани можно распечатывать из лазерного принтера на прямую в режиме печати на плёнке. а за тем закрепить рисунок «деревянным» лаком как написано выше.
Цель моих изложений не заключается в том, чтобы вам Андрей КотПеч «на ехидничать» это не эмоциональные возгласы…. мне нет необходимости кого то убеждать переходить на хендмейд технологии, просто для тех кто ищет способы удешевить свое маленькое производство, может мои советы по надобятся и их натолкнет это на мысли сходить на ютуб по запросу » скрапбукинг». там много из того что я сказала есть, и даже больше можно накопать, особенно в американских и бразильских роликах. как не странно именно в этих странах очень распространен этот вид рукоделия.
Да…. и еще…. если вы Андрей КотПеч вернетесь в начало форума к автору темы…. там черным по белому написано «делаю магниты маленькими тиражами, помогите с поиском ручного пресса для вырубки или другое НЕДОРОГОЕ решение для вырубки» на мой неискушённый взгляд «балалайка» ему «самое то» будет. ну и всем остальным , кто «по проще» и не вагонными поставками оперирует.
Источник